Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Уравнение"
методическая разработка по математике (5 класс)

Яковлева Татьяна Васильевна

Методическая разработка урока в 5 классе по теме «Уравнение» создана в соответствии со ФГОС. Этот урок 1 в изучении данной темы. Тип урока: усвоение новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Уравнение»

Класс: 5

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: создание алгоритма, работа с учебником; научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет

включения новых определений, терминов, описаний.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: построить алгоритм нахождения неизвестного в уравнении, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл уравнения, что значит решить уравнение.

Метапредметные:

  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

  • Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логическую цепочку рассуждений.

Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Предметно-образовательная        среда:        лист        самооценки,        учебник,        комплект        мультимедийной аппаратуры, карточки с самостоятельной работой.

Технологическая карта урока математики

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Предметные

Р, К, П, Л

 Организационный этап

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

-установить тематические рамки.

Создаёт благоприятный эмоциональный настрой на работу, вовлекает учащихся в учебную деятельность, определяет содержательные рамки урока

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы узнаем много интересного и познавательного.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке - Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки - все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. 

Подготовка к уроку.

Включаются в деловой ритм урока. Самооценка. Ребята выставляют себе оценку в листе успешности.

 Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Постановка учебной задачи

Мотивационный этап

Цели:

-сформулировать цель урока;

-определить средства достижения цели.

Организует постановку цели урока.

Для того чтобы узнать тему урока, организует работу над ребусом.

Рекомендует учащимся воспользоваться учебником

Для того, чтобы понять, что мы будем сегодня изучать, вам необходимо разгадать следующий ребус:

Итак, ребята, что у вас получилось? Какова тема сегодняшнего урока?

-Запишите ее в тетрадь.

А для чего нам нужно изучить эту тему? Чему мы будем учиться? Какова цель урока?

А теперь давайте составим план урока, для этого определим, с какими основными понятиями нам необходимо познакомиться.  Откройте учебник на странице 69 параграф 10. Прочитайте материал учебника, выпишите основные понятия в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя

- Решая ребус, формулируют тему: «Уравнение» и цель урока: «Научиться решать уравнения».

1. Что называют уравнением?

2. Что значит «корень уравнения»?

3. Что значит «решить уравнение»?

4. Решать уравнения.

Коммуникативные:

формирование умения высказывать собственную точку зрения в процессе обсуждения.  

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения.

Познавательные:

осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Актуализация знаний и умений, постановка проблемы и ее решение фиксация затруднений.

 Цель: приобретение новых знаний и установление уровня их усвоения, устранение обнаруженных проблем

Предлагает учащимся выполнить задание по предложенным схемам.

и с опорой на выполненное задание формулируют понятие «корень уравнения».

План готов, для того, чтобы перейти к его выполнению, рассмотрите схему.

a)

Посмотрите на доску и запишите формулы, с помощью которых можно найти:

- целое А, если известны части В и С.

- части В и С, если известно целое А и вторая часть.

Проблемная ситуация:

б)

А теперь посмотрите на эту схему и аналогично запишите формулы, для нахождения целого и его частей.

Смогли ли вы выполнить это задание? В чем возникло затруднение?

Как можно решить данную проблему? А теперь составьте выражения по данной схеме.

Сформулируйте определение уравнения.

Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное.

И вот на горизонте следующее задание:

Являются ли числа 5, 13 корнем уравнения
x + 32 = 45.

Правильно: 13.

А теперь сформулируйте пожалуйста, что такое «корень уравнения»

Можем двигаться дальше. Запишите номера уравнений, в которых надо найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

  1. x + 11 = 26
  2. 15 + x = 50
  3. x – 5 = 27
  4. 40 – x = 13
  5. x – 140 = 200
  6. 60 – y = 24

-Как найти неизвестное слагаемое?

-Как найти вычитаемое?

-Как найти уменьшаемое?

После выполнения выписывает формулу на доску:

а) 1. А = В + С;

2. В = А – С;

3. С = А – В.

- Затруднение заключается в том, что неизвестна одна из частей.

- Данное задание можно выполнить, обозначив неизвестную часть за «x»:

б) 1. A = B + x;

2. B = A – x;

3. x = A – B.

- Формулируют определение понятия «уравнение»

Внимательно изучив следующее задание и определив способ его выполнения, самостоятельно находят корень уравнения:

x + 32 = 45;

x = 45 – 32;

x = 13.

и с опорой на выполненное задание формулируют понятие «корень уравнения».

- Выполняя следующее задание, отвечают на вопросы учителя

Неизвестное слагаемое: 1, 2.

Неизвестно вычитаемое: 4,6.

Неизвестно уменьшаемое: 3,5.

и формулируют правила нахождения неизвестного.

Коммуникативные:

формирование умения взаимодействовать с группой, умения слушать и слышать учителя.

Регулятивные:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

Познавательные:

усвоение новых способов умственной деятельности через различные виды получения информации.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение нового понятия с проговариванием во внешней речи

- А теперь, я предлагаю продолжить работу, выполнив несколько заданий из учебника Работа с учебником

№269, №270(1), доп. №275

3 уравнения – 1 ребенок.

Критерии:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - более 2 ошибок.

-Что значит, решить уравнение?

Выполняют задание, отвечают на вопросы

 

Уметь правильно читать, выполнять действия, грамотно оформлять решение.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали

Встают, повторяют упражнения за учителем

Первичная проверка усвоения материала. Самостоятельная работа

Цель:

-организовать проверку знаний.

Организует проверку знаний

Самостоятельная работа

Решите уравнения:

а) x + 37 = 85; б) 156 + y = 218

в) 85 – m = 36; г) z – 94 = 18

д) 2041 – n = 786;  

е) p – 7698 = 2302

Критерии:

«5» - задания все выполнены.

«4» - 1 – 2 ошибки

«3» - 3- ошибки

«2» - более 3 ошибок.

Ребята, сдайте мне ваши листочки, чтобы я выставила оценки вам в журнал.

Выполняют самостоятельную работу. Взаимопроверка в паре и оценивание по критериям.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Домашнее задание

Организует выбор и запись домашнего задания

Пришло время для нового домашнего задания.

На оценку «3» п.10, №268, №270(2,3,4)

На оценку «4», «5» - п.10, №270(2,3,4), №276

Выбирают посильное домашнее задание

Итог урока

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-Каким сегодня был для нас урок и почему?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Достигли ли вы поставленной цели?

-Выполнили план урока?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку своей учебной деятельности

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08ab/00081efa-9f8ac55c/2/img18.jpg

Выполняют анализ своей деятельности на уроке, выявляют свою ступень успеха

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.


Лист успешности

Фамилия ______________ Имя ______________ Класс ____

Самооценка

Оценка за работу на уроке


Лист успешности

Фамилия ______________ Имя ______________ Класс ____

Самооценка

Оценка за работу на уроке

Лист успешности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...