«Математические способности школьников и их развитие»
статья по математике (7 класс)

Маркова Ольга Александровна

В статье рассматриваются вопросы развития ребёнка. Что собой представляют математические способности человека? Какова их структура? Что значит «развивать математические способности», что именно и как развивать? Материал будет интересен учителям математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маркова Ольга Александровна

учитель математики

ГБОУ СОШ № 547

Красносельского района Санкт-Петербурга

Математические способности школьников и их развитие

Что собой представляют математические способности человека? Какова их структура? Что значит «развивать математические способности», что именно и как развивать?

В психологии различают задатки, способности, одаренность. Каждому из этих понятий психологи дают четкие определения:

Задатки – врожденные, генетические детерминированные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, являющиеся предпосылками развития способностей;

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам.

Математические способности – индивидуально-психологические особенности деятельности человека в изучении и творческом развитии математики.

Одарённость – системное развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Таким образом, способности и одаренность не даются с рождения, а развиваются в течение жизни. Задатки же являются врожденными. Поэтому в процессе обучения школьников следует развивать задатки учащихся, доводя их до способностей, способности же формируются в деятельности.

В советской психологии наиболее полно математические способности исследовал В.А. Крутецкий. На основе информационного подхода он выделил следующие математические способности при психологическом анализе познавательной деятельности школьников:

  • получение математической информации (способность к формализованному восприятию формальной структуры задачи);
  • переработка математической информации;
  • логическое мышление отношениями, числами, символами;
  • обобщение математических объектов, отношений, действий;
  • способность мыслить свернутыми структурами;
  • гибкость мыслительных процессов;
  • ясность, простота, экономичность и рациональность решений;
  • обратимость мыслительного процесса;
  • математическая память;
  • математическая направленность ума.

Таким образом, математические способности не сводятся к общему интеллекту, а представляют собой свойство системы познавательных процессов, проявляющееся в эффективном решении сложных познавательных задач, решение которых требует умственных операций с пространственным и символическим материалом без опоры на наглядность.

Математические способности – сложное структурное психическое образование, представляющее собой качественно своеобразное целое. В понятие «математические способности» входят:

  1. Способность получать математическую информацию. То есть способность воспринимать формализованные математические объекты, а именно, математические понятия, их отношения, формулировки аксиом, доказательства математических теорем, содержание математических задач и тому подобное.  Экспериментально установлено, что при решении математических задач ученики различно воспринимают отдельные элементы задачи, их комплексы, роль каждого элемента в комплексе. Средние учащиеся воспринимают отдельные элементы, с трудом – их комплексы. Слабые же – только числовой материал задачи.
  2. Способность быть внимательным, а при решении задач и восприятии доказательств – способность к сосредоточенному вниманию. Для восприятия же сложных задач часто нельзя обойтись без концентрированного внимания.
  3. Математические способности требуют и развитой математической памяти. Такая память, как и внимание, является структурной составляющей математических способностей. Математическая память является обобщенной памятью на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и подходы к ним. Способные ученики запоминают, в основном, обобщенные и свернутые структуры. Такое запоминание экономично, позволяет не загружать мозг запоминанием мелочей и быстро извлекать из памяти необходимые сведения. В некоторых случаях нет необходимости запоминать все конечные результаты, иногда проще запомнить ход рассуждений.
  4. В структуру математических способностей входит способность к воображению.

Воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Главная функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, что еще не существует. Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты научной, технической, художественной деятельности.

  1. Воспринятая и хранящая в памяти математическая информация, необходимая для математической деятельности, подвергается при этой деятельности определенной переработке. Именно поэтому в структуру математических способностей входит способность к переработке математической информации. Эта способность сама по себе является достаточно сложным психическим образованием и содержит в своей структуре ряд других способностей:
  • способность к логическому мышлению в сфере количественных отношений, пространственных форм, математических понятий, суждений и умозаключений. При мышлении необходимо соблюдать закон тождества (объект мышления должен быть постоянным), закон непротиворечивости, закон исключения третьего и закон достаточного основания. Способность к логическому мышлению заключается в правильном применении приемов мышления, таких как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, специализация;
  • способность к быстрому и широкому обобщению математических понятий и отношений. Для развития такой способности желательно проводить обобщения как при изучении теории, так и при решении математических задач;
  • способность к свёртыванию процесса математических рассуждений и системы соответствующих операций и умственных действий. Эта способность формируется уже на достаточно ранних этапах изучения математики. Так, если при изучении действий с положительными и отрицательными числами первоначально все операции выполняются с подробными записями, то после выполнения нескольких упражнений часть записей пропускается, процесс рассуждения свёртывается. Такое свертывание процесса рассуждений порождает способность мыслить свёрнутыми структурами;
  • способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли, то есть к обратимости мыслительного процесса и вообще к изменению направления хода мысли. Как обобщение сказанного, переработка математической информации требует гибкости мыслительных процессов и развивает такую гибкость.
  1. Существенная и такая способность, как математическая направленность ума. Она включает в себя следующие компоненты:
  • потребность в полноценной аргументации. В математике нет «частично доказанных» предложений: предложение (теорема) или доказано, или не доказано. Задача или решена, или не решена. Любое доказательство в математике должно быть аргументировано. Исключения составляют лишь аксиомы, принимаемые без доказательства исходные предложения, система которых должна быть непротиворечивой, полной и независимой, что и гарантирует истинность каждой аксиомы системы;
  • потребность в полноте дизъюнкции, в рассмотрении всех возможных вариантов рассматриваемой ситуации. Полнота дизъюнкции необходима как при доказательстве математических предложений, так и при решении различных задач.
  • потребность в полноте и выдержанности классификации. Полнота классификации формально аналогична уже рассмотренной полноте дизъюнкции, но отличается от нее по содержанию. Полнота дизъюнкции – обязательное рассмотрение всех возможных вариантов, которые могут возникнуть в той или иной ситуации. Полнота же классификации – полный перебор всех разновидностей некоторого понятия. Выдержанность классификации заключается в обязательном требовании классифицировать объекты по единому признаку. Иногда классификацию можно представить в виде схемы.
  1. Математическая направленность ума способствует формированию особого стиля мышления, который характеризуется, во-первых, следованием определенной формально-логической схеме рассуждения. Эта схема строго требует правильности течения мысли, полноты дизъюнкции, верных обобщений и так далее. Во-вторых, для математического стиля мышления характерен лаконизм, стремление находить самый короткий логический путь к цели. В-третьих, четкое расчленение хода рассуждений, мышления. В-четвертых, точность символики.

Надо отметить, что в структуре математических способностей не являются обязательными, хотя и могут оказаться полезными, следующие способности человека, которые нейтральны по отношению к математическим способностям:

  • быстрота мыслительных процессов, то есть характеристика времени протекания мыслительных процессов. Но есть и такие профессионалы, которые осмысливают математические объекты и их отношения не очень быстро, зато глубоко и капитально;
  • вычислительные способности. Можно встретить людей, которые правильно и быстро выполняют умножение и деление многозначных чисел или извлекание квадратного корня, но они не математики.
  • хорошая память на числа и формулы еще не означает, что ее обладатель имеет и хорошие математические способности;
  • способность наглядно представлять абстрактные математические понятия и отношения также не свидетельствует о математических способностях;
  • способность к пространственным представлениям далеко не всегда присуща математикам-исследователям.

Из преподавательского опыта педагогов, работающих по выявлению и развитию математических способностей учащихся (организация и проведение факультативных занятий по математике, проведение занятий математических кружков, индивидуальные занятия для учащихся, руководство научно-исследовательскими и проектными работами с учащимися, разработка авторских курсов и т.д.) можно выделить некоторые советы по выявлению и развитию математических способностей учащихся.

Развитию способностей учащихся к изучению математики необходимо уделять время на уроках математики. Речь идет о том, что сам ход урока, его содержание и методика проведения должны развивать стремление школьников к пониманию изучаемого, к правильному восприятию содержания курса математики. Для этого учителю математики следует не только излагать теоретический материал и добиваться его усвоения, но и проводить необходимые обобщения, учить мыслить не числами, а величинами, особенно при решении математических задач. Полезно приучать обучаемых к анализу содержания задач, выявляя соотношения между величинами, данными в условии задачи, а также неявно содержащиеся в тексте задачи отношения этих величин и т.д. Важно также обучать свертыванию процесса рассуждения, рекомендуя постепенно сокращать записи, особенно при вычислениях и тождественных преобразованиях. Так же рекомендуется включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий, проведение предметных недель, нетрадиционных форм проведения занятий (урок-игру, урок-экскурсию, видео-урок и т.д.), совместная работа над предметной газетой по математике и примерное.

Выявлению учеников, обладающих математическими способностями, служат математические соревнования (олимпиады, турниры, математические «бои», математические КВНы, исследовательская и проектная деятельность и т.д.). Но не все ученики, участвующие в таких соревнованиях, проявляют наклонности, которые могут быть развиты в математические способности. Для участников математических соревнований можно проводить внеклассные занятия по математике, кружки. С особо же выделяющимися учениками желательно проводить индивидуальные занятия. Очень полезны небольшие доклады и сообщения учащихся по отдельным вопросам математики и ее истории. Такие доклады могут состояться как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Можно применять творческие задания, такие как составление задач учащимися, шифровки, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов и так далее.

Развитию врожденных задатков в математические способности существенно помогает самостоятельное изучение литературы для учащихся по математике. Это, прежде всего, решение занимательных, в том числе и достаточно сложных, математических задач. Можно рекомендовать ученикам многочисленные издания занимательных книг Я. Перельмана «Живая математика», «Занимательная геометрия», «Занимательная алгебра». Книги Б.А. Кордемского «Математическая смекалка», Е.И. Игнатьева «В царстве смекалки», а также «Математическая шкатулка» Ф.Ф. Нагибина окажут помощь учителю и ученикам в развитии математических способностей учащихся.

Что касается математически одаренных учеников, то учителю не обойтись без индивидуальных внеклассных занятий. Систематические занятия способны к математическому творчеству учащихся с математиком-исследователем помогают не только развитию математических способностей, но и выбору направления для самостоятельных занятий математикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие творческих и математических способностей учащихся в процессе углубленного изучения математики»

Выступление на районном семинаре для руководителей ШМО математики«Систематизация методического опыта работы учителей математики при формировании       учебно-познавательной компетентности учащихся» 11...

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.

Как же  организовано  физико-математическое  образование   в нашей  гимназии, если  главной  целью является  создание  такого образа  выпускника ...

Развитие математических способностей

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД МАТЕМАТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ, условия успешного овладения математикой, признаки математических способностей, как развивать математические способности и несколько советов родителям...

Методика развития математических способностей младших школьников в классах коррекции.

Методическая разработка по развитию математических способностей в классах ЗПР...

Познавательные способности школьников и их развитие на уроках английского языка

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массов...

"Математические способности учащихся и их развитие"

В данной работе описана классификация математических способностей, их структура и специфичность. Рассмотрены способы развития математических способностей школьников.Приведены диагностики для выявления...