Устный счет на уроках математики для обучающихся с ОВЗ
статья по математике

Николаев Владимир Михайлович

Доклад учителя математики Николаева В.М. на заседении ШМО учителей естественно-математического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladnikolaevvm_inikolaevata.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ СЧЕТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В задачи учителя математики специальных школ  входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление   умственной инертности их мышления. Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала пошел в нужном русле. Если хорошо проведен устный счет, который обычно проводится в начале урока, то с известной долей уверенности можно ждать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны.  

Устный счет- это одна из форм организации обучения математики, цель которой закрепить математические понятия, действия с числами, свойства действий. Учащиеся с ОВЗ  плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах. А между тем по окончанию школы такого школьника ждет работа на заводе, в сельском хозяйстве, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое образовательное значение упражнений устной работы на уроках математики.

Задания по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой для обучающихся с ОВЗ, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика. При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход, так как один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок.   Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока. В зависимости от этого и определяются продолжительность, время и место устного счета. Если устные упражнения направлены на актуализацию знаний учащихся, предшествуют новому материалу, подготавливают к его изучению, то их проводят в начале урока, они должны быть менее продолжительными. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученный на данном уроке материал, то проводят их после изучения новой темы. Не проводятся устные упражнения в конце урока, так как дети уже утомлены. В конце урока можно организовывать небольшие «математические разминки», поддерживающие интерес детей, концентрирующие их внимание. Вместе с тем, в нашей практике сложилась  традиция: на каждом уроке специально устному счету отводится 5-7 минут.

Задания для устного счета предлагаются детям так, чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо комбинированно.

В первом случае упражнения записываются на доске или оформляются на плакате (интерактивной доске), а учащиеся зрительно воспринимают задание. Запись задания на доске облегчает вычисление (не надо запоминать числа).

Задания для восприятия на слух зачитывается  самим учителем. Здесь большая нагрузка приходится на память, поэтому дети быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

В отдельных случаях  предлагаются задания для зрительного и слухового восприятия; кроме того, что упражнение читается учителем или учащимся, оно записывается на доске или в тетрадях.

Проводя устный счёт на уроке математики, стремимся оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность детей.  С этой целью используем в своей практике различный занимательный материал. Занимательный материал на уроках   не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Все дети, даже с нарушением интеллекта, с удовольствием помогают «любимым героям» решить задачу, вычислить значение выражения, разгадать ребус, головоломку.

Устный счет всегда проводится так, чтобы ребята начинали «умственную гимнастику» с легкого, затем брались за вычисления более трудных заданий. Если сразу обрушить на ребят сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

На наших уроках математики  для детей с ОВЗ распространены следующие виды устного счета.

1) Решение примеров в одно действие:

- на знание таблицы умножения;

- на  часто встречающиеся числа: 100 *8, 25*2,  10*3, 25*3, 200:2,  500+ 300 и др.;

-на перевод чисел из одной единицы измерений в другую (4м= ? см);

- на  приемы вычислений: деление и умножение на 5, 100 и др.

2) Разминка. Это задания на  место числа в числовом натуральном ряду, на  умение сравнивать числа по величине, обозначать количества цифрами, на десятичный состав чисел и поместного значения цифры в числе. Разминка проводится при помощи фронтальной работы, которая вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.

3) Математический диктант. При использовании этого приема дети по заданию учителя выполняют устно какое-либо действие, а в тетрадь записывают только ответ.   И что очень важно: результаты работы учитель и ученики видят сразу же, а это в свою очередь позволяет ученикам увидеть пробелы в своих знаниях, а учителю скорректировать по необходимости ход урока. Если при разминке работает весь класс целиком, то при диктанте каждый ученик работает индивидуально. Также для проверки диктанта можно использовать работу в парах.

4) Тест. В тесте приводится список устных  примеров и   несколько вариантов ответов. Тест в отличии от диктанта может проводиться с использованием карточек, что позволит избежать списывание при выборе ответа, но тогда необходимо использование нескольких вариантов.

5) Решение сложных примеров в форме «беглого счета». Такие  упражнения называются «Математические цепочки» или «Круговые примеры». Особенность беглого счета состоит в том, что промежуточные результаты вычислений ребенок держит в уме, а называет конечный результат:  26 + 4 +14 -15+21. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания. Они развивают у них не только навык  устного счета, но и  самостоятельность мышления, память.

6) Задания на коррекцию памяти и внимания:

-Запомнить геометрические фигуры или числа, их количество, прядок, найти закономерность.

-Исключить лишнее (65;  9;  3000;  9,7;  58).

-Найди ошибку в вычислениях (2*0,3=2,6)   и др.

7) Сформулируй по-другому: «Один ученик заработал 15 тысяч рублей, и это в два раза меньше, чем второй. Значит второй ученик заработал в два раза …»

8) Зрительные диктанты.  Показываю на карточках выражения,  а учащиеся записывают ответы, показывают с помощью карточек или отвечают устно.

9) Деформированные примеры, в которых один из компонентов восстанавливается по результату и другому компоненту:  ?+7=24. К этим же примерам относятся такие, где неизвестен знак действия:

25 … 2 = 27                        15 …10 … 4=21

10) Игры. Дети с ОВЗ любят играть и совсем не замечают, что играя, они приобретают или совершенствуют свои знания, умения и навыки. Усваивая или закрепляя в процессе игры тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявляют сообразительность, находчивость. Для развития вычислительных навыков используем такие игры: «Что изменилось?», «Дополни запись», «Помоги Незнайке», «Найди примеры с одинаковыми ответами», «Угадай-ка», «Составь поезд», «Математическая эстафета», «Кто быстрее», «Лучший счетчик» и др.

11) Устные упражнения из цифровых образовательных платформ: Учи.ру, Яндекс-учебник, Новый диск, МЭО и др.

Предложенные нами виды устных упражнений оказались эффективными. Систематическое включение их в урок способствует формированию прочных вычислительных навыков, что впоследствии повышает самооценку каждого ребенка, пробуждает у учащихся стремление совершенствовать способы вычислений. А это –  важнейшее условие сознательного усвоения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет на уроках математики в 5-6 классах

Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....

Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Устный счет на уроках математики

Методика устных вычислений на уроках математики...

Формирование и развитие вычислительных навыков через упражнения устного счета на уроках математики

Овладение приемами и навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, способствуют усвоению многи...

Устный счет на уроках математики в специальной школе VIII вида как один из факторов успешной социализации обучающихся.

УСТНЫЙ СЧЁТна уроках математикив специальной (коррекционной) школе VIII видакак  один  из  факторов успешной социализации  обучающихся.(из  опыта  работы)...