Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе. Подготовка к ГИА.
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Гусева Наталия Павловна

Цель урока: Повторить закон  Архимеда, разобрать примеры решения задач в соответствии с кодификатором ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovke_k_gia_zakon_arhimeda.rar624.38 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок-практикум решения задач в 9 классе.

Подготовка к ГИА.

Тема урока: Архимедова сила

Цель урока: Повторить закон  Архимеда, разобрать примеры решения задач в соответствии с кодификатором ГИА.

Образовательная: организация активной  деятельности учащихся, основанной на применении знаний об архимедовой силе, при выполнении заданий  формата ГИА  в соответствии с кодификатором.

Развивающая: развитие навыков самоконтроля, самостоятельности в приобретении знаний при решении физических задач.

Воспитательная: воспитывать умения работать в группе, адекватно оценивать свои знания, воспитывать потребность  и значимость приобретения новых знаний для дальнейшего саморазвития.

Прогнозируемый результат: знать в полном объёме теоретический материал по данной теме, уметь классифицировать полученные знания в единую систему, осознанно применять полученные знания на практике.

Оборудование:  мультимедийный проектор,  компьютер, учительская презентация PowerPoint, видео фильм. Штатив, ведёрком Архимеда, стакан отливной. Комплект лабораторного оборудования №2 (динамометр  с пределом измерения 4 Н, стакан с водой, цилиндр №1 стальной, цилиндр № 2 латунный, весы ученические с разновесами) – на каждый ученический стол.

Конспект урока

1 этап урока: мотивация учащихся

  1. метод самодиагностики

(обучение анализу своих индивидуальных возможностей)

  1. метод самопрогнозирования

(построение перспектив своего дальнейшего обучения)

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся


Учитель представляет для визуального восприятия на  слайде №1  информацию о структуре контрольно-измерительных материалов новой формы государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по физике в виде таблицы. Напоминает о дифференцированном отборе учащихся  в профильный  физико-математический классы и  предлагает учащимся, проанализировав информацию, ответить на вопросы:

  1. Включение заданий какой части  в работу позволяет осуществить дифференциацию при отборе в физико-математический класс?
  2. Какие типы заданий содержит часть 3?


Учащиеся, уже имеющие на тот момент представление о структуре работы, обращают внимание еще раз на части работы, число заданий, тип заданий, уровень сложности, максимальный первичный балл, что способствует повышению стрессоустойчивости учащихся при подготовке к экзамену.

Рассказывают о том, что части 3 задания 24,26 и 27-  высокого уровня. Экспериментальное задание задания(№24), расчетные задачи (№26-27),  качественная задача (№25).

2 этап урока: актуализация опорных знаний

  1. метод проблемного обучения
  2. наглядный метод
  3. метод взаимоконтроля

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся


 Проверка  домашнее задания:

1.Демострация видео фрагмента «Закон Архимеда».

2.Демострпция опытов, иллюстрирующих действие архимедовой силы, закон Архимеда.

3. Устный контроль знаний, организуя работу учащихся  в парах, используя презентацию  PowerPoint в заданном временном режиме показа слайдов   по теме: «Архимедова сила».  Навигация  слайдов позволяет провести его наглядно и оперативно.

1 вариант.

1.Запишите формулу для архимедовой силы.

2.Запишите условия плавания тел.

3.В стакане с водой плавает кусок льда. Как будет меняться уровень воды в сосуде по мере таянья льда?

4.Металлический брусок погрузили в воду один раз полностью. Второй  раз - наполовину. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на брусок в этих случаях?

2 вариант.

1.Запишите формулу гидростатического давлення.

2.Запишите формулу определяющую силу давления на дно сосуда.

 3.Вы опускаете палец в стакан  с водой (стакан  заполнен доверху), не касаясь дна стакана. Изменяется ли при этом сила давления воды на дно?

4.Чему равна архимедова сила, если тело

 плотно прижато ко дну?

 Учитель совместно с учащимися проверяет правильные ответы. При этом происходит ликвидация пробелов в знаниях.




Учащиеся в парах отвечают устно на вопросы, появляющиеся на слайдах: для лучшего восприятия информации вопросы разных вариантов выделены разным цветом. При этом ученики привлекают свой личный опыт для объяснения явлений, анализируют проблемные ситуации, используют логические умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.









3 этап урока: комплексное применение знаний

  1. метод практического занятия
  2. метод дифференцированного подхода

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель развивает класс на группы по 2  человека, формируя их по уровню обученности с учетом личного  выбора учащихся. Знакомит с требованиями к структуре  отчета в бланке ответов экспериментального  задания № 24 части 3 ГИА

Задание № 1

Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № 1или 2 соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.






 

Учащиеся каждой группы выполняют  экспериментальное  задание.

Обсуждение полученных результатов.

4 этап урока: физкультминутка: блиц -опрос

  1. метод самореабилитации  (смена видов деятельности)
  2. метод самоконтроля
  3. метод педагогической поддержки здоровья

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель проводит блиц – опрос по вопросам слайда №7.  

В зависимости от эмоционального климата в классе он  предлагает учащимся выбрать их действия при ответах «да» или «нет» ( встать ,поднять руку,  и т.д.)

Изменится ли архимедова сила, если:

  1. изменить глубину погружения
  2. изменить плотность тела
  3. уменьшить  объем тела
  4. вращать тело на определенной глубине
  5. перенести тело в жидкость с большей плотностью

Учащиеся выбирают свои действия при ответах «да» или «нет»:

вставать – садиться;

поднимать правую руку – поднимать левую руку и т.д.

Ученики участвуют в блиц - опросе,  извлекая  информацию из графического объекта, , анализируют её, переводят  в словесную форму и выражают действием.

Затем  осуществляют самоконтроль уровня усвоения данного учебного материала, заполняя лист оценки ЗУН: строка «самоконтроль»

5 этап урока: комплексное применение знаний

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:

  1. метод практического занятия
  2. метод дифференцированного подхода

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Учитель предлагает решить задачи  части 1,2.3. демоверсии  ГИА по теме  «Архимедова сила».

1.Задание части 1

Вариант 1







Вариант 2




Задание части 2

Вариант 1



Вариант 2


Задания части 3

Вариант 1


Вариант 2

Учащиеся  выбирают индивидуальную траекторию выполнения  заданий в зависимости от уровня обученности и способностей.

№ 1 (обязательный минимум)

№ 1,2

(повышенный уровень)

№ 1,2,3  (высокий уровень)

6 этап урока: рефлексия

  1. метод коллективного анализа деятельности
  2. метод рефлексии
  3. интерактивный метод

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Мобилизует учащихся на рефлексию их деятельности.  ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ –  по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  1. я научился…
  2. у меня получилось …
  3. я смог…
  4. я попробую…
  5. меня удивило…
  6. урок дал мне для жизни…

я приобрел

Учащиеся дают оценку успешности достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения  способы для их преодоления, затем анализируя свою деятельность, они  поднимают руки, выбирая наиболее трудный этап выполнения экспериментальных «задач роста»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по решению задач

Методические разработки урока по решению задач...

Методическая разработка для урока-практикума по решению задач по химии «Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей»

Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей,- традиционный компонент самостоятельных, контрольных работ по химии в 8-11-х ...

Урок – практикум по решению задач части «Геометрия» ОГЭ по математике.

Открытый урок по геометрии в 9 классе по подготовке к ОГЭ....

Урок- практикум по решению задач (10 класс) Тема : Энергия. Закон сохранения энергии.

Урок- практикум по решению задач 10 класс "Энергия.Закон сохранения энергиии"...

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Урок-практикум по решению задач по теме: "Статика".

В презентации подобраны основные типы задач по теме: "Статика". Цель урока-практикума - совершенствование навыков решения задач по теме:Статика". Данный материал можно использовать при ...