ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ, ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
статья по математике

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_nesterova_i.v.docx281.57 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-65.userapi.com/impf/c622927/v622927117/3a52a/HmcwjMsbPjE.jpg?size=603x600&quality=96&sign=f3591eb0ebb97b791d0f1d4649892ff7&type=album

ПОВЫШЕНИЕ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ОБУЧЕНИИ, ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 

Подготовила:

учитель математики МБОУ СОШ №24

Нестерова Ирина Владимировна

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

Закон РФ «Об образовании» гласит, «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

· образовательных результатов;

· организации образовательного процесса;

· квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и преподаватели. Каждый участник образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и др.) заинтересован в обеспечении качества образования.

От чего зависит качество образования:

· от качества образовательной программы;

от качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

от качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);

от качества применяемых образовательных технологий;

от качества управления образовательными системами и процессами в образовании.

Даже самые опытные из преподавателей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей психологии, являются: дефекты здоровья учащихся, психолого-педагогические элементы поведения и т.д.

К числу внешних относят такие, как несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях) и др.

Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно, только опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, основанного на объективном всестороннем анализе деятельности педагогического коллектива.

Российское образование в настоящее время, в соответствии с ФГОС, требует отношения к обучающимся как к объекту педагогического воздействия. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе реализации адаптированной образовательной программы, способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. Системно - деятельностный подход позволяет, соответственно, получить основные результаты обучения и воспитания как достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучащегося.

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д.

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост: творческого потенциала, взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, познавательных мотивов.

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Данный подход успешно реализуется благодаря принципам развивающего обучения, направленного на становление и совершенствование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, познавательной, социальной, личностной.

Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любой учебной дисциплине. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

В проектировании образовательного процесса учитываются результаты обучения и воспитания, представленные в виде ключевых компетенций и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.

Реализация системно-деятельностного подхода требует соблюдения условий:

- наличия у обучающихся познавательного мотива и конкретной учебной цели;

- выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у обучающихся умения контролировать свои учебные действия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Задачей преподавателя – направить исследовательскую активность обучающегося таким образом, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы занятия (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать. Учет индивидуальных (психофизических, в том числе) возможностей обучающихся предполагает подбор и авторскую разработку педагогам интересных и увлекательных заданий, выполняя которые обучающиеся учатся целеполаганию, самостоятельной постановке проблемы, открытию новых знаний в ходе мини-исследования, творческому характеру деятельности, решению познавательных задач в ситуации неопределенности.

В связи с этим выделим технологии реализации системно-деятельностного подхода:

информационные и коммуникативные технологии;

технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

технология, основанная на реализации проектной деятельности;

технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Проектирование и отбор учебных ситуаций на примере учебной ситуации:

- учебные ситуации с элементами игровой деятельности (соревнование, сюжетные, ролевые),

- учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности (готовим праздник, делаем подарки, буклеты, сувениры и др.)

Если сравнить взгляды на результаты обучения, то мы видим, что при традиционном обучении основной задачей учебного заведения является хорошие прочные знания, а при системно-деятельностном подходе - хорошие прочные знания + развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности.

Критерии результативности занятия в контексте системно-деятельностного подхода:

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к обучающемуся.

Преподаватель систематически обучает обучающихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.

Преподаватель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.

Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит обучающихся работать по правилу и творчески.

Преподаватель на занятиях ставит задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, используя для этого специальные приемы, включая дифференцированную технологию обучения.

Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Преподаватель принимает и поощряет, выражаемую обучающимся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На занятии осуществляется глубокое личностное воздействие «преподаватель – обучающихся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.), когда занятие приобретает характер события, избавленного от формализма и готового, универсального результата.

Таким образом, мы рассмотрели особенности системно-деятельностного подхода как одной из ведущих образовательных технологий, способствующих становлению личности обучающегося как активного субъекта познания и жизнедеятельности.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание обучающихся, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности образовательного учреждения по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности образовательной деятельности:

· уровень обученности обучающихся;

· уровень выполнения федеральных государственных стандартов образования;

· готовность их к продолжению образования;

· уровень воспитанности обучающихся;

· состояние здоровья;

· уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».

Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....

Педсовет "Формирование УУД через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении"

           Актуальность  изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, от...

Мастер-класс по теме: "Освоение системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО по географии"

В связи с официальным введением Федеральных государственных образовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образов...

«Совершенствование качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»

Работа содержит информацию об опыте совершенствования  качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...

Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.

В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития  обучающихся в Гимназии №...