Технологическая карта урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)
план-конспект урока по математике (5 класс)

Иванова Валентина Николаевна

Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Иванова Валентина Николаевна

Место работы

МБОУ Хмелитская СОШ, Вяземский район Смоленская область

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание десятичных дробей

 (урок №1)

Тип урока

Урок изучения нового материала

Предметная программа и её автор

 

А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Математика 5. (И: Вентана-граф)

Цель  урока

Вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и начать формирование умения применять это правило при решении задач.

Задачи

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

Образовательные: актуализировать опорные знания по теме (повторить разрядные единицы десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел; провести поиск способов сложения и вычитания десятичных дробей, разработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

Воспитательныевоспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать и слышать другого, уважение к мнению товарища.

Технологии

ИКТ, проблемно-диалогического обучения,  здоровьесберегающая

Методы и формы

Частично-поисковые, словесные, наглядные,  самостоятельная работа;

фронтальная, индивидуальная, устная, письменная.

Техническое оснащение урока

ПК учителя, проектор

Литература,источники информации

 

А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. Математика 5. (И: Вентана-граф)

        

Структура и ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Организационный момент

Приветствует учеников.

А начнем мы наш урок с умной мысли:

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

Д. Пойа 

Сегодня мы как раз и попробуем это сделать.

Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку.

Актуализация знаний, устная работа

Создание проблемной ситуации.

Формулирование проблемы(темы и целей урока)

1.Прочитайте числа:  

2,634;  0,31;  1,3;  201,231.

2.Сравните дроби:

 а) 3,4 и 3,19;  

б)6,40 и 6,4;  

 в) 0,31 и 0,126 ;  

 г)0,413 и 0,6

3.Выразите в сантиметрах и дециметрах:

5 дм;  

4,25 м;  

0,3 м;  

14,5 дм.

4.Задача  Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго?

-Какое задание нужно выполнить?

-Почему у вас возникло затруднение? Что нам предстоит сегодня выяснить?

Какая же будет тема урока?

Абсолютно верно.

А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока

Запишите тему урока в тетрадь.

Читают

Сравнивают

  3,4 >3,19;      

 6,40 = 6,4;      

0,31 > 0,126 ;    

  0,413 < 0,6

Выражают

50 см;

 425 см;

3 дм;

145 см;

У детей возникает затруднение.

Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.

Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей. Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Записывают тему урока.

Открытие нового знания.

Проблемная ситуация

Давайте попробуем решить задачу двумя способами.

Кто догадался как?

Первый вариант пробует решать задачу первым способом, второй вариант вторым способом.

Итак, мы решили задачу двумя способами. И оба способа были не совсем быстрыми. Давайте подумаем, как решить задачу быстрее, как выполнить сложение и вычитание быстрее?

Наводящий вопрос: как мы обычно выполняем сложение и вычитание натуральных чисел?

Кто догадается, как выполнить сложение и вычитание в столбик?

Учащимся предлагается немного времени для размышлений.

Может кто-то желает попробовать предложить свою гипотезу на доске?

Задание выполнено верно.

Давайте проверим нашу гипотезу в решении других примеров:

а)2,35+4,18=6,53;

б)3,8-1,2=2,6;

На экране высвечивается еще один пример

в)0,76+42,389.

Одинаковые ли ответы получились?

Давайте посмотрим, какой из них правильный. (На экране появляется слайд с правильным ответом).

Какое же решение было верным?

А теперь попробуем сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Давайте сверим ваши предположения с учебником.

Алгоритм выводится на слайде на доске.

 Алгоритм сложения десятичных дробей.

  1. -Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. -Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
  3. -Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
  4. -Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Предлагают свои версии

Предполагаемые ответы:

1)перевести десятичные дроби в обыкновенные, выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей, затем ответ перевести в десятичную дробь;

2)перевести рубли в копейки, сложить, вычесть и обратно перевести в рубли.

Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске.

1 вариант

1)2,37+1,26=2 + 1=3=3,63 (р.)

2) 2,37-1,26=2 - 1=1=1,11(р.)

Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей.

2 вариант

1)2,37р. +1,26р.=

=2р.37к.+1 р.26 к.=3р.63 к.

2) 2р.37к.-1 р.26 к.=1р.11 к.

Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей.

В столбик.

К доске выходят два ученика по желанию. Один из которых пробует выполнять сложение в столбик, другой - вычитание.

   2,37

+1,26                          _ 2,37      

   3,63                             1,26

                                        1,11

Учащиеся в группах решают примеры, вынося свое решение на доску.

Пробуют решить

Предлагают свои версии решения примера:

42,389

+   0,76

 42,465

   42,389

+0,76

  49,989

42,389

+0,76

43,149

Дети сравнивают свои ответы с экраном.

Последнее.

Предлагают свои варианты ответов.

Читают текст в учебнике, находят нужную информацию.

Физкультминутка

Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.

Первичное применение нового знания

Решение упражнений по учебнику.

№1213(а,б,в,г)

№1214(а,б,г,е)

Решение задачи

№1211.

Прочитайте задачу.

Сколько ткани пошло на пальто?

Сколько ткани пошло на костюм?

Что требуется узнать в задаче?

Решаем задачу двумя способами.

Какое решение более удобно?

Желающие ученики решают их в столбик у доски с проговариванием алгоритма

№1213(а,б,в,г)

а)0,769+42,389=43,158       в)95,381+3,219=98,6

б)5,8+22,191=27,991           г)8,9021+0,68=9,5821

№1214(а,б,г,е)

а)9,4-7,3=2,1

б)16,78-5,48=11,3

г)11,1-2,8=8,3

е)6,6-5,99=0,61

3,2 м.

2,63 м.

Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе.

1 способ

3,2+2,63=5,83(м)

2 способ

3,2м=320 см

2,63 м=262 см

320+263=583(см)

Первое.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Выполните действия и расшифруйте слово:

А   0,023+6,4=6,423

Б  14,16+31,12=45,28

П  15,6+4,7=20,3

Д  3,16+5,2=8,36

Е  35+2,73=37,73

О  23,4+5,37=28,77

20,3

28,77

45,28

37,73

8,36

6,423

20,3

28,77

45,28

37,73

8,36

6,423

п

о

б

е

д

а

Повторение и закрепление изученного ранее

№1251(работа в парах с последующей проверкой на доске)

а)

х=

х=

Ответ: х=

б)у -  

у=

у=

у=1

Ответ: у=1

в)

k=

k=

Ответ: k=

г)d+

d+

d=

d=

Ответ: d=

Итог урока. Рефлексия

Какие цели в начале урока мы поставили?

Достигнуты поставленные цели?

− Как складывают и вычитают десятичные дроби?

Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

Формулируют алгоритм

Домашнее задание

№1255

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

Конспекты уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

В данной папке собраны конспекты 6 уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс. УМК Виленкин...

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (7 класс)

Вид урока: «Урок - Путешествие».Тип: закрепление  материала.Форма проведения урока: Интерактивные формы взаимодействия (фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах)....

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

Обобщающий урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5 класс

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»Цели урока:образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения  и вычитания десятичных дробей; отработка навыков устного счёта...

Технологическая карта урока по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5 класс. Математика

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5 класс. Математика...