Урок математики в 6 классе "Модуль числа"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Иконникова Елена Владимировна

С понятием модуля обучающиеся знакомятся в 6 классе. Этой теме должно быть уделено особое внимание, т.к. усвоение понятия модуля числа необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_modul_chisla_6_klass.docx56.64 КБ
Office presentation icon modul_chisla.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

                 

Подготовлено: Иконникова Е.В., учитель математики 

Конспект урока математики

Тема: "МОДУЛЬ ЧИСЛА"

6 класс

Цель  урока:

  • Ввести определение модуля числа, обозначение модуля числа. Учить находить модуль числа.
  • Формирование у учащихся общеучебных умений, умения организовать себя, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.
  • Развитие и обогащение речи учащихся.

Задачи:

- предметные

      научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «модуль числа», модуль положительного и отрицательных чисел, модуль нуля. Научиться находить модуль числа, систематизировать знания учащихся по теме «Модуль числа»; обеспечить условия для формирования навыков решения  простейших уравнений с модулем;

- личностные

  •    развивать коммуникативные качества; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. воспитывать  чувство ответственности, товарищества, взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу,  способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

- метапредметные

  • развивать аналитическое мышление учащихся, внимание; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

Ход урока.

1.Организационный этап.(1мин.)

   Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание учащихся, обеспечивает благоприятный настрой на работу.

2.Вводная беседа. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.(5мин.)

     Вступительное слово учителя. Задаёт учащимся наводящие вопросы.

 Учащиеся участвуют в работе по повторению (фронтальная работа), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно определяют тему урока.

Устная фронтальная работа.

Правильно ответить на поставленные вопросы, номера правильных ответов, зафиксировать в тетради, по ним класс узнает тему сегодняшнего урока.

Задание №1.

В какой из строчек числа расположены в порядке возрастания?

Ответ:3.

Задание №2. 

В какой из строчек числа расположены в порядке убывания?

Ответ:2

Задание №3. 

Какая из точек имеет координату -7?

1.N    2.В     3.А     4.D    5. С

Ответ: 5.

Задание №4.

Какие из чисел являются противоположными?

  1. 1,2 и –(-1,2)
  2. 5,2 и 2,5
  3. -5 и – 1/5
  4. -7 и 7

Ответ : 4

Задание №5. 

Укажите верное неравенство:

  1. -35> -46
  2. -9< -22
  3. 0< -5
  4. -6 > -1

Ответ: 1.

Задание №6. 

Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами

-4 и 4

  1. 4    
  2. 8
  3. 10
  4. 6
  5. 9
  6. 7

Ответ:6

4

2

6

5

3

1

У

О

Ь

Д

М

Л

Тема урока: «Модуль числа»

Историческая справка: Модуль (modulus) в переводе с латинского языка означает “мера, размер, расстояние”.

3.Изучение нового материала. ( 10-15  мин.)

Ученики (работа - исследование в парах) выполняют  задание по нахождению расстояния на координатной прямой от начала отсчёта до точки. Работают с текстом учебника. Дают определение модуля числа.

            Ученики (работа - исследование в парах) выполняют  задание по нахождению расстояния на координатной прямой от начала отсчёта до точки. Работают с текстом учебника. Дают определение модуля числа.

Исследование в парах:

1. На полученных учащимися карточках построить координатную прямую, взяв за единичный отрезок 1 клетку.

2. Построить точки А(6), В (-4), М(-8), С(1), К(0)

3. Найти расстояние в единичных отрезках от точки А , В, К, М и С до начала отсчёта. Сколько единичных отрезков между этими точками и началом отсчета?

4. В учебниках найти как называется это расстояние.

Сформулируйте определение «модуль числа». Определение надо запомнить наизусть. Что нужно сделать, чтобы найти модуль числа?

    Обозначение модуля

Учитель показывает на доске как обозначают модуль числа |2|=2,  |-3|=3. И т.д.

5.Запишите чему равны модули тех чисел, которые вы отметили на координатной прямой.

Чему равен модуль числа 0?

Чему равен модуль положительного числа?

Чему равен модуль отрицательного числа?

Чему равны модули противоположных чисел

Может ли модуль числа быть отрицательным? Почему? Приведите примеры из жизни: какая величина никогда не будет отрицательной? (длина)

4.Первичное осмысление и закрепление знаний. (5 мин)

 (Работа в тетрадях)

Работа с учебником

№894

№895

5. Физкультминутка.( 1 мин.)

Учитель обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. 

6.Закрепление изученного материала. (10 мин.)

Презентация

7. Подведение итогов урока.(2 мин)

Выводы, осмысление новой темы, повторение правил.

8. Этап  оценивания знаний учащихся.(1 мин.)

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, учащиеся оценивают свою работу на уроке.

9. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модуль числа ГБОУ СОШ №241, 6 класс Иконникова Е.В., учитель математики

Слайд 2

Модулем числа называют расстояние от начала координат до точки, изображающей это число на координатной прямой Обозначают: |а| а а единиц 0

Слайд 3

Найдите модуль каждого из чисел: -3; 4; -7; 0 |-3| = 3 |4| = 4 |-7| = 7 |0| = 0 -7 -3 0 4 Сделайте вывод:

Слайд 4

Вывод: Модуль положительного числа равен самому числу Модуль отрицательного числа равен противоположному числу Модуль 0 равен 0 Модуль числа не может быть отрицательным |-7| = - 7

Слайд 5

Вывод: противоположные числа имеют равные модули │ 5│ = 5 │- 5│ = 5 - 5 5 0 5 единиц 5 единиц

Слайд 6

Модуль числа х, если х > 0; (положительное) |х| = 0, если х = 0; -х, если х < 0 (отрицательное) | x | = 1,5, то х = 1,5 и х = -1,5 | y | = 2,4 … | a | = -7 … | t | = 0 …

Слайд 7

Решение уравнений │ х - а│- расстояние от а до х Решите уравнение. │ х │= 4 х 0 - 4 4 Ответ. х = - 4 и х = 4

Слайд 8

Примеры решений уравнений │ х- 2│= 5 - 3 2 7 - 5 5 Ответ. х = - 3 и х = 7

Слайд 9

Найдите модуль каждого из чисел: │ 12 │= │ 7,08 │= │ - 6,32 │= │ 0 │= │ -72 │= 12 7,08 6,32 0 72

Слайд 10

Отгадайте загадки: 1. Задумано отрицательное число, модуль которого равен 3. Какое число задумано? 2. Задумано положительное число, модуль которого равен 7. Какое это число? 3. Задумано положительное число, модуль которого совпадает с модулем числа -4? Какое число задумано? │ -3│= 3 │ 7│= 7 │ -4│= 4 │ 4│= 4

Слайд 11

Отметьте на координатной прямой числа, модули которых равны: 2; 4; 2,5; ½. -2 0 1 2

Слайд 12

ПОЗИТИВНЫЙ МОДУЛЬ

Слайд 13

Тест: 1. Модуль числа это … а) расстояние между любыми двумя точками б) расстояние от начала координат до точки, изображающей это число на координатной прямой в) число а г) длина отрезка

Слайд 14

Тест: 2 . Модуль положительного числа 3 . Модуль отрицательного числа а) всегда отрицательный б) всегда положительный в) равен нулю г) иногда положительный д) иногда отрицательный а) равен нулю б) всегда отрицателен в) иногда отрицателен, иногда положителен г) всегда положителен д) иногда положителен

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 5 класс "Числа и точки на прямой"

С помощью этой презентации учитель сможет ввести понятие о расположении точек на прямой. Ученики хорошо воспринимают яркий материал....

Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы

Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...

презентация к уроку математики "Взаимно простые числа"

презентация к уроку математики "Взаимно простые числа"...

урок математики 6 класс "Число по его дроби"

Конспект урока с презентацией....

Урок математики по теме "Число и цифра 10. Решение примеров и задач"

Урок математики в 1дополнительном классе учащихся с нарушением слуха...

Конспект урока по математике. Тема урока:«Письменное деление двузначного числа на однозначное число».

Закрепить знания и умения у учащихся по теме: «Письменное деление двузначного числа на однозначное число»....