Познавательные способности школьников и их развитие на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Галиева Гульнара Кадимовна

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом нового 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, — они необходимы каждому человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_sposobnosti_shkolnikov.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные способности школьников и их развитие

на уроках английского языка

            21 век…Современная технологическая эпоха. Объем информации растет с каждым днем и общество должно  идти в ногу со временем.  В свете модернизации российского образования этот вопрос наиболее актуален в настоящее время: обществу требуются образованные люди,способные самостоятельно мыслить, ориентироваться в любых возникающих ситуациях. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом нового 21 века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, — они необходимы каждому человеку.

       Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний. Это положение вряд ли кто-то станет оспаривать, но с широкомасштабным внедрением его в массовую образовательную практику также возникает много проблем. Не надо быть специалистом в области теории обучения, чтобы понять, что в традиционном образовании продолжают доминировать репродуктивные методы обучения.

           Нередко мы слишком  облегчаем процесс обучения. Мы сами ставим задачи урока - ученики только слушают, предлагаем классу новую готовую информацию - дети запоминают, выделяем главное- дети записывают, просим что-то вспомнить для понимания нового- ученики только вспоминают. Это неправильная подача материала, потому что ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познает, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются, не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объема подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Дети не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому перегружены домашними заданиями. Дома в свою очередь учащиеся не могут рационально использовать свое время. Негативная сторона этого явления - разочарование в учении, потеря уверенности в своих силах и способностях, снижении мотивации учения, и как следствие – снижение успеваемости.

       Познавательная деятельность ученика на уроке включает в себя процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, а также состояния бодрости, сосредоточенности внимания, установки, т. е. внутренней готовности к определенному поведению или действию. Возникновение и характер протекания каждого из них обусловлены целым комплексом других компонентов познавательной деятельности.

         Полнота и четкость восприятия возможны лишь при соответствующей установке (что, как и для чего воспринимать), при сосредоточенном внимании и активной умственной деятельности, проявляющейся в анализе, синтезе, сравнении, сопоставлении, конкретизации и других мыслительных операциях, что в свою очередь требует работы памяти. Чтобы произошло познание, учащийся должен владеть  различными  приемами мыслительной деятельности. Я понимаю, что моя задача - подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире. Я должна вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Это произойдет только в результате  серьезной работы как учащихся, так и моей работы . Активизация познавательной деятельности – двусторонний процесс: учитель создает условия, активизирующие процесс познания, а ученик демонстрирует  познавательную активность. В этом процессе формируется познавательный интерес к приобретению знаний и учебной деятельности.

К. Д. Ушинский рассматривает подлинный интерес детей к ученью как социально-педагогическое явление, обусловленное именно познавательной активностью ребенка и постепенным осознанием им общественной значимости обучения. «Преподавание всякого предмета, - утверждал он, - должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы» . К. Д. Ушинский искал движущие силы учебного процесса не только и не столько в спонтанных всплесках детской натуры, сколько в единстве учебного процесса и развивающего труда, формирующего целостную социально зрелую личность.

Ребенок не может с одинаковым интересом относиться ко всем изучаемым в школе предметам в течение всего времени обучения. Вместе с тем не дает эффекта и построение процесса обучения только на педантической организации учебных занятий и требовательности. Отношения к ученью, построенные только на интересе или на полном его игнорировании, приучают ребенка либо следовать исключительно своим внутренним, индивидуальным побуждениям, связанным с получением удовольствия, либо относиться к ученью как к неприятной повинности.

Значение познавательного интереса действительно велико: с одной стороны, отсутствие интереса к изучаемому – показатель серьезных недостатков в организации обучения, а с другой – именно благодаря интересу знания и процесс их получения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

                 Проблема активизации познавательной деятельности особенно актуальна, поэтому на своих занятиях я всегда стараюсь использовать упражнения, направленные на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания,  памяти, воображения.  Моя задача - сформировать у обучающихся собственный стиль мышления и основы исследовательской культуры.  

        Для развития воображения и мышления я использую задания такого типа: - сравнить понятия (river-lake-reservoir),

          - исключить лишнее (dress,suit,scarf,shirt,boots),

         -проявить изобретательность: составить предложение, используя в качестве первых букв слов этого предложения следующую группу P A W N / Pupils are writing now. Для развития памяти и внимания я использую карточки различного содержания, например: задание - посмотреть на карточку 30 секунд и запомнить всё, затем задаю неожиданные вопросы: Сколько слов на карточке? Сколько слов в первом ряду? На какие две группы можно разделить все слова?

dog       pig           elephant       wolf   crocodile     cow

cat      monkey          sheep


        Цель моей педагогической деятельности - ориентация на развитие познавательных способностей школьников, мотивацию изучения английского языка на разных этапах обучения, формирование и развитие активной творческой личности, поэтому я использую структуру занятий по развитию познавательных способностей учащихся Н.А.Криволаповой  «Учимся учиться.»,включающего в себя следующие этапы:

I.  Мотивация. (до 5 мин.)

1).Интеллектуальная разминка

2).Тренинг                    

3).Творческие задачи на сообразительность.

II.Целеполагание.(постановка цели, исходя из мотивации.)

III.Решение логико-поисковых задач..(20-25 мин.)

     

     Физкультминутка.

IV.Самооценка.Самоанализ.Самоконтроль.(рефлексия)

V.Оценка эксперта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса у школьников младших классов на уроках английского языка

В материале описаны формы работы в начальной школе на основе УМК "Enjoy English" Биболетова М.З. Эффективные упражнения на отработку лексики, которая дается в большом объеме, очень нравятся детям....

Основы формирования и развития креативности и творческого потенциала у школьников младшего возраста на уроках английского языка

Современному обществу необходимо наличие людей с развитым творческим мышлением, которые умеют подстраиваться под быстро меняющийся и усложняющийся мир и принимать решения в нестандартных ситуациях. Во...

Активизация познавательной активности при обучении чтению на уроках английского языка

Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельноcти.Наиболее важную роль работа с текстом играет при обучении чтен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению по ФГОС НОО. Развитие речи (Английский язык) «Полиглотик»

Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников....

Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

Важнейшее условие успешности учения – активность познавательной деятельности учащихся. Познавательную активность необходимо рассматривать как качество учебной деятельности обучаемого, которое проявляе...