"Определенный интеграл и его свойства"
учебно-методический материал по математике (10 класс)

Абдуллина Роза Вялитовна

Цели урока:

  1. Сформировать умения применять правило вычисления определённого интеграла;
  2. Ввести формулу Ньютона-Лейбница;
  3. Сформировать умение вывода основных свойств определенного интеграла; отработать навыки вычисления  определенных интегралов.
  4. Продолжить формирование у учащихся навыков само и взаимоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelennyy_integral_i_ego_svoystva.docx68.54 КБ

Предварительный просмотр:

Математика  2 курс план урока по теме «Определенный интеграл и его свойства».

Разработчик – преподаватель математики  Абдуллина Р.В.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

  1. Сформировать умения применять правило вычисления определённого интеграла;
  2. Ввести формулу Ньютона-Лейбница;
  3. Сформировать умение вывода основных свойств определенного интеграла; отработать навыки вычисления  определенных интегралов.
  4. Продолжить формирование у учащихся навыков само и взаимоконтроля.

Структура  урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач  урока.

3.Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5.Закрепление изученного материала.

6.Задание на дом.

7. Итог урока.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Постановка целей и задач  урока. 

Приветствие, сообщение темы и задач урока. Учащиеся записывают тему урока.

3. Актуализация опорных знаний.

  В качестве актуализации опорных знаний предлагается провести небольшую самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Рекомендуется организовать работу двух учащихся на обратной стороне доски, а затем учитель комментирует решение и получившиеся ответы.

Работа дифференцированная

1 вариант.

2 вариант.

Вычислить неопределенный интеграл:

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

4. Изучение нового материала:

План лекции:

1.Понятие определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница.

2.Основные свойства определенного интеграла.

3.Примеры.

Определенным интегралом  в пределах от а до в от функции f(x), непрерывной на отрезке [а, в], называется приращение любой ее первообразной  F(x) при изменении аргумента х от значения х=а до х=в:

 

Данная формула  так же  называется формулой Ньютона-Лейбница, ее называют основной формулой интегрального исчисления.

Свойства определенного интеграла.

  1. Определенный интеграл от алгебраической суммы конечного числа функций равен алгебраической сумме определенных интегралов от слагаемых функций:
  2. Постоянный множитель можно выносить за знак определенного интеграла:
  3. При перестановке пределов интегрирования определенный интеграл меняет свой знак на противоположный:
  4. Определенный интеграл с одинаковыми пределами равен нулю:
  5. Отрезок интегрирования можно разбивать на части:  

ПРИМЕРЫ: Вычислить интеграл:

1);

2) ;

3) ;

4) ;

5. Закрепление изученного материала.

Работа организуется в парах, с последующей взаимопроверкой.

Вариант 1

Вариант 2

Найдите значение определенных интегралов

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

6.Задание на дом.

Домашнее задание предлагается дифференцированное: 1-5 задания для обязательного выполнения, задания 6*-8* на дополнительную оценку

1

2

3

4

5

6*

7*

8*

7. Итог урока.

Учитель дает общую характеристику работы класса и отдельных учащихся, объявляет оценки за работу на уроке.

Приложение:

Ответы к самостоятельной работе:

1

2

3

4

5

Вариант 1.

Вариант 2.

Ответы к работе в парах:

1

2

3

4

5

6

7

Вариант 1.

33

-10

4

Вариант 2.

48,4

16

0

4

6

1

1

1 вариант.

2 вариант.

Вычислить неопределенный интеграл:

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

  1.  

Свойства определенного интеграла.

  1. Определенный интеграл от алгебраической суммы конечного числа функций равен алгебраической сумме определенных интегралов от слагаемых функций:
  2. Постоянный множитель можно выносить за знак определенного интеграла:
  3. При перестановке пределов интегрирования определенный интеграл меняет свой знак на противоположный:
  4. Определенный интеграл с одинаковыми пределами равен нулю:
  5. Отрезок интегрирования можно разбивать на части:  

Вариант 1

Вариант 2

Найдите значение определенных интегралов

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

Понятие интеграла и интегральное исчисление возникли из потребности вычислять площади любых фигур и поверхностей и объемы произвольных тех.

Символ ydx был введен Лейбницем в 1686 г. В нем знак интеграла представляет, как бы удлиненную букву S (первая буква в латинском слове сумма). Термин “интеграл” (от латинского integer – целая, вся – площадь) был предложен в 1696 г. Иоганном Бернулли и одобрен Лейбницем.

К понятию определенного интеграла приводят и другие задачи геометрии, механики и физики, в которых требуется найти предел интегральной суммы.

http://festival.1september.ru/articles/641283/Image955.gif

Обозначение определенного интеграла ввел Ж.Фурье. Числа a и b называют нижним и верхним пределами интегрирования.

Формула Ньютона-Лейбница носит название “основной формулы интегрального исчисления”. Она позволяет сводить сложное вычисление определенных интегралов, т.е. нахождение пределов интегральных сумм, к более простой операции отыскания первообразных.

http://festival.1september.ru/articles/641283/Image956.gif

Дальнейшее развитие интегрального исчисления связано с именем Леонарда Эйлера. Он составил полный курс математического анализа, состоящий из шести книг, три из которых посвятил интегральному исчислению.

Наряду с Эйлером выдающихся результатов в области математического анализа добился крупнейший математик 18 века – Лагранж. Он в 18-летнем возрасте уже занял должность профессора в артиллерийской школе города Турина (Италия), а через пять лет был избран членом Берлинской Академии наук.

Теория интеграла была за тем развита Риманом, который впервые определил необходимые и достаточные условия интегрируемости ограниченной функции. Ему принадлежит общее определение определенного интеграла, поэтому интегральную сумму стали называть “римановской”.

Большой вклад в развитие математического анализа в 19 веке внесли российские ученые Остроградский и Чебышев. Работы Чебышева в последствии продолжил его ученик – Ляпунов, Стеклов, Бернштейн и другие. Проблемы теории интегрального исчисления до сих пор волнуют умы математиков всех стран. Дело Чебышева и Остроградского продолжают ученые современной России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вычисление объемов геометрических тел с помощью определенного интеграла

Разработка открытого урока по алгебре и начала анализа в 11 классе...

открытый урок по теме"Геометрический смысл определенного интеграла"

открытый урок по теме "Геометрический смысл определенного интеграла" с элементами игры...

Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс

Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...

Презентация к уроку на тему: Определенный интеграл.

Формулы вычисления площади криволинейной трапеции, с помощью определенного интеграла....

презентация к уроку "определенный интеграл и его свойства"

Данный материал можно использовать  как в старших  классах, так и в техникумах и училищах...

Определенный интеграл, его свойства. Способы интегрирования.

Определенный интеграл, его свойства. Способы интегрирования....