Исследовательская работа "Математика-сладкоежка"
творческая работа учащихся по математике (5 класс)

Печкурова Светлана Сергеевна

Иисследовательская работа"Математика-сладкоежка"  охватывает курс математики 5 класса. Ребята часто задают вопрос: «А зачем нужно изучать математику?  Мы постарались  с помощью приготовленных кондитерских изделий доказать важность изучения математики. Материал данной работы даёт навыки исследовательской деятельности, поиска и обработки информации различных источников. Выполнение творческого задания создаёт ситуацию успеха. Проект позволяет развивать математическая грамотность, т.е. способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения, решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности, в том числе и в кондитерском искусстве, на основе математических знаний.  Исследовательская работа учит и финансовой грамотности, учит планировать свои доходы и расходы. В работе наглядно доказано применение  математики в жизни человека при решении повседневных бытовых задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gk-2022lukyanova_m._maslov_a._rabota.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная  школа № 5 им. Н.Островского  г.Клинцы Брянской области

Направление: математика

Исследовательская работа

«Математика – сладкоежка»

Выполнили: Лукьянова Мария Алексеевна,

Маслов Андрей Игоревич  

обучающиеся 5 класса  

МБОУ-СОШ №5 им. Н Островского

Руководитель: Печкурова  Светлана Сергеевна

учитель математики МБОУ-СОШ №5 им.  Н.Островского,

89208484225

г.Клинцы

2022г.

Содержание

Оглавление …………………………………………………………………………………. 2стр                                                                                                  

Введение ……………………………………………………………………………………. 3стр

Основная часть ……………………………………………………………………………... 4стр

   Опрос учащихся класса и результаты опроса ……………………….............................. 4стр

   Математика  и кондитерское искусство ………………………………………………... 4стр

   Математика на кухне ………………………………………………….............................. 4стр

   Исследовательская деятельность …………………………………….............................. 5стр

   Расчёт затрат на приготовление пирога и печенья …………………............................. 6стр

Заключение ………………………………………………………………………………… 7стр

Список источников и используемой литературы ……………………………………….. 8стр                                                                                                

Приложение 1 ……………………………………………………………………………… 9стр

Приложение 2 …………………………………………………………………………….. 10стр                                                                                          

Приложение 3 .……………………………………………………………………………. 11стр                                                                                                                              

Приложение 4 …………………………………………………………………………….. 12стр  

Приложение 5 …………………………………………………………………………...... 13стр

Приложение 6 …………………………………………………………………………….. 14стр    

Приложение 7 …………………………………………………………………………….. 15стр

Приложение 8 …………………………………………………………………………….. 16стр

Приложение 9 …………………………………………………………………………..17-18стр

Приложение 10 …………………………………………………………………………… 19стр                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                               

2

Введение

   Семья! Это слово значимо для всех.  Семья – это дом, папа и мама, братья и сёстры, бабушки и дедушки, близкие люди. Семья – это ежедневная общая работа и праздники, объединяющие всех. Семья – это запах бабушкиных щей, котлет, пирогов и булочек, запах маминых пирожных и тортов.  Возвращаясь, домой после учёбы, очень приятно всей семьёй садиться за стол, аппетитно уставленный едой, а потом пить чай со сладостями. Это скрепляет семью, обеспечивает домашний уют, и поэтому в такой дом хочется всегда возвращаться.

    «А, причем  здесь математика?» - спросите вы. А без неё «и ни туды и ни сюды», как пелось в песенке водовоза из фильма « Волга- Волга». Она окружает нас, надо  только научиться  её видеть. Взглянуть  на математику по другому, с неожиданной стороны, позволяют книги, интернет и телевидение. Изучив литературу, мы разобрались, что первоначально математика возникла для хозяйственной жизни человека, с её помощью  люди познавали окружающий мир. Наблюдая, логически рассуждая, решая математические задачи, человек из пещерного превратился в современного.

    Мы видели, как в школьном буфете наши одноклассники и не только, покупают и съедают, с удовольствием, сладости и  сдобные булочки. И решили выяснить, как математика помогает их правильно приготовить.

Цель проекта: Показать возможности применения математики в жизни людей и доказать важность её изучения.

Задачи проекта: 1.Изучить литературу о математике и кондитерском искусстве.

2.Изучить единицы измерения, используемые на кухне.

3.Применить полученные знания на практике: вместе с родителями приготовить кондитерские изделия и рассчитать их стоимость.

4. Привитие интереса к математике, расширение математического кругозора.

Гипотеза: Математические знания применимы в окружающей нас жизни. Математика и кондитерское искусство тесно связаны между собой.

Объект исследования: Кулинарные рецепты.

Предмет исследования: Возможность применения математических знаний при приготовлении кондитерских изделий.

Методика исследования: В работе над проектом использовались следующие методы:

анализ литературы, наблюдение, фотосъемка, опрос, приготовление кондитерских изделий.

Результаты исследования: подготовлена электронная презентация, создан буклет (Приложение 9), приготовлены кондитерские изделия.

3

Основная часть

1. Опрос учащихся класса и результаты опроса

    Начать свою работу мы решили с опроса наших  одноклассников.

1.Назовите ваши любимые блюда.

2.Какую профессию вы планируете выбрать после окончания школы?

3.Как называется человек, который занимается приготовлением всевозможных сладостей?

4.Как называется магазин, в котором торгуют  сладостями?

5.Завершающее блюдо стола, предназначенное для получения приятных вкусовых ощущений в конце  любого праздника, обычно - сладкие деликатесы.

6.Нужна ли математика в жизни?

    Как же ребята отвечали на вопросы?

    Семь человек любят макароны с колбасой,  пяти ребятам нравится пицца, и все с удовольствием пьют чай  с домашними сладостями.

    Не все ещё определились с будущей профессией, но три человека в будущем хотят стать поварами, два человека  видят себя в медицине и один мечтает быть учителем, как его бабушка.  На три следующих вопроса все ребята  ответили правильно.

    А на вопрос «Нужна ли математика в жизни?» большая часть ребят ответила, что нет.

( Приложение 1)

2.Математика и кондитерское искусство

     Слово «кондитер» означает «варить в сахаре» и происходит от итальянского «кандиере». В современном мире профессия кондитер очень популярна и востребована. И возникает вопрос: «Зачем кондитеру математика?» В кулинарии для приготовления любого блюда должен быть выдержан рецепт, который указывает точное соотношение ингредиентов. В кондитерском искусстве используются такие величины и понятия как: вес, объём, время, температура, геометрические фигуры. Искусный кондитер умеет ваять и созидать геометрические формы. А без математических знаний это просто невозможно. Поэтому кондитерское искусство – это творческая и точная наука, как  и математика.

3. Математика на кухне.

    Посуда на кухне имеет прямое отношение к математике. Классическая кастрюля вмещает в себя определенное  количество  воды в литрах. Чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Объём гранёного стакана равен 250 граммам. На кухне много предметов геометрической формы: тарелка  – круг, половник –  половина шара, разделочная доска   – прямоугольник, кастрюля  – цилиндр.

     Часто опытные хозяйки делают многое на глаз. Могут взять щепотку продукта – столько продукта, сколько можно взять тремя пальцами (большим, указательным и средним), сжатыми вместе.                                                                                                           4

    Или горстку – количество продукта, которое помещается на ладони с прижатыми пальцами. Или пригоршню – столько продукта, сколько можно захватить открытой ладонью или двумя чуть согнутыми ладонями. Но выпечка и десерты требуют безукоризненного соблюдения  всех  пропорций. Как  же поступить, если под рукой нет весов. Муку, панировочные  сухари, сахар измерить  можно  с помощью  стакана. Соль, уксус, перец отсчитать можно чайной или столовой ложками. В таблицах определения  веса некоторых жидких и сыпучих продуктов есть перевод объёмов кухонной утвари в граммы. (Приложение 2)

4.Исследовательская деятельность

   После изучения теории, стало понятно, что математические знания применимы на кухне. Чтобы это подтвердить мы провели кулинарные опыты.

 Опыт 1.Пирог  шарлотка.

    Шарлотка – очень вкусный яблочный пирог. По одной из версий, этот рецепт был предложен королевой Шарлоттой, женой короля Великобритании Георга III. Королева очень любила яблоки, и её любимым лакомством был как раз этот пирог. Всё традиционно - бисквит и яблоки. Когда болею и сижу дома, долечивая простуду, мама печёт для меня этот пирог, тающий во рту.

     Сразу хочу обратить внимание на рецепт. (Приложение 3) Он состоит из цифр. А это математика. Я отмерила все ингредиенты чайной ложкой и стаканом. Сначала яйца, сахар  соль взбила вместе. Понемножку добавила просеянную муку и разрыхлитель, аккуратно  перемешивая тесто. Тесто получилось, как сметана. Если не соблюсти пропорции, то тесто получится не той консистенции. Яблоки желательно брать с кислинкой, например антоновку. Их почистила и нарезала дольками. Форму для выпечки смазала маслом и чуть присыпала мукой. На дно формы налила немного теста, выложила  яблоки, сверху вылила остальное тесто. Разогрела духовку  до 180 градусов и выпекала  40 минут до подрумянивания. Ох, уж эта математика! И здесь она! Потрясающий аромат поплыл по всему дому. Готовый пирог достала из духовки, дала возможность  остыть, вынула из формы, украсила пирог сахарной пудрой и кондитерскими каплями. И вот мы с братом уплетаем пирог за обе щеки, оставив  ровно половину () своим родителям. И опять рядом математика в виде обыкновенных дробей, которые мы сейчас изучаем.

Опыт 2. Печенье «Вертуши»

    Мы с бабушкой решили приготовить  печенье « Вертуши». Почему оно так называется? Да потому, что при приготовлении действительно закручивается – вертится. Все ингредиенты мы взвесили на весах, молоко измерили мерным стаканом строго по рецепту. (Приложение 4) И началась работа. Масло заранее заморозили, а потом натерли его на тёрке.                                                                                                                                               5

    Муку растираем со сливочным маслом. Дрожжи, сахар, соль растворили в подогретом  молоке. Здесь нужно быть очень внимательным. Если уменьшить количество дрожжей, то тесто не поднимется, если переборщить с сахаром, то печенье будет очень приторным, если положить две щепотки соли, вместо одной, то печенье будет солёным. Вообще, нужно брать точное количество всех ингредиентов, указанных в рецепте, соблюдать все пропорции. И опять рядом математика, ведь она наука точная. Муку добавляем понемножку. Тесто замешали вручную, оно получилось плотное, и оставили его подходить в тёплое место на 1 час. Опять математика! Единицы времени! От теста отщипнули  кусок размером с персик, скатали его шариком и положили  на, рассыпанный на доске, сахар. Раскатали тесто по сахару в блин, смазали абрикосовым и малиновым джемами,  разрезали его через центр на неширокие треугольники. Каждый треугольник закрутили  от широкой стороны к центру, получились вертуши. Выложили вертуши на противень. Выпекали при 180 градусах, старались сильно не подрумянивать. Красота и вкуснота! И математика!

     Какой же вывод можно сделать из наших опытов?  Мы  соблюдали количество и пропорции всех продуктов из рецептов и получили  «вкусняшки».

5.Расчёт затрат на приготовление пирога и печенья.

     Приготовив пирог и печенье, нам стало любопытно, а сколько же денег мы потратили?

Провели расчёты, здесь опять не обошлось без математики. Стоимость пирога в домашних условиях составила приблизительно 192 рубля. (Приложение 5)  А в кафе приблизительно 269 рублей. (Приложение 6) Стоимость печенья  в домашних условиях составила приблизительно 137 рублей. (Приложение 7)  А в кафе приблизительно 183 рубля. (Приложение 8) Затраты отличаются. (Приложение 10) И мы понимаем, что готовить дома это просто замечательно. Это объединяет самых близких и дорогих людей. При расчёте стоимости продуктов мы складывали, умножали, составляли таблицы,  то есть применяли математические знания на практике.

       Такие математические действия как: измерение, взвешивание, счёт – достаточно привычные явления, только мы этого не замечаем.

6

Заключение

      В ходе создания нашего проекта, мы изучили и проанализировали большой объём  информации. Наши исследования доказали справедливость выдвинутой гипотезы: математика применима в жизни, в частности в кондитерском искусстве.
Мы выяснили, что математические знания нужны для подсчета количества продуктов, их веса, времени приготовления, а также для расчёта стоимости любого кулинарного изделия. Соблюдение количества всех ингредиентов и их пропорций помогли нам приготовить вкусные и аппетитные блюда. А умению всё правильно рассчитать  способствует изучение математики.
Математические знания способствуют развитию логического мышления, геометрического воображения, изобретательности, а это нужно всем: и повару, и кондитеру, и предпринимателю. Без математики не получить ни одну профессию в нашей жизни, она нужна в любом деле. Мы надеемся, что, познакомившись с нашей  работой, одноклассники поймут важность изучения математики. Мы установили, что школьные знания  помогают при решении реальных задач из нашей обычной жизни.

      Об этом говорил французский физик и инженер  Л.Карно  «Математике должно учить в школе ещё с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни».

7

Список источников и используемой литературы

1.Разумная И.Я. «Рецепты домашнего кондитера», 2-е издание, стереотипное, г. Москва, издательство « Колос»,1995.

2.Кондитер // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

3.Кандитер // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

4. Фильм « Волга-Волга»,1938г, песенка водовоза.

5.http://www.myshared.ru/slide/691132/, слайд 33 « Этимология кондитерского мастерства».

6."Для Торта.ru" - это сообщество любителей и профессионалов своего дела!

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...