Конспект занятия внеурочной деятельности "Графы".
план-конспект урока по математике (5 класс)

Зоренко Милана Валерьевна

Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Понятие графа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vneurochnoy_deyatelnosti_po_matematike.docx148.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельности по математике

Предмет___математика___ класс ______5_______________________

Тема занятия __ Понятие графа

Учебник _____ Теории графов для учителей, для школьников, И не только

 ____________________ авторы учебника __ Мельников О.И.________

Тип занятия: _______ урок изучения нового материала.______

Форма проведения занятия___урок-исследование_____

Цели занятия.

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению понятия «графы»

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Планируемые образовательные результаты

предметные: формирование понятия графы, умение решать задачи с помощью графов

личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, навыков  решения задач с помощью графов

метапредметные: формирование самостоятельности в поиске необходимой информации для решения учебной задачи, умения работать по составленному плану, умения слушать других и принимать другую точку зрения

Оборудование: проектор, ноутбук, доска

План занятия (этапы занятия), распределение времени.

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Изучение нового материала.(25 мин)
  3. Закрепление нового материала.(12 мин)
  4. Подведение итогов, домашнее задание.(2 мин)

Ход занятия

Деятельность учителя

Вид доски

Деятельность учеников

1. Организационный момент (1 мин).

Приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.

Число

Тема: Графы

Приветствуют учителя.

2 . Изучение нового материала.(25 мин)

 Граф – это несколько точек, часть которых соединены друг с другом отрезками или стрелками . Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами.

Виды графов

1.Граф-вершина. Элемент (точка) графа, обозначающий объект любой природы, входящий в множество объектов, описываемое графом. То же: узел, точка.

2.Граф-ребро. Линия, соединяющая пару смежных вершин графа.

3. Пустой граф. Пустым называется граф без ребер

4. Неориентированный граф. Если ребра не имеют ориентации, граф называется неориентированным.

5. Ориентированный  граф. Если ребра ориентированы, что обычно показывают стрелками, то они называются дугами, и граф с такими ребрами называется ориентированным графом.

Слушают, записывают новые термины в тетрадь

Задача № 1 Аркадий, Борис. Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу).
Сколько всего рукопожатий было сделано?

Задача № 2

4 человека из нашего класса захотели поздравить друг друга с новым годом. Сделать это решили с помощью SMS-ок. Сколько всего SMS-ок было отправлено?

Задача № 3 Любители мультфильмов:

Рассмотрим множество людей: мама, папа, сын и множество мультфильмов «Ну, погоди!», «Покемоны», «Том и Джерри». Обозначим элементы этих двух множеств точками

Если точке из одного множества соответствует точка другого множества, будем соединять эти точки сплошной линией, если не соответствует – то штриховой.
Заметим, что по условию задачи у человека только один любимый мультфильм.
Учитывая данные задачи, получаем следующую схему:

Из условия задачи следует, что нужно найти единственно возможное соответствие между элементами двух множеств.
Правило: если какая-то точка оказывается соединенной с двумя точками другого множества штриховыми линиями, то с третьей точкой она должна быть соединена сплошной. 
Поэтому граф на рисунке будет выглядеть следующим образом:

Теперь мы установили, что папа любит мультфильм «Ну, погоди!», сын – «Покемоны». В обеих множествах остается только по одной точке, следовательно мама любит мультфильм «Том и Джерри». Задача решена. 
Таким же способом можно находить соответствие между тремя множествами. Тогда при решении мы можем получить треугольники трех видов:
а) все стороны являются сплошными отрезками (решение задачи);
б) одна сторона – сплошной отрезок, а две другие – штриховые;
в) все стороны – штриховые отрезки.
Таким образом, нельзя получить треугольник, у которого бы две стороны были сплошными отрезками, а третья – штриховой отрезок. 

Задача № 4

В школьной столовой на первое можно заказать щи, суп и борщ, на второе – котлету и рыбу, а на третье – чай и морс. Сколько различных обедов можно составить из указанных блюд?

Ответ: 12 обедов.

Неориентированный граф.

https://1.bp.blogspot.com/-mDJa9npraP0/W7Ft3u57uDI/AAAAAAAAAAg/LOc9JdqvbEwcuc4IoFO7bgeV81EleprGACLcBGAs/s320/2.png

https://1.bp.blogspot.com/-hbsQRKeWaYk/W7FvD1W2QNI/AAAAAAAAAA0/aR_AJqL-J24UK4MVmGdaY7OYAzaDDE4hQCLcBGAs/s320/4.png

https://4.bp.blogspot.com/-CtXpXXVYSYk/W7FvX8qHBAI/AAAAAAAAAA8/cqTh3IPyF8kLQOXMqU2zUAGSFUwsC0VggCEwYBhgL/s320/5.png

https://3.bp.blogspot.com/-c_AeEZGIFyQ/W7FvuGs9erI/AAAAAAAAABI/jJPjn_JqE8oftVGIxBEIpWZ_HBUsTqeKgCEwYBhgL/s320/6.png

Совместно с учителем рисуют граф

Подсчитывают

Совместно с учителем рисуют граф

Подсчитывают

Определяют вершины

Согласно новым знаниям рисуют штриховку

Следуя правилу рисуют окончательный граф, сравнивают со слайдом

Групповое решение

3.  Закрепление нового материала.(12 мин)

.      Задача № 5Мебельный магазин имеет 3 образца стульев с бордовой, серой и зеленой обивкой и 2 образца столов – круглые и квадратные. Маша с папой пришли в магазин, им нужно купить стол со стульями. Сколько вариантов выбора у них есть?

Решение задачи

Ученики решают самостоятельно, затем один из них воспроизводит свое решение на доске

В шахматном турнире по круговой системе участвуют семь школьников. Известно, что Ваня сыграл шесть партий, Толя – пять, Леша и Дима – по три, Семен и Илья – по две, Женя – одну. С кем сыграл Леша?

Решение задачи

Ученики решают в парах

4. Подведение итогов, домашнее задание.(2 мин)

Ответьте на следующие вопросы:

Задача 1

Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий? 

Задача 2

Шесть девочек взяли напрокат двухместный велосипед. Построй граф, на котором будет показано, сколько вариантов пар может быть.

1).Был ли урок вам интересен?

2).Тема урока  была понятна?

5). Довольны ли своей работой на уроке?

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Вокал"

Занятие "Весна" было представлено мной на республиканском семинаре....

Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Лист Мёбиуса"

Данный материал содержит конспект   к  занятию внеурочной деятельности в 5 классе  по теме "Лист Мебиуса"...

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

План-конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в Цветоград"

Цели:познавательная - обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;практическая - закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, ум...