В лабиринтах математики
рабочая программа по математике (9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования

 «В лабиринтах математики»

Естественнонаучная направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_labirintah_matematiki_podgotovka_k_oge.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования

 «В лабиринтах математики»

Естественнонаучная направленность

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №

от «___» ______ 202_ г.

Пояснительная записка

Программа курса «В лабиринтах математики» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике; Положения о рабочей программе дополнительного образования МБОУ«СОШ №»

Режим занятий.: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 78 часов, в течение года.

Программа рассчитана на учащихся 14-16 лет 

Срок реализации программы - 1 учебный год 

Кружок в "Лабиринтах математики"предназначен  для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике, позволит  систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике, теории вероятностей и геометрии).

Цель : совершенствовать математическую культуру и творческие способности обучающихся, подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО. 

Задачи :

  • повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
  • развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
  • сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
  • вести планомерную подготовку к экзамену;
  • закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.

Направленность программы – естественнонаучная. Программа имеет практико– ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся:

  1. Групповые;
  2. Индивидуально - групповые;
  3. Компьютерные практикумы ( дома )

Проверка результатов проходит в форме:

-тестирования

     

      Особенность программы

  • Комплексное изучение теоретического материала.
  • Проработка типовых задач ОГЭ.
  • Проведение систематического контроля знаний.
  • Освоение эффективных стратегий прохождения экзамена.
  • Развитие математической логики для успешного решения задач.
  •  Обучение грамотному планированию времени при написании ОГЭ

 Планируемые результаты

  • Решать все задачи 1-й части ОГЭ.
  • Выполнять более 50 % задач 2-й части ОГЭ.
  • Оформлять развёрнутое решение задач 2-й части ОГЭ.
  • Грамотно распределять время на экзамене.
  • Математически моделировать ситуацию.
  • Вырабатывать стратегию решения любых задач.

Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ; 

Формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;   

уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными;

уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;  

приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач; 

выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и  способов решения;

уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения  математической задачи;

Регулятивные УУД определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами; 

формулировать собственные версии/применять уже известные формы и методы решения мат. проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности; 

определять пути достижения целей и взвешивать  возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами; 

выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач;

самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;

уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт; 

уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения,  влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;

умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке; 

Познавательные УУД умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов; 

умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных; 

умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;          умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;  

умение выявлять, строить  закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений  на математическом языке;  

умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов; 

умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики; 

умение задавать план решения задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи; умение строить доказательство методом от противного; умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства; уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи  

Коммуникативные УУД  умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;

умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;

умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды; 

корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды,  аргументировать доводы,  выводы, выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;   

уметь строить математические модели с помощью соответствующего ПО,  уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы. 

ПРОГРАММА КУРСА

  1. Преобразование численных и буквенных выражений

Повторение и закрепление правил работы с дробями, степенями и корнями, формул сокращённого умножения, умения сравнивать действительные числа и работать с координатной прямой.

  1. Уравнения и неравенства

Алгоритмы нахождения корней линейных и квадратных уравнений и их систем и сводящихся к ним.  Умение решать текстовые задачи на составление уравнения на движение, работу и смеси. Алгоритмы решения линейных и квадратичных неравенств и умение корректно записывать решение в виде промежутков.

  1. Исследование функций и построений графиков

Умение строить графики элементарных функций: прямая, парабола, гипербола. Использование графиков для нахождения количества корней уравнения  (самая сложная задача по алгебре).

  1. Простейшая геометрия

Свойства прямых и углов, треугольников и четырёхугольников. Окружности и комбинации других фигур с ней. Подобие и площади фигур. Точное знание формулировок определений, аксиом и теорем. Геометрия в жизни. Тригонометрия.

  1. Комбинированные задачи по геометрии

Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа. Задачи на развёрнутое доказательство

  1. Работа с данными

Умение работать с данными в виде таблиц, графиков, диаграмм. Задачи на проценты, вероятность и прогрессии (в этих заданиях часто ошибаются по невнимательности – этот раздел требует большой практики).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов ,тем

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Преобразование численных и буквенных выражений

10

Алгебраические выражения.

4

1

3

Степенные выражения.

2

2

Иррациональные выражения

4

1

3

2

Уравнения и неравенства

20

Линейные уравнения и их  системы.

2

1

1

Дробно-рациональные уравнения.

4

1

3

Квадратные уравнения. Системы уравнений.

2

1

1

Линейные неравенства и их системы

4

1

3

Дробно-рациональные неравенства.

4

1

3

Квадратные неравенства. Системы неравенств.

4

1

3

3

Исследование функций и построений графиков

6

Линейная функция.

2

2

Квадратичная функция.

4

1

3

4

Простейшая геометрия

20

Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин. Начальные понятия геометрии. Движение на плоскости.

2

1

1

Треугольник: виды, свойства, формулы. Опорные таблицы.

4

1

3

Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки.

4

1

3

Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников.

4

1

3

Окружность и круг.

4

1

3

Тренировочное тестирование

2

2

5

Комбинированные задачи по геометрии

12

Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа.

4

2

2

Решение задач повышенной сложности по геометрии

4

2

2

Задачи на развёрнутое доказательство

4

2

2

6

Работа с данными

10

Задачи на проценты

2

1

1

Теория вероятностей и комбинаторика. Решение задач

2

1

1

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

2

1

1

Тренировочное тестирование

4

4

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

(1гр)

Факт

Дата

(2гр)

Факт

Преобразование численных и буквенных выражений

10

1

Алгебраические выражения.

02.09

07.09

2

Алгебраические выражения.

10.09

14.09

3

Степенные выражения.

17.09

21.09

4

Иррациональные выражения

24.09

28.09

5

Иррациональные выражения

1.10

05.10

Уравнения и неравенства

20

6

Линейные уравнения и их  системы.

08.10

12.10

7

Дробно-рациональные уравнения.

15.10

19.10

8

Дробно-рациональные уравнения.

22.10

26.10

9

Квадратные уравнения. Системы уравнений.

29.10

02.11

10

Линейные неравенства и их системы

05.11

09.11

11

Линейные неравенства и их системы

12.11

16.11

12

Дробно-рациональные неравенства.

19.11

23.11

13

Дробно-рациональные неравенства.

26.11

30.11

14

Квадратные неравенства. Системы неравенств.

03.12

7.12

15

Квадратные неравенства. Системы неравенств.

10.12

14.12

Исследование функций и построений графиков

6

16

Линейная функция.

17.12

21.12

17

Квадратичная функция.

24.12

28.12

18

Квадратичная функция.

31.12

04.01

Простейшая геометрия

20

19

Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин.

07.01

11.01

20

Треугольник: виды, свойства, формулы. Опорные таблицы.

14.01

18.01

21

Треугольник: виды, свойства, формулы.

21.01

25.01

22

Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки.

28.01

01.02

23

Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки.

04.02

08.02

24

Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников.

11.02

15.02

25

Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников.

18.02

22.02

26

Окружность и круг.

25.02

01.03

27

Окружность и круг

04.03

08.03

28

Тренировочное тестирование

11.03

15.03

Комбинированные задачи по геометрии

12

29

Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа.

18.03

2.03

30

Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа.

25.03

29.03

31

Решение задач повышенной сложности по геометрии

01.04

05.04

32

Решение задач повышенной сложности по геометрии

08.04

12.04

33

Задачи на развёрнутое доказательство

15.04

19.04

34

Задачи на развёрнутое доказательство

22.04

26.04

Работа с данными

10

35

Задачи на проценты

29.04

03.05

36

Теория вероятностей и комбинаторика. Решение задач

06.05

10.05

37

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

13.05

17.05

38

Тренировочное тестирование

20.05

24.05

39

Тренировочное тестирование

27.05

31.05

Лист корректировки рабочей программы

Учебный период

Кол-во часов

№ по КТП не проведенного урока

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

По плану

По факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Лабиринты математики" в 5 классе

Внеклассное мероприятие "Лабиринты математики" в 5 классе...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Игра по математике "Математический лабиринт"

Игра "Математический лабиринт" предназначена для учеников начальной школы. Подготовительная работа и сама игра проводятся учениками средней школы. Материал можно использовать при проведении Дня самоуп...

Рабочая образовательная программа факультатива по математике «В лабиринте задач»

Курс призван углублять знания учащихся, получаемые ими при изучении основного курса, а также развивать их интерес к предмету....

Рабочая программа элективного курса "В лабиринте математики"

Элективный курс «В лабиринтах математики» адресован учащимся 9 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам математики, той математики, скоторой школьники не встречаются на урок...

"ПО ЛАБИРИНТАМ МАТЕМАТИКИ" (УРОК-ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССА)

Разработка урока-игры по математике "ПО ЛАБИРИНТАМ МАТЕМАТИКИ" (УРОК-ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССА)...