Финансовая грамотность на уроках математики
статья по математике (5 класс)
Актуальность формирования финансовой грамотности современных школьников обусловлена тем, что они уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений: самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс на формирование финансовой грамотности у школьников — пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня. Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса. Надо понимать, что у учителя не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
В основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными ресурсами. Это касается всех основных направлений, таких как: рациональное использование денежных ресурсов на потребление; культура сбережения с целью формирования активов; эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования. Правильное отношение к деньгам в широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье, для чего проводится специальная работа с родителями. И это в основном нравственный аспект. Математике же отводится особое место в повышении финансовой грамотности — создание математического аппарата для решения основных финансовых «задач».
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д. Включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
На школьном этапе создается некоторая база финансовой грамотности: учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению относительно простых финансовых расчетов.
Таким образом, школа готовит учащихся к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора. В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы, сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения.
Примеры заданий
1) Три компаньона вложили в организацию предприятия соответственно 280, 320 и 360 р. Прибыль, которую они получили, составила 2400 р. Сколько денег должен получить каждый компаньон, если прибыль распределяется пропорционально вкладу каждого?
Решение. Выясним в каком соотношении вложили деньги компаньоны: 280 : 320 : 360 = 7 : 8 : 9. Всего 7 + 8 + 9 = 24 части. Определим сколько денег приходится на одну часть: 2400 : 24 = 100 (р.) Значит первый компаньон получит 7 ∙ 100 = 700 (р.), второй компаньон получит 8 ∙ 100 = 800 (р.), третий компаньон получит 9 ∙ 100 = 900 (р.). Ответ. 700 р., 800 р., 900 р
2) Две подруги Оля и Лена отправились в магазин за покупками. В тот день в отделе «Головные уборы» проводилась акция: покупка второй шапки за 50 % от её цены. «Что выгоднее: купить шапку по низкой цене и заплатить за более дорогую вещь половину цены или наоборот?», — обсудили подруги, в результате решив воспользоваться акцией и приобрести себе шапки.
Вопрос 1 Оля выбрала шапку за 1800 р., а Лена — за 1200 р. Какую сумму должны заплатить подруги за две шапки?
Решение: проверим оба варианта: 1) 1800+1200:2=1800+600=2400 (р.) 2) 1200+1800:2=1200+900=2100 (р.) Выгоднее вариант с покупкой шапки по низкой цене и применении скидки для более дорогой шапки. Ответ. 2100 рублей.
Вопрос 2 Какая из двух акций наиболее выгодна подругам: — покупка второй шапки за 50 % цены; — скидка 25 % на все товары?
Решение. При применении первой акции девочки заплатят 2100 рублей. Узнаем, сколько они заплатят, если воспользуются второй акцией: 1) 1800:4 + 1200:4=450+300=750 (р.) – размер скидки; 2) 1800 + 1200 -750 = 2250 (р.) Очевидно. что выгоднее покупка второй шапки за 50 % цены.
Вопрос 3 Какую сумму должна заплатить каждая из девочек, если у Оли есть карта магазина и на ней накоплено 200 баллов, которые можно внести в счёт оплаты за шапку? 1 балл = 1 р.
Решение. Если бы не было никаких акций, то Оля заплатила бы 1800 рублей, а Лена 1200 рублей. 1800 1200 = 3 2 . То есть Оля платит 3 части всей суммы, а Лена 2 части всей суммы. Всего пять частей. Мы знаем, что общая сумма их покупки с учётом акции составляет 2100 рублей. Значит, Лена должна заплатить 2100 ∙ 2 5 =840 (р.), а Оля должна заплатить 2100 ∙ 3 5 =1260 (р.). Но у Оли есть карта магазина, значит она заплатит 1260 – 200 = 1060(р.) Ответ. Оля должна заплатить 1060 рублей.
Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни. Задания предполагают осуществление «многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как по каждой предлагаемой ситуации выявление финансовой информации связано с анализом информации в финансовой контексте, с оценкой финансовых проблем, с применением финансовых знаний и понимания. Последовательное выполнение заданий, относящихся к определённой ситуации, обеспечивает погружение учащихся в описанную историю и способствует приобретению ими как новых знаний, так и функциональных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование финансовой грамотности на уроках математики.
При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры учащиеся формируют основы финансовой грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/07/picture-996478-1530985044.png)
Выступление по теме самообразования "Финансовая грамотность на уроках математики"
С 2018 года моя тема самообразования "Финансовая грамотность на уроках математики"...
Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).
Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...
"Финансовая грамотность на уроках математики"
Статья по разделу "Основы финансовой грамотности на уроках математики"....
Финансовая грамотность на уроках математики
статья для учителей математики, подготовленный банк заданий....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60778.jpg)
Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. П...