Элективный курс по теме "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по математике (10 класс)

Расширение и углубление представления учащихся об элементах и приемах решения задач по финансовой математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_osnovy_finansovoy_gramotnosti_10_klass.docx56.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО естественно-математического цикла

Руководитель ШМО

_________ Базаева Ц. Ш.

«____»___________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР

__________ Тедеева С. В.

«____»____________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

им. И. С. Багаева с. Сунжа ____________ Бестаева И. П.

Приказ по школе № _____

от  «__ »________2020 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

для 10 «Б» класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа имени И. С. Багаева с. Сунжа »

РСО-Алания

на  2020-2021 учебный год

                                                   Учитель: Алборова А. Т.

                                                   

                                                  с. Сунжа – 2020 г.

Пояснительная записка

элективного курса

 Основы финансовой грамотности.  10 класс

Количество часов: 1 ч в неделю, всего 35 часов.

Программа курса «Основ финансовой грамотности» для 10 класса составлена на основе   учебного плана МБОУ СОШ им. И. С. Багаева с. Сунжа на 2020-2021 учебный год.

Для реализации программы используется учебник: «Азбука финансовой грамотности» (Справочник школьника), информационно-просветительское пособие для обучающихся в организациях дополнительного образования детей. Электронное издание.  Возраст обучающихся 12-17 лет, срок реализации программы – 1 год. Составители:  А. Ю. Губанов, Т. М. Губанова, В. Р. Лозинг, Д. В. Лозинг, А. В. Нечипоренко

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современного человека, как умение писать, читать и считать.

Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать свой бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека[1].

Однако в настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации. Проблема низкой финансовой грамотности чрезвычайно актуальна для России. Одна из важных задач образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять личными финансами.

И взрослым и детям, для того, чтобы  улучшать жизнь своей семьи, помогать другим людям, делать интересные и полезные дела,  важно уметь обращаться с деньгами.  Надо знать, откуда берутся деньги, на что их тратят, зачем нужны банки и как не оказаться  обманутым мошенниками, и много еще чего.  Нужно уметь ориентироваться в сложном современном мире финансовых отношений, различных финансовых организаций.  Это может быть не только полезно, но и интересно.  

Взрослые люди постоянно решают финансовые задачи для того, чтобы достигать разные цели:   хорошо отдохнуть, купить необходимую вещь,  начать свой бизнес,  помочь детям получить образование и многое другое.  Решая эти задачи, взрослые полностью распоряжаются деньгами.   Дети же не имеют пока возможности распоряжаться деньгами, – по крайней мере, большими суммами денег.  Как же тогда они могут этому научиться?  

В связи с переходом России к рыночным отношениям повысилась ответственность каждого гражданина за свои финансовые действия, появилась потребность как можно раньше знакомить школьников с элементами финансовой математики, неотъемлемой составляющей общего образования. Такие понятия как   депозит, банковский процент, акции, дивиденды, инфляция, курс валют, банкротство, рыночные цены мы слышим по телевидению каждый день. Актуальными становятся такие специалисты, как финансист, аналитик, актуарий.

Нужно уметь ориентироваться в сложном современном мире финансовых отношений, различных финансовых организаций.  Это может быть не только полезно, но и интересно. Взрослые люди постоянно решают финансовые задачи для того, чтобы достигать разные цели:   хорошо отдохнуть, купить необходимую вещь,  начать свой бизнес,  помочь детям получить образование и многое другое.  Решая эти задачи, взрослые полностью распоряжаются деньгами.   Дети же не имеют пока возможности распоряжаться деньгами, – по крайней мере, большими суммами денег.  Для того чтобы дети могли научиться управлять деньгами,  мы вели элективный курс «Основы финансовой грамотности»

Цель курса: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам финансовой математики и познакомить учащихся с элементами и приемами решения задач по финансовой математике, выходящих за рамки школьного учебника математики, а также  сформировать умения применять полученные знания в жизни.

Задачи курса:

- развить интерес и положительную мотивацию изучения финансовой математики;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

- расширить и углубить представления учащихся об элементах и приемах решения задач по финансовой математике.

И взрослым и детям, для того, чтобы  улучшать жизнь своей семьи, помогать другим людям, делать интересные и полезные дела,  важно уметь обращаться с деньгами.  Надо знать, откуда берутся деньги, на что их тратят, зачем нужны банки и как не оказаться  обманутым мошенниками, и много еще чего.  Нужно уметь ориентироваться в сложном современном мире финансовых отношений, различных финансовых организаций.  Это может быть не только полезно, но и интересно.  

Взрослые люди постоянно решают финансовые задачи для того, чтобы достигать разные цели:   хорошо отдохнуть, купить необходимую вещь,  начать свой бизнес,  помочь детям получить образование и многое другое.  Решая эти задачи, взрослые полностью распоряжаются деньгами.   Дети же не имеют пока возможности распоряжаться деньгами, – по крайней мере, большими суммами денег.  Как же тогда они могут этому научиться?  А очень просто – нужно начать занятия по Азбуке финансовой грамотности!

Допустим,  например, что семье нужно приобрести квартиру.  Это большая и серьезная покупка.  Как ее сделать? Где взять денег?

Сначала мы можем разобраться, какие вообще есть у семьи возможности.  Для этого мы можем рассмотреть тему «Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет».  В главе  «Финансовое благосостояние»  мы можем искать способ, как повысить финансовое благосостояние семьи. В пункте «Услуги финансовых организаций» мы узнаем, что один из способов – это кредит в банке. Теперь нас интересует, что такое – точно и подробно -  кредит,  и можно ли использовать  кредит для покупки квартиры.  

Тема кредита не очень проста. Если мы хотим с ней разбираться постепенно, переходя от простого к сложному, мы по прежнему рассмотрим тему  «Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет».  Можем прочитать, что такое кредит и  «Семья и финансовые организации»,  а так же можем  разбираться, что такое коммерческие банки и чем они могут быть полезны.  

Для того, чтобы получить окончательный ответ  на свой вопрос нам нужно узнать про кредит именно для покупки квартиры.  Для того чтобы детально ознакомиться с кредитами и кредитованием нам нужно обратиться к теме  «Кредитование. Услуги кредитных организаций». Первым делом нам нужно заглянуть   понятие «Ипотека».  Ипотека – это специальный кредит для покупки квартиры.    После этого мы можем целенаправленно рассмотреть   темы «Ипотека»   и  « Займы».

«Справочник по финансовой грамотности» является частью целостного учебно-методического  комплекта «Азбука финансовой грамотности». Учебно-методический комплект предназначен для проведения занятий с учащимися возраста 12 – 17 лет в образовательном учреждении.

Содержание изучаемого элективного курса

Рассматриваемый элективный  курс разбит на главы, в которых приводятся задания и упражнения для закрепления, более полного усвоения материала и для самоконтроля.

В начале каждой темы главы приводятся краткие теоретические сведения, затем на типовых задачах разбираются различные методы решения задач.

Глава 1. Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет. Денежные средства семьи. Финансовое благосостояние. Деньги (финансы). Доходы. Из чего складываются доходы семьи. Расходы семьи. Бюджет семьи (домашнего хозяйства). Финансовое благосостояние. Способы повышения финансового благосостояния. Этапы жизни человека (жизненный цикл). Услуги финансовых организаций  как средство повышения благосостояния. Финансовая грамотность. Финансовое планирование. Способ финансового планирования. Денежный запас безопасности. Долгосрочный финансовый план сбережений. Долгосрочное финансовое планирование. Источники доходов. Заработная плата как источник доходов. Какой бывает зарплата. Как определяется уровень зарплаты для разных профессий. Трудовой и гражданско-правовой договор. Если вас увольняют. Безработица и ее причины. Что делать, если вы остались без работы. Свой бизнес как источник доходов. Свое дело (бизнес). Чем предпринимательство отличается от работы по найму. Почему большинство предпринимателей терпят неудачу. Личные качества предпринимателя. Малый бизнес. Бизнес-план. Финансы на стартап. Что такое успешная компания. Семья и финансовые организации. Финансовые организации. Виды финансовых организаций. Коммерческие банки. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Страховые компании. Товары и услуги финансовых организаций как средство повышения благосостояния. Что такое банк и чем он может быть полезен. Основное правило вкладов: чем больше процент дохода,  тем выше риск. Услуги страховых компаний. Страхование имущества. Обязательное автострахование (ОСАГО). Фондовые биржи. Семья и государство. Налоги. Прямые налоги. Косвенные налоги. Подоходный налог (НДФЛ). Налог на имущество. Налог на транспортное средство. Земельный налог. Порядок уплаты налогов. Ответственность за неуплату налогов. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионный фонд РФ. Пенсионное законодательство РФ. Государственная пенсия. Трудовая пенсия. Части пенсии и пенсионные отчисления.

Глава 2. Сбережения семьи. Услуги банковских организаций.

Банковские вклады. Различие между вкладами до востребования и срочными вкладами.  Различие между накопительным и сберегательным вкладами. Как сравнить условия вкладов? Сберегательные банковские вклады.  Сберегательный вклад. Процентная ставка. Как работают сберегательные вклады. Какие сравнить ставку по вкладу с уровнем инфляции. Простой и сложный процент. Как рассчитать ожидаемый доход от размещения вклада. Как сделать выбор сберегательного вклада. Взаимоотношения с банком и страхование вкладов. Как выбрать банк. Депозитный договор (договор банковского вклада). Агентство по страхованию вкладов.

Глава 3. Кредитование. Услуги кредитных организаций.

Займы. Договор займа. Банковский кредит для физических лиц. Кредиты в торговых сетях. Микрофинансовые организации и микрозаймы.

 Банковские кредиты. Кредиты – мост между будущими доходам и сегодняшними потребностями. 7 золотых правил использования кредитов. Виды кредитов для физических лиц. Как понять, может ли семья позволить себе кредит. Почему важно знать эффективную ставку по кредиту. Что нужно, чтобы взять кредит.

Кредитный договор. Ипотека как особый вид кредита. Досрочное погашение кредита. Рефинансирование кредита. Если у вас нет денег для возврата кредита.

Глава 4. Страхование. Услуги страховых организаций.

Риски и страхование. Особые жизненные ситуации. Риски. Страхование как защита от рисков. Как работает страховая защита. Виды страховой защиты на разных этапах жизни человека. Виды страховой защиты на разных этапах жизни человека. Коммерческое страхование. Страхование как способ сокращения финансовых потерь. Страхование жизни, здоровья и  трудоспособности. Кто страхует ваше здоровье и трудоспособность.  Обязательное медицинское страхование (ОМС). Добровольное медицинское страхование (ДМС). Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страхование имущества и гражданской ответственности. Кто страхует ваше имущество. Что такое КАСКО. Кого защищает полис ОСАГО. Страхование гражданской ответственности. Взаимоотношения со страховщиками. О чем надо помнить, заключая договор страхования. Как проверить финансовую устойчивость страховщика. Что делать, если страховщик разорился и не платит по страховому случаю.

Глава 5. Инвестирование. Услуги инвестиционных организаций.

Инвестирование в ценные бумаги. Инвестирование. Виды инвестирования. Инвестирование и инвестиционные инструменты. Инвестирование в ценные бумаги. Что такое ценные бумаги. Что такое ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Облигация. Акция.                    Какова возможная доходность по различным типам ценных бумаг. Риски по различным типам ценных бумаг. Стратегии инвестирования. Фондовый рынок. Фондовые биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг как агенты физических лиц. Как физическое лицо может участвовать в игре на рынке ценных бумаг. Спекуляции на рынке FOREX. С какими рисками сталкиваются участники рынка FOREX. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Общий фонд банковского управления  (ОФБУ).  Риски инвестирования и способы их уменьшения. Риск и доходность ценных бумаг. Риск инвестирования в акции. Почему иногда растут или падают в цене отдельные компании, а иногда весь рынок. Что такое инвестиционный портфель.  Диверсифицированный инвестиционный портфель.

Глава 7. Финансовые риски

Финансовые риски. Основные виды риска. Варианты защиты от разных видов риска. Что такое инфляция и чем она опасна. Девальвация (падение курса рубля). Как избежать риска банкротства финансовых организаций. За что отвечает государство и какие финансовые риски оно на себя брать не будет. Риски финансового мошенничества. Финансовое мошенничество. Фальшивомонетчики. Финансовые пирамиды. История пирамиды МММ. Поддельные платежные терминалы. Фальшивые банки. Кредит на ваше имя. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Ответственность за финансовое мошенничество. Как нужно защищать свою информацию в Интернете. Как необходимо действовать, столкнувшись с финансовым мошенничеством.                 Куда заявить в случае финансового мошенничества. Экономический кризис. Экономический кризис и безработица. Мировой финансовый кризис. Как вести себя, когда настанет кризис.

Ожидаемые результаты изучения элективного курса

Формы и методы контроля: тестирование по каждой главе

Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень развития финансового мышления тестируемого

В результате изучения курса учащиеся должны знать/помнить:

- алгоритм решения финансовых задач;

- термины по финансовой грамотности;

- алгоритм решения на простые проценты;

- решения на сложные проценты.

            учащиеся должны уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство по финансовой грамотности;

-  применять формулы простого и сложного процента.

Учебно–методическое обеспечение курса

1.Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 192 с

2. Абросимова  Е. А.  Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг., юридический профиль / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

3. Брехова Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с..

4. Жданова А. О.  Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с.

5.  Канторович, Г. Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. Математический профиль / Г. Г. Канторович. —М.: ВИТА-ПРЕСС,2015.

6.  Киреев А. П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг., экономический профиль / А. П. Киреев. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. —

7.  Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 352 с.

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Основы финансовой грамотности»

(1 час в неделю, всего 35 часов)

№ занятий

Тема занятия

Всего часов

Форма

контроля

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

контроль

Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет

13

1

Основные понятия Денежные средства семьи

1

Презентация

2

Входное контрольное тестирование. Финансовое благосостояние

1

тест

3

Финансовое планирование

1

Презентация

4

Источники доходов

1

5

Заработная плата как источник доходов

1

6

Свой бизнес как источник доходов

1

тест

Презентация

7

Основные понятия. Семья и финансовые организации

1

Презентация

8

Финансовые организации

1

Презентация

9

Товары и услуги финансовых организаций как средство повышения благосостояния

1

10

Основные понятия. Семья и государство

1

11

Налоги

1

Видеофильм

12

Пенсия

1

Видеофильм

13

Решение задач по теме «Личные и семейные финансы. Финансовое планирование и бюджет»

1

тест

Сбережения семьи. Услуги банковских организаций

5

14

Основные понятия Банковские вклады

1

Презентация

15

Сберегательные банковские вклады

1

16

Административная контрольная работа за 1-ое полугодие

1

Презентация

17

Взаимоотношения с банком и страхование вкладов

1

18

Решение задач по теме «Сбережения семьи. Услуги банковских организаций»

1

тест

Кредитование. Услуги кредитных организаций

4

19

Основные понятия. Займы

1

Презентация

20

Банковские кредиты

1

Презентация

21

Кредитный договор

1

22

Решение задач по теме «Кредитование. Услуги кредитных организаций»

1

тест

Страхование. Услуги страховых организаций

6

23

Основные понятия. Риски и страхование

1

Презентация

24

Страхование как способ сокращения финансовых потерь

1

25

Страхование жизни, здоровья и  трудоспособности

1

Презентация

26

Страхование имущества и гражданской ответственности

1

Презентация

27

Взаимоотношения со страховщиками

1

28

Решение задач по теме «Страхование. Услуги страховых организаций»

1

тест

Инвестирование. Услуги инвестиционных организаций

4

29

Основные понятия. Инвестирование в ценные бумаги

1

Презентация

30

Фондовый рынок

1

31

Риски инвестирования и способы их уменьшения

1

32

Итоговое контрольное тестирование

1

тест

Финансовые риски

3

33

Основные понятия. Финансовые риски

1

Презентация

34

Риски финансового мошенничества. Экономический кризис

1

35

Решение задач по теме «Финансовые риски»

1

тест

ИТОГО

35

Входное контрольное тестирование

по элективному курсу «Основы финансовой грамотности»

обучающегося 10 «Б» класса

  МБОУ СОШ им. И. С. Багаева с. Сунжа

____________________________________________________________________

(Ф.И.О. в родительном падеже)

 на 2020-20121учебный год

Вариант 1

Вариант 2

А1. Выразите обыкновенной дробью

 0,6%, 45%, 80%, 235%.

а) 0,06;  4,5;  8;  23,5

б) 0,006;  0,45;  0,8;  2,35

в) 6;  45;  80;  235

А1. Выразите обыкновенной дробью  

0,2%, 26%, 93%, 135%:

а) 2;  26,93; 135

б ) 0,02; 2,6;  9,3; 13,5  

в ) 0,002;  0,26;  0,93;  1,35

А2. Запишите в виде процентов:

0,23; 0,4; 0,07;  1,47.

а) 23%;  40%;  70%;  147%                

б) 23%;  4%,7%;  147%

в) 23%;  40%;  7%;  147%

А2. Запишите в виде процентов:

0,46; 0,8; 0,02;  2,05.

а) 46%;  8%;  2%; 205%

б) 46%;  80%;  2%; 25%

 в) 46%;  80%;  2%;  205%

А3. Мать заработала 15000 руб., а отец 30 000 руб. в месяц. Во сколько раз заработок отца больше заработка матери? Сколько они заработали вместе?

а) в 2 раза, 15000 руб

б) в 2 раза, 45000 руб

в) в 3 раза, 45000 руб

А3. Мать заработала 25000 руб., а отец  45 000 руб. в месяц. Во сколько раз заработок отца больше заработка матери? Сколько они заработали вместе?

а) в 2 раза, 20000 руб

б) в 1,8 раза, 45000 руб

в) в 1,8 раза, 70000 руб

А4. Товар стоил 50 тыс руб. , затем цена товара понизилась на 5% , а через некоторое время еще на 5%, а через некоторое время еще на 5%. Сколько стал стоить товар?

а) 42868,75 руб

б) 47500 руб

в) 45125 руб

А4. Инженер получил за изобретение премию, 25% премии он передал в Детский Фонд. Какую премию получил инженер, если в Детский Фонд он передал 20 000 руб?

а) 80000 руб

б) 5000 руб

в) 50000 руб

А5. Рабочий получил заработную плату с премией в сумме  40 000 руб. Премия составляет 15% заработной платы. Каков доход рабочего без дополнительного вознаграждения?

а) 34782,6 руб

б) 34000 руб

в) 35000 руб

А5. Со стоимости товара в 20 000 руб. была сделана скидка в 10% , затем со стоимости товара, получившейся после первой скидки, еще 15%. Определить стоимость товара после второй скидки.

а) 15300 руб

б)17000 руб

в) 18000 руб

В1. Молодой человек примерно так представляет себе достойную жизнь.  В месяц на еду мне хватит 5 000 рублей. 8 000 рублей мне будет нужно, чтобы ходить с девушкой в кафе и в кино. На телефон/интернет, думаю, хватит 1 000 рублей. И 3 000 на карманные расходы. Да, еще на одежду, допустим тысяч 24 в год, то есть по 2 000 тысячи в месяц. Ну и машина мне нужна, а значит - кредит. Я готов выплачивать по 6 000 в месяц. Сколько мне надо зарабатывать, чтобы потянуть такие расходы?

В1. Молодой человек примерно так представляет себе достойную жизнь.  В месяц на еду мне хватит 7 000 рублей. 10 000 рублей мне будет нужно, чтобы ходить с девушкой в кафе и в кино. На телефон/интернет, думаю, хватит 2 000 рублей. И 2 000 на карманные расходы. Да, еще на одежду, допустим тысяч 36 в год, то есть по 3 000 тысячи в месяц. Ну и машина мне нужна, а значит - кредит. Я готов выплачивать по 5 000 в месяц. Сколько мне надо зарабатывать, чтобы потянуть такие расходы

 С1. Максим хочет взять в кредит 500000 руб. Погашение кредита происходит раз в год равными суммами после начисления процентов. Ставка процента 10% годовых. На какое минимальное количество лет может Максим взять кредит, чтобы ежегодные выплаты были не более 35 тыс. руб.?

С1. Андрей хочет взять в кредит 400000 руб. Погашение кредита происходит раз в месяц равными суммами после начисления процентов. Ставка процента 3% годовых. На какое минимальное количество месяцев может Андрей взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 22 тыс. руб.?

Итоговое контрольное тестирование

по элективному курсу «Основы финансовой грамотности»

обучающегося 10 «Б» класса

МБОУ СОШ им. И. С. Багаева с. Сунжа

 ___________________________________________________________

(Ф.И.О. в родительном падеже)

 на 2020-2021 учебный год

Вариант 1

Вариант 2

А1. Выразите обыкновенной дробью

 0,03%, 45%, 80%, 225%

а) 0,03; 4,5; 80; 22,5

б) 0,0003; 0,45; 0,8; 2,25    

в) 3; 0, 45; 0,80; 225

А1. Выразите обыкновенной дробью

 0,7%, 36%, 83%, 155%

а) 7; 36; 93; 135

б) 0,07; 3,6; 8,3; 15,5  

в) 0,007; 0,36; 0,83; 1,55

А2. Запишите в виде процентов:

 0,43; 0,5; 0,09;  1,07.

а) 43%; 50%; 90%; 107%

б) 43%; 5%; 7%; 147%  

в) 23%; 50%;  9%; 107%

А2. Запишите в виде процентов:

0,26; 0,7; 0,05;  1,05.

а) 26%; 7%; 5%; 105%

б) 26%; 70%; 5%; 105%

в) 26%; 70%; 5%; 10,5%

А3. Мать заработала 25000 руб., а отец 60 000 руб. в месяц. Во сколько раз заработок отца больше заработка матери? Сколько они заработали вместе?

а) в 2 раза, 75000 руб

б) в 2,4 раза, 35000 руб

в) в 2,4 раза, 85000 руб

А3. Мать заработала 25000 руб., а отец  75 000 руб. в месяц. Во сколько раз заработок отца больше заработка матери? Сколько они заработали вместе?

а) в 3 раза, 100000 руб

б) в 2 раза, 95000 руб

в) в 3 раза, 50000 руб

А4. Товар стоил 100 тыс. руб., затем цена товара понизилась на 15% , а через некоторое время еще на 10%, а через некоторое время повысили на 5%. Сколько стал стоить товар?

а) 80325 руб

б) 76500 руб

в) 85000 руб

А4. Инженер получил за изобретение премию, 15% премии он передал в Детский Фонд. Какую премию получил инженер, если в Детский Фонд он передал 120 000 руб?

а) 800000 руб

б) 50000 руб

в) 500000 руб

А5. Рабочий получил заработную плату с премией в сумме 46 000 руб. Премия составляет 15% заработной платы. Каков доход рабочего без дополнительного вознаграждения?

а) 40000 руб

б) 39100 руб

в) 40100 руб

А5. Со стоимости товара в 22 000 руб. была сделана скидка в 10% , а затем со стоимости товара, получившейся после первой скидки, повысили на 15%. Определить стоимость товара после повышения.

а) 19800 руб

б) 22770 руб

в) 13830 руб

В1. Зимой 2017 г. семья Петровых решила приобрести автомобиль NissanTiida. В 2017 г. стоимость автомобиля равна 1000 000 руб. Начальные накопления Петровых составляют 60 000 руб. на банковском депозите. Семья в состоянии откладывать 40 000 руб. ежемесячно, за исключением летних месяцев. Сможет ли семья Петровых приобрести автомобиль через 1 год? Через 2,5 года?

В1. Зимой 2012 г. семья Петровых решила приобрести автомобиль NissanTiida. В 2012 г. стоимость автомобиля равна 600 000 руб. Начальные накопления Петровых составляют 60 000 руб. на банковском депозите. Семья в состоянии откладывать 40 000 руб. ежемесячно, за исключением летних месяцев. Сможет ли семья Петровых приобрести автомобиль через 1 год? Через 1,5 года?

С1. Семья состоит из отца,  матери, бабушки-пенсионерки,  дочери-студентки 18 лет и сына 3 лет. Бюджет составляется на 1 месяц (февраль). Доходы за этот месяц состоят:

  • из зарплаты отца в размере 40 000 руб. до уплаты подоходного налога;
  • зарплаты матери в размере 25 000 руб. до уплаты подоходного налога;
  • пенсии бабушки в размере 10 000 руб.;
  • премии отцу в размере 7 000 руб.;
  • заработка дочери, дающей уроки школьникам, в размере 3000 руб.

За этот месяц семья потратила на питание дома 18 000 руб., на оплату коммунальных услуг – 4 000 руб., на оплату мобильной связи – 2000 руб.; на покупку лекарств – 1000 руб.; на оплату общественного транспорта – 1000 руб.; на оплату детского сада и дополнительного образования сына – 3000 руб.; на покупку пальто и платья для дочери – 5000 руб.; на поездку в дом отдыха – 6000 руб., на выплату автокредита – 9 000 руб.; на бензин – 2000 руб.; на подарок близкому другу – 1500 руб.; на карманные расходы для дочери – 4000 руб.; на прочие нужды – 5000 руб.

Подсчитайте совокупные доходы и расходы семьи за месяц и проверьте, сбалансирован ли бюджет семьи. Сколько денег сможет отложить семья в этом месяце?

С1. Семья состоит из отца,  матери, бабушки-пенсионерки,  дочери-студентки 18 лет и сына 3 лет. Бюджет составляется на 1 месяц (февраль). Доходы за этот месяц состоят:

  • из зарплаты отца в размере 50 000 руб. до уплаты подоходного налога;
  • зарплаты матери в размере18 000 руб. до уплаты подоходного налога;
  • пенсии бабушки в размере 9 000 руб.;
  • премии отцу в размере 5 000 руб.;
  • заработка дочери, дающей уроки школьникам, в размере 4000 руб.

За этот месяц семья потратила на питание дома 15 000 руб., на оплату коммунальных услуг – 3 000 руб., на оплату мобильной связи – 1000 руб.; на покупку лекарств – 3000 руб.; на оплату общественного транспорта – 1000 руб.; на оплату детского сада и дополнительного образования сына – 2000 руб.; на покупку пальто и платья для дочери – 7000 руб.; на поездку в дом отдыха – 7000 руб., на выплату автокредита – 5 000 руб.; на бензин – 1000 руб.; на подарок близкому другу – 1000 руб.; на карманные расходы для дочери – 3000 руб.; на прочие нужды – 5000 руб.

Подсчитайте совокупные доходы и расходы семьи за месяц и проверьте, сбалансирован ли бюджет семьи. Сколько денег сможет отложить семья в этом месяце?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы личной финансовой грамотности"

Программа курса "Основы личной финансовой грамотности" ориентирована на учащихся 9-11-х классов. Автор данной работы ставит цель повысить финансовую грамотность школьников....

программа курса по выбору "Финансовая грамотность" 9 класс

Учащиеся 9 класса расширят свой кругозор по вопросам финансовой грамотности. Большое внимание уделяется практической деятельности. Курс расчитан на 34 часа. ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц...

ДО План уроков по программе «Основы семейного бюджета» по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 9 класс

Тема: «Банковские услуги»Цель: расширение кругозора в области экономической жизни общества.Задача: формирование понимания необходимости банковской структуры для общества, овладение начальн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...