Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
статья по математике

Налетова Екатерина Викторовна

Главной задачей работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленная на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности  учащихся. Школьники общеобразовательной организации должны уметь самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее, делать соответствующие выводы. Математика позволяет самостоятельно искать и анализировать информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Е.В. Налетова

Учитель математики ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №349 с углубленным изучение английского языка  Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Главной задачей работы учителя математики является организация деятельности школьников, направленная на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности  учащихся. Школьники общеобразовательной организации должны уметь самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать ее, делать соответствующие выводы. Математика позволяет самостоятельно искать и анализировать информацию. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения математике является одной из главных проблем методики преподавания математики. Она должна быть направлена на пробуждение активности учащегося и сохранение его индивидуальности при обучении. Для успешной организации самостоятельной деятельности необходимы соблюдения условий, использования средств обучения. От того как учитель организует самостоятельную работу обучающихся зависит усвоение материала. Достижение эффективности самостоятельной работы происходит, если

она представляет собой один элементов учебного процесса, и на нее отводится специальное время на уроке, а проведение должно быть по плану и систематическим. И только исходя из этого у обучающихся происходит выработка устойчивых умений и навыков при выполнении разнообразных видов самостоятельной работы и увеличение темпов в ее выполнении.

Важным принципом работы учителя математики в современных условиях является организация самостоятельной деятельности школьников. Актуальность данной темы заключается в том, что в  современном школе модель образования предполагает значительное увеличение самостоятельности обучающегося, имеющего способность успешно самореализоваться в изменяющемся мире, осуществлять непрерывное образование в течение всей жизни. Только с помощью целенаправленной систематической самостоятельной работы каждого учащегося можно полностью усвоить знания, отработать и закрепить умения.

 Термин «самостоятельная деятельность» трактуется неоднозначно. Я сейчас  обращаюсь к трактовке самостоятельной деятельности как деятельности, которая выполняется без непосредственного участия учителя. Некоторую конкретизацию этой общей трактовки позволяет дать анализ психолого-педагогических основ самостоятельной деятельности. Результаты представлены в трудах многих психологов, а также в исследованиях этой деятельности (Есипов Б.П., Жарова Л.В., Пидкасистый П.И., Стрезикозин В.П). Исследователи утверждают: важнейшее условие становления самостоятельной деятельности ученика заключается в том, что основные ее структурные компоненты (цель, мотив, содержание, результат) приобретают глубоко личностный смысл, становятся актуальными и значимыми для ученика. Характерным является  прежде всего активное отношение ученика к цели той деятельности, которая выполняется самостоятельно.

В дидактическом анализе самостоятельной деятельности школьника в обучении П.И.Пидкасистый  выявил единство воспроизводящих и творческих процессов. Процессы воспроизведения проявляются в количественном накоплении, присвоении готовых знаний и способов действий. Они помогают ученику овладеть необходимыми знаниями о предметах и явлениях объективного мира, осознать и усвоить способы действий, и поэтому крайне необходимы для вовлечения ученика в творчество. Творческие же процессы выражаются прежде всего в накоплении личного практического познавательного опыта, в новизне продукта деятельности, в создании новых способов решения проблем, новых комбинаций, в переносе приемов. Успешная реализация обучения и развивающей функции самостоятельной деятельности учащихся, усиление ее воспитательной направленности могут быть достигнуты тогда, когда руководство ею представляет единую систему действий педагога и учащихся, основными компонентами которой являются организация, руководство и стимулирование. [1, с. 39]

Поэтому естественно возникает вопрос о том, какие средства организации учащихся целесообразно (возможно) использовать. Разнообразие современных средств открывает большие возможности для руководства познавательным процессом. Самостоятельная деятельность должна непрерывно обогащаться теми умениями, которые важны для изучения всех учебных предметов и для овладения навыками.

Все используемые в учебном процессе средства обучения можно разделить на виды:

  1. дидактические средства, которые являются источниками самостоятельного приобретения знаний (учебник, учебные пособия, сборник задач и упражнений, журналы и газеты, атласы, опорны конспекты и т.д.)
  2. средства, которые используются для руководства самостоятельной деятельности (общие инструктивно- методические указания для учащихся, карточки с заданиями, рабочие тетради для самостоятельной работы, учебные пособия, карточки с образцами выполнения заданий и т.д.)
  3. технические средства и оборудования (телевизоры, компьютеры, классная доска, шкафы и т.д.) [4, с. 45-47]

 Из всего разнообразия средств организации самостоятельной деятельности учащихся в большинстве случаев на уроках математики используется, как говорят учителя, самостоятельные работы. Под самостоятельной работой понимается некий набор заданий, который учащиеся выполняют самостоятельно. Самостоятельную работу рассматриваю как одно из средств организации самостоятельной деятельности учащихся и руководства этой деятельностью.

Для того, чтобы самостоятельная работа действительно служила средством формирования знаний и умений, способствовала развитию способностей учащихся должны выполняться определенные условия:

  1.  Необходимо, чтобы учащиеся были подготовлены к выполнению предлагаемой им работы предшествующими занятиями.
  2.  Подготовленность учащихся к самостоятельному выполнению задания обеспечивается тем, что каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.
  3.  Если учащиеся подготовлены к намечаемой работе, то задания посильные для них, но если нельзя давать задания, которые выше возможностей учащихся, то и нецелесообразно предлагать задания и слишком легкие. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими элементов творчества, сообразительности, может не быть в полной мере самостоятельной, тк может не иметь развивающего значения.
  4.  Задания должны даваться так, чтобы учащиеся восприняли их как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к ее достижению.
  5.  Если в классе есть ученики, для которых общее задание по какой-либо причине непосильно, то этим  ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания. В них учитывается, на каком уровне
    подготовленности по предмету стоит ученик; работы по индивидуальным заданиям служат преодолению отставания ученика. С другой стороны, учителю необходимо подготавливать дополнительный материал или даже особые задания для учащихся, способных преодолевать большие трудности по сравнению с теми, на которые ориентировано общее задание [3, с. 226-277 ]

Организация самостоятельной деятельности учащихся подразумевает организацию самостоятельной деятельности педагогом, а также самоорганизацию самих учащихся. Организация обеспечивает руководство процессом выполнения задания, стимулировать самоорганизацию при подготовке к работе и в процессе выполнения ее. Руководство самостоятельной деятельностью предполагает проектирование ее целей и способов, контроль, коррекцию и оценку выполняемых учащимися действий. Руководство учителя важно и потому, что оно позволяет получить текущую информацию не только об усвоении знаний и умений, но и о проявлениях самостоятельности, инициативы ученика на каждом этапе работы. Каким бы активным не было руководство педагога, правильные результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик сам не контролирует свои действия. «Неумение проверить себя - типичнейшее затруднение, которое испытывают в самостоятельной деятельности многие учащиеся, даже те, кто успешно учится» [4, с. 19]

В организации самостоятельной деятельности учащихся большую роль играет их инструктирование. Методы инструктирования следует видоизменять с тем, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности «Нужно идти от показа образца и расчлененного инструктирования по отдельным частям задания к предъявлению инструкции, требующих от учащихся самостоятельных поисков
некоторых материалов, средств, действий, а также инструкций, открывающих возможности для творчества школьников» [2, с.57]

Главной задачей организации самостоятельной деятельности у школьников  является формирование прочных мотивов  учения, постоянного совершенствования, самообучения, самовоспитания и самоорганизации в ходе урока. Учителю необходимо побуждать учащихся к вопросам, ответы на которые они будут находить в самостоятельно получаемых знаниях, способствовать стремлению  получать новые знания.


Список литературы:

  1. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый.- М.: Педагогика, 1980, 240 с.
  2. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст ] / П.И. Пидкасистый – М.: Педагогика, 1972,  183 с.
  3. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]  / Б.П. Есипов.  М.: Учпедгиз, 1961, 239 с.
  4. Жарова, Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / Л.В. Жарова. - Л.: ЛГПИ, 1986, 79 с.                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах

Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Тема по самообразованию "Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике."

Организация самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике...