Статья "Проблемы преподавания математики в школе"
статья по математике

В данной статье рассмотрены современные проблемы, которые возникают в процессе образовательного процесса по предмету “Математика”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: " Проблемы преподавания математики в школе".

В школьном математическом образовании сегодня можно выделить ряд проблем, но я, остановлюсь на тех, с которыми приходится сталкиваться чаще всего.

  1. Низкий уровень мотивации к обучению у учеников и родителей.

В наших школах отсутствует практика мотивировать детей на успех, когда школьникам на пальцах объясняют необходимость изучения базовых дисциплин с прицелом на взрослую жизнь. Многие родители в своём школьном возрасте не любили  предмет «математика» и навязывают свою точку зрения ребенку, тем самым убивая у него интерес к изучению дисциплины.

Решением данной проблемы, на мой взгляд,  служит  проведение  «урока успеха», где будет рассказываться «Зачем нужна математика в жизни человека»,  представители различных профессий, сделавшие удачную карьеру, поднявшиеся по социальной лестнице, расскажут детям о том, как учеба в школе помогла им на жизненном пути, также можно рассказать о способах как учиться эффективнее.

Приблизительно, что можно рассказывать на уроке:
Математика – это фундаментальная наука, её методы применяются почти во всех областях знания. Именно математика учит нас логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, анализировать, строить умозаключения, тренирует нашу память. Она учит нас действовать нестандартно, тем самым помогая вызывать интерес со стороны окружающих и добиваться успехов в жизни.
Благодаря математике нам открываются большие возможности, например, в изучении космоса и реализации проектов, связанных с его освоением, т.к. есть возможность избежать проведения многих дорогостоящих и опасных экспериментов. Заранее можно провести расчёт необходимых параметров космического аппарата, который планируется запустить с Земли для какой-либо цели. В этом случае сложные математические расчёты обеспечивают точные прогнозы и способствуют безопасному полёту, не подвергая тем самым жизни людей опасностям.
Или же  задумайтесь, стали бы вы читать книгу, где, например, нарушена последовательность изложения, сам тест несвязный, повествование начинается с середины, продолжается концом, а завершается началом? Недостаток последовательности изложения, нарушение логических связей между отрывками из текста испортят даже самые лучшие произведения с оригинальными задумками. Не научившись правильно и вовремя выявлять то, что является действительно важным, а что второстепенным, мы можем погубить свои «лучшие произведения» – наши жизни.

Способы эффективного обучения для школьников:  1. Помимо того, что решали и рассказывали на уроке, надо самостоятельно ознакомиться с  теоритической частью темы (почитать учебник, посмотреть видеоуроки, презентации в интернете) и конечно обязательно закрепить материал, прорешать упражнения по пройденной теме. 2. Делать  заметки от руки (письмо от руки может быть долгим и утомительным занятием,  но оно само по себе способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. А перефразирование информации своими словами помогает дольше сохранить её в памяти) 3. Не забывать о сне (исследования показали, что между сном и обучением существует тесная связь. Сон крайне важен в процессе запоминания. Новая информация закрепляется в памяти во время фазы глубокого сна)

  1. Проблема связанная с учебниками.

И дело здесь не только в их количестве, но и в содержании. Проблема в том, что одни и те же темы могут быть изложены в учебниках за разные годы обучения. То есть может оказаться, что ученик, перешедший из начальной школы в основную, в 5 классе встречается с тем, что эта информация, которую они сейчас проходят  уже не нова, т.е повторяется с прошлого года и многие начинают запускать учёбу, поскольку они уже всё знают и им становится скучно, неинтересно на уроках.

Нельзя обойти проблему  составления задач в учебнике, иногда они могут быть составлены некорректно или например, в ЕГЭ используются задания по темам, которые в перечень школьной программы даже не включены.

Решение: закупать школе линейку учебников одного автора с правильно методическим разработанным материалом, легким для усваивания детьми информации,  проведение доп.уроков подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, где будет рассказываться, как решать задания, которых нет в программе изучения математики .

  1. Проблема наличия и доступности «решебников».

Решение:  чаще проверять домашнее задание у  детей, проверяя  тем самым списал ребенок или решал дз  сам. Чаще вызывать подростков решать номера из учебника  у доски.  Не всегда выполнять задания из учебника, можно самому учителю разработать перечень упражнений   по теме или дать задание детям творческой направленности, где они должны будут поработать самостоятельно или в группах.

  1. Неготовность ряда учителей к использованию на уроках математики новых, продуктивных методов и приёмов обучения.

Решение:  Нужно внедрять на уроки новые приёмы и методы. Можно использовать такие приемы на уроке, как «мозговой штурм», «снежный ком», «ромашка Блума» и тд.  На практике часто используются такие формы, как Неделя математики, вечера, различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, школьные олимпиады, научные конференции, изготовление математических моделей и др.

Итак, в школьном  математическом образования есть проблемы, но все они решаемы.  Ведь самое главное для учителя  – научить школьника мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания математики в школе с углубленным изучением иностранного языка

Материал содержит описание методики проведения  урока по математики....

Психологические основы преподавания математики в школе

Психологические основы преподавания математики в школе...

Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)

Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....

Проблемы и перспективы современного преподавания математики в школе.

Современное образование предъявляет учителю все более  высокие требования к обучению математики, делая упор на инновационные процессы, метапредметные связи и реализацию компетентностн...

методика преподавания математики в школе

методика преподавания математики в школе...