Урок-практикум: «Задачи на движение»
презентация к уроку по математике (5 класс)

Ефремова Ксения Артуровна

Учитель Ефремова Ксения Артуровна

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: Урок применения знаний и умений (урок-практикум).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 S t V - расстояние (пройденный путь) - время движения - скорость –расстояние , пройденное за единицу времени.

Слайд 2

Урок-практикум «Задачи на движение» Математика 5 класс Учитель Ефремова К. А. МОУ «Лицей №22»

Слайд 3

ЭТО СТОИТ ЗАПОМНИТЬ! Расстояние – это произведение скорости на время движения. S = V · t Скорость – это частное от деления расстояния на время движения. V = S : t Время – это частное от деления расстояния на скорость движения. t = S : V

Слайд 4

Какие могут быть ситуации в задачах на движение? Встречное движение Движение в противоположном направлении Одностороннее движение (отставание) Одностороннее движение (приближение) V 1 V 1 V 1 V 1 V 2 V 2 V 2 V 2 V 1 + V 2 V 1 + V 2 V 2 - V 1 V 1 - V 2

Слайд 5

Задача 1 . Поезд шел 4 ч со скоростью 65 км/ч. Какой путь он прошел? Решение: 65 · 4=260 (км) Ответ: 260 км.

Слайд 6

Задача 2. Пешеход за 3 ч прошел 12 км. Какова его скорость? Решение: 12:3=4 (км/ч) Ответ: 4 км/ч.

Слайд 7

Задача 3. Велосипедист проехал 24 км со скоростью 8 км/ч. Сколько времени он затратил на этот путь ? Решение: 24:8=3 (ч) Ответ: 3 ч .

Слайд 8

«История развития роботов» Подготовили ученики 5 б класса.

Слайд 9

АЗИМО - один из самых известных человекоподобных роботов. АЗИМО - один из самых известных человекоподобных роботов.

Слайд 10

Роботы трудятся на производстве и в строительстве, работают с тяжелыми грузами и вредными материалами.

Слайд 11

Слово "робот" возникло только в ХХ веке, но создавать автоматы, похожие на людей, пытались веками.

Слайд 12

Автомат Джони -балбес, Франция, 1860 год

Слайд 13

Сегодня в мире работает около миллиона роботов. Многие из них используются в автомобильной и пищевой промышленности.

Слайд 14

Роботы-пылесосы. С помощью инфракрасных локаторов они обходят предметы мебели, работая без контроля со стороны человека. Роботы-саперы. Радиоуправляемый робот может добраться туда, где человеку лучше не находиться. Стальной клешней он уносит бомбу.

Слайд 15

Домашнее задание: 1) В данный момент расстояние между двумя таксистами 345 км. На каком расстоянии будут находиться таксисты через два часа, если скорость одного 72 км /ч., а другого – 68 км /ч., и они выезжают навстречу друг другу одновременно? 2) Из одного логова одновременно в противоположных направлениях выбежало два тигра. Скорость одного тигра 48 км / ч., а другого – 54 км / ч. Какое расстояние будет между тиграми через 3 часа?

Слайд 16

Спасибо за работу на уроке



Предварительный просмотр:

Урок-практикум: «Задачи на движение»

Цель урока: актуализировать у обучающихся знания, связанные с решением задач на движение, и научить их применять эти знания на практике.

Задачи урока:

  • Предметная – формировать у обучающихся компетенции и умения, связанные с решением задач на движение и применением их на практике.
  • Личностная – воспитывать волю и настойчивость для достижения поставленной цели, умение взаимодействовать в группах.
  • Метапредметная – развивать воображение и логическое мышление, продемонстрировать связь математики с другими предметами и жизнью.[1]

Тип урока: Урок применения знаний и умений (урок-практикум)

Оборудование, средства обучения и воспитания, дидактические материалы: роботы Mowаy, секундомер, линейка, интерактивная доска, презентация, карточки с домашним заданием.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Постановка темы и цели урока (2 мин).
  3. Актуализация знаний. Устные упражнения (3 мин).
  4. Организация познавательной деятельности. Применение знаний и умений (отработка умений решать задачи на движение) (8 мин.).
  5. Физкультминутка (2 мин).
  6. Доклад учеников (3 мин).
  7. Творческое задание в группах (контроль усвоения знаний и умений, компетенций) (5 мин).
  8. Домашнее задание (1 мин).
  9. Подведение итогов урока (рефлексия) (1 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем (повернитесь, пожалуйста). Далее мы работаем как обычно, не обращая внимания на присутствие гостей.

Садитесь и проверьте, пожалуйста, подготовку к уроку. На столах у вас должны быть: тетради, дневники, ручки, карандаши и линейки.

2. Постановка темы и цели урока.

1 слайд:

Скажите, что за буквы изображены на слайде и что они обозначают в математике:

- S – Расстояние (пройденный путь);

- t – Время движения;

- V – Скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.

В каких единицах мы измеряем эти величины?

Ответы обучающихся (примеры правильных ответов: S – км, м; t – час, сек, мин; V – м/с, км/ч).

В каких случаях мы используем эти величины?

Ответы обучающихся (правильный ответ: при решении задач на движение).

Теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

Комментарии учителя.

Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число, классная работа… И тему урока: «Задачи на движение».

Сегодня на уроке: вспомним определения, связанные с задачами на движение, основные формулы, отработаем приемы решения задач на движение, применим эти задачи на практике с использованием роботов.

Структура урока (записана на доске):

1. Устные упражнения.

2. Решение задач.

3. Физкультминутка.

5. Доклад учеников.

6. Творческое задание.

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов урока.

Сначала давайте вспомним формулы и посчитаем устно.

3. Актуализация знаний. Устные упражнения.

Ученики работают по презентации:

2 слайд:

ЭТО СТОИТ ЗАПОМНИТЬ!

  • Расстояние – это произведение скорости на время движения.

S = V·t

  • Скорость – это частное от деления расстояния на время движения.

V = S : t

  • Время – это частное от деления расстояния на скорость движения

t = S : V

3 слайд:

Какие могут быть ситуации в задачах на движение?

1) Встречное движение

2) Движение в противоположном направлении

3) Одностороннее движение (отставание)

4) Одностороннее движение (приближение)

Задание ученикам: По рисунку найти скорость.

Ответы обучающихся на каждый случай.

Правильные ответы: 1) скорость сближения V1+V2

2) скорость удаления V1+V2

3) Если V2>V1, то – скорость сближения V2–V1

Если V21, то – скорость удаления V1–V2

Теперь предлагаю решить ряд задач.

4 слайд:

Задача 1. Поезд шел 4 ч со скоростью 65 км/ч. Какой путь он прошел?

Решение: 65·4=260 (км).

Ответ: 260 км

5 слайд:

Задача 2. Пешеход за 3 ч прошел 12 км. Какова его скорость?

Решение: 12:3=4 (км/ч).

Ответ: 4 км/ч

6 слайд:

Задача 3. Велосипедист проехал 24 км со скоростью 8 км/ч. Сколько времени он затратил на этот путь?

Решение: 24:8=3 (ч).

Ответ: 3 ч

4. Организация познавательной деятельности.
Применение знаний и умений
(отработка умений решать задачи на движение).

А сейчас перейдем к практическим заданиям.

Вы разделились на три команды, сейчас вам предлагается внутри своих команд выбрать капитанов. А капитанам надо будет подумать, кто из участников вашей команды будет участвовать в практической части урока. Один ученик засекает время, второй ученик измерят расстояние, третий оформляет решение на доске. Даю вам на обсуждение и принятие решений минуту.

Сегодня мы с вами будем работать с роботами.

Кто помнит, как они называются?

Правильный ответ обучающихся: Робот Moway.

С робототехникой и программированием роботов вы поближе познакомитесь на уроках информатики.

Задача 1 (1 группа). Найдите скорость робота.

Прошу выйти к доске троих участников первой команды. Робот едет по линейке. Один ученик засекает время, второй смотрит пройденное расстояние, третий записывает решение.

Предполагаемые ответы учеников:

t=6 c, S=96 cм, V – ?

V = S : t

96:6=16 (см/с)

Ответ: Скорость работа 16 см/с.

Задача 2 (2 группа). Найдите расстояние, если скорость первого робота 16см/с, скорость второго робота 10 см/с, движутся в противоположных направлениях их одной точки.

Сейчас прошу выйти двух учеников второй команды. Один ученик засекает время, второй записывает решение. Третий ученик проверяет решение (по окончании практической работы).

Предполагаемые ответы учеников:

V1=16 см/с, V2 =10 см/с, t=3 c, S – ?

Vобщ = V1 + V2

16+10 =26 (см/с) скорость удаления роботов.

S = V· t

26·3 = 78 (см)

Ответ: Расстояние между роботами 78 см.

Вопрос: можно ли эту задачу решить по-другому? Вы ходит еще один ученик, решает вторым способом.

Предполагаемое решение:

S = V·t

3·16=48 (см) расстояние, пройденное первым роботом.

3·10= 30 (см) расстояние, пройденное вторым роботом.

30+48=78 (см)

Ответ: Расстояние между роботами 78 см.

С такими задачами на движение вы встретитесь на уроках физики, которую начнете изучать в 7 классе.

5. Физкультминутка.

Сейчас проведем небольшую физкультурную минутку разомнемся, подвигаемся.

(Видео, танец).

Как вы думаете, почему для проведения физкультурной паузы выбрана именно эта музыкальная композиция?

6. Доклад учеников.

Тема доклада: «История развития роботов».

Сегодня мы решаем задачи с использованием роботов Moway, но ведь в мире огромное количество роботов. Об этом нам расскажет третья группа, которая подготовила мини-проект на тему «История развития роботов».

Выступление… Вопросы от слушателей (учеников). Ответы на них.

7. Творческое задание в группах
(контроль усвоения знаний и умений, компетенций)

А сейчас мы выполним небольшое творческое задание. В ваших группах нужно совместно придумать задачу, которую мы можем решить с помощью роботов. Один из учеников, выберите кто это будет, должен записать ее в тетрадь и озвучить.

Придумать задачу на движение нашим роботам. (Ответы учеников).

8. Домашнее задание.

Учитель раздает карточки с домашним заданием капитанам групп:

1) В данный момент расстояние между двумя таксистами 345 км. На каком расстоянии будут находиться таксисты через два часа, если скорость одного 72 км/ч., а другого – 68 км /ч., и они выезжают навстречу друг другу одновременно?

2) Из одного логова одновременно в противоположных направлениях выбежало два тигра. Скорость одного тигра 48 км / ч., а другого – 54 км.ч. Какое расстояние будет между тиграми через 3 часа?

Комментирование домашнего задания учителем (при необходимости).

Выставление отметок по итогам урока.

9. Подведение итогов урока (рефлексия).

Есть ли вопросы по уроку?

Понравился ли вам урок?

Что вам понравился урок?

Чему вы научились во время урока?

Спасибо за работу на уроке.

Все свободны.

Дополнительная задача (если не хватит времени)

Задача 3. Первый робот имеет скорость 13 см/с, а второй робот имеет скорость 10 см/с. Они находятся на расстоянии 92 см и движутся навстречу друг другу. Найти время до встречи.

Правильное решение задачи:

V1=13 см/с, V2 =10 см/с, S=92 см, t – ?

Vобщ = V1+ V2

13+10 =23 (см/с) скорость сближения роботов.

t = S: V

92: 23= 4 (с)

Ответ: Время до встречи 4 с.

Решение задачи самостоятельно с проверкой у доски.


[1] В классическом варианте урока цель и задачи формулируются следующим образом:

Цель урока: актуализировать знания обучающихся, связанные с решением задач на движение, и научить их применять эти знания на практике.

Задачи: обучающая: формирование у обучающихся умений решать задачи на движение, овладение обучающимися опытом практического применения данного вида задач; развивающая – развитие воображения и логического мышления, демонстрация связи математики с другими предметами и жизнью; воспитательная – формирование умения взаимодействовать в группах, навыков самоорганизации, формирование коммуникативной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

урок практикум решения задач.

Тема:  «Основы  кинематики»Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.Оборудование к уроку:...

Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Подготовка к ГИА.

Цель урока: Повторить закон  Архимеда, разобрать примеры решения задач в соответствии с кодификатором ГИА....

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Методическая разработка урока систематизации материала по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна. Урок-практикум. Построения с помощью циркуля и линейки и Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Данный урок практический; находится в разделе главы II «Треугольники» и является одним из завершающих в этой теме. Он предназначен для систематизации знаний и умений по теме, для контроля ...