Применение знаний об особенностях темпераментов подростков в обучении математике
статья по математике

Основной проблемой при обучении математике, по-моему мнению, является разнообразие темпераментов учащихся. Для лучшего освоения материала необходимо четко различать их и подходить индивидуально при необходимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение знаний об особенностях темпераментов подростков в обучении математике

      Как всем известно, в мире давно принята и активно используется теория о четырех видах темперамента, т.е. врожденных особенностях работы головного мозга, от типа которого зависит многое в жизни человека,   в том числе и способности в обучении математике.

Если скоррелировать эмпирический материал, собранный до Павлова (Гиппократ, Кречмер и Шелдон), и его типы нервной системы, получается следующее.

Типы нервной системы по Павлову. Концепт-карта.

       Но, несмотря на то, что типы темпераментов достаточно подробно узучаются в психологии, а в  педагогике учитываются , тем не менее   педагоги не всегда на практике используют знания об особенностях темперамента в  работе, отсюда возникает недопонимание между педагогом и родителями.

 Если ребенок  флегматик, либо меланхолик, его темперамент не предполагает активную работу на уроках, готовность отвечать по первому требованию педагога и уж тем более, самому проявлять желание выйти к доске.

Диаграмма ниже – данные по подросткам, опубликованные на основании лабораторных исследований на сайте «Методики Дарова».

C:\Users\dtdm-3\Pictures\temperament-podrostki-diagramma.jpg

Как видно из диаграммы, чуть больше трети подростков – 38% являются флегматиками и меланхоликами, для плодотворной работы с ними необходимо применять другие методы и способы, нежели с холериками и сангвиниками.  

   Как же определить, каков темперамент у подростка?

 Быстрая речь, возможно, невнятная, чаще громкая, высокая активность и неумение долго сидеть без движения, задиристость и желание отвечать, даже не будучи уверенным в правильности, (руку не просто поднимаем, тянем и подпрыгиваем) – это явные черты холерика.

        Подвижность, активность, трезвость мысли, умение улаживать конфликты, желание отвечать, только будучи уверенным в себе, (руку поднимаем спокойно) – перед нами сангвиник.

        Руку не поднимаем, ждем, когда вызовут к доске; если материал усвоен, с удовольствием работаем за партой, если нет, в глазах грусть и тоска – флегматик.

Для выхода к доске нужны очень веские причины, допустим, отсутствие оценок в конце четверти. Печально смотрим за окно, не особо замечая то, что происходит в классе, если тему не поняли; спокойно и сосредоточенно работаем в тетради, если вопрос захватил и все понятно, - меланхолик.

       Основная задача в работе с такими детьми – уделить столько времени, сколько нужно подростку для ответа или решения поставленной задачи. Один из способов достичь этого – дать время самостоятельно приготовить ответ у доски, пока отвечают холерики или сангвиники,  или же остальные заняты решением других заданий. Или поставить задачу для решения за партой без серьезного ограничения во времени. Если самостоятельная или контрольная работа выполнена только частично («не успел»), значит, умения в навык не преобразовались, процесс обучения не завершен.

          Проблемные точки в обучении подростков этих темпераментов заключаются в том, что процессы работы головного мозга слегка замедлены, необходимая скорость формируется только тогда, когда процесс усвоения материала не просто завершился, а сформировался навык в использовании полученной информации. Но это же и сильная их сторона: материал, усвоенный хорошо, остается в активной памяти надолго, используется постоянно, в повторении практически не нуждается.

   В работе с родителями как пример определения темперамента своего ребенка я использую известный и, наверняка, всеми любимый мультфильм «38 попугаев» режиссера Ивана Уфимцева по сценарию Григория Остера. Четыре друга: Обезъяна, Попугай, Удав и Слоненок явились ярким воплощением на экране четырех видов темпераментов. Активная Обезъяна – холерик, деятельный Попугай – сангвиник,  спокойный Удав – флегматик и осторожный и умный Слоненок – меланхолик.

        Используя знания типов темпераментов, их легко можно определить в работе с подростками и учитывать в работе с ними.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по применению личностно-ориентированного подхода и ИКТ в обучении математики Склярова Г.В. МБОУ СОШ №19

Данный отчет подводит итоги профессиональной работы в период с 2005 по 2010 учебный год, приводится анализ  применения данных технологий на различных этапах педагогической деятельности:- написани...

Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...

Применение современных педагогических технологий для повышения качества обучения математики

Новые подходы к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывая индивидуальные особенности своих подопечных. Самоанализ работы с современными педагогич...

Применение тестов при обучении математике для контроля знаний, умений и навыков обучающихся

Тест - небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных слова...

Тема выступления "Использование особенностей темперамента для повышения эффективности воспитания и обучения"

Проблема индивидуализации обучения - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии...

Применение электронных документов и презентаций в дистанционном обучении математике учащихся с ОВЗ в 5 – 6 классах

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов российского образования....