Урок- практикум по решению задач (10 класс) Тема : Энергия. Закон сохранения энергии.
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Микостина Светлана Анатольевна

Урок- практикум по решению задач 10 класс "Энергия.Закон сохранения энергиии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_praktikum_10_klass.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- практикум по решению задач (10 класс)

Тема : Энергия. Закон  сохранения энергии.

Задачи продолжить формирование умений:

-решать задачи с использованием закона сохранения энергии;

-выделять главное;

-анализировать условие задачи;

-систематизировать изученное;

Продолжить формирования навыков:

-устной речи;

-работы в группе;

-планирования деятельности;

-работы с физическим оборудование.

Развивать интеллектуальные способности школьников при выполнении заданий различной степени трудности;

-продолжить процесс развития логического мышления:

Создать мотивацию и интерес при рассмотрении качественных задач.

На примере жизни и деятельности Гемгольца показать роль ученых в развитии науки.

 Сценарий урока

I    Постановка задач урока

Сегодня у нас урок-практикум по решению задач по теме «Энергия.Закон сохранения энергии»

II   Актуализация знаний

Фронтальный опрос

1)Что такое энергия?

Предполагаемый ответ учащихся: «Энергия- это физическая величина. Характеризующая способность тела совершать работу»

2)Какие виды механической энергии вы знаете?

Предполагаемый ответ учащихся: «Кинетическая и потенциальная «

3)В чем состоит принцип минимума потенциальной энергии.»

Предполагаемый ответ учащихся: «Любая замкнутая система стремится перейти в такое состояние, в котором ее потенциальная энергия минимальна»

4)Сформулируйте определение кинетической энергии тела.

Предполагаемый ответ учащихся: «Кинетическая энергия тела скалярная физическая величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости. Энергия. Движущегося тела.»

5)Сформулируйте теорему о кинетической энергии

Предполагаемый ответ учащихся: «Изменение кинетической энергии тела равно работе всех сил, действующих на тело»

6)Что называется полной механической энергией?

Предполагаемый ответ учащихся: «Полная механическая энергия- сумма кинетической и потенциальной энергии»

7)Сформулируйте закон сохранения полной механической энергии

Предполагаемый ответ учащихся: «Энергия не исчезает и не появляется, а превращается из одного вида в другой. Сумма полной механической энергии до взаимодействия тела равна сумме полной механической энергии после взаимодействия

Екp=Eko+Epo

III Решение качественных задач

  1. Задача « Поможем Золушке»

-Как , используя знания  физики, помочь Золушке перебрать смесь из риса и гороха?

(на демонстрационном столе- в стеклянном стакане смесь риса и гороха)

Предполагаемый ответ учащихся:»Нужно встряхнуть смесь. Горох окажется с верху. По принципу минимума потенциальной энергии, любая система стремиться к такому состоянию в котором его потенциальная энергия минимальна. Рис более мелкий, плотнее упаковывается внизу, а  горох окажется сверху. Центр тяжести при таком расположении будет занимать самое низкое  положение, а потенциальная  энергия минимальна»

2)Задача «Непредвиденное возвращение»

Демонстрация

На столе жестяная банка. Толкаем рукой. Банка прокатившись немного вперед, возвращается обратно. Почему?

/ «Секрет демонстрации»

                                                                Резиновый шнур

                                                                

                                                                        Гайка

Предполагаемый ответ учащихся:»Есть устройство внутри, которое способно накапливать энергию»

(При затруднении ответа, показать заводную игрушку, чтобы ребята по аналогии отгадали «секрет» жестяной банки)

IV Решение экспериментальных задач

Работа в группах

Каждая группа получает задачу и необходимое оборудование

На работу 10-15 минут.

После этого представитель от каждой группы у доски объясняет решение.

Работа каждого участника группы оценивается самими ребятами в рейтинг-листах.

Группа 1

Оборудование : штатив с лапкой и муфтой, груз, повешенный на нити, линейка, динамометр. Масса  груза известна.

Задание: Определить потерю механической энергии за одно полное колебание.

Группа 2

Оборудование: легкоподвижная тележка, груз, линейка, динамометр.

Задание: Слегка толкните тележку рукой. Определить начальную скорость тележки. Масса тележки и груза  известны.

Группа 3

Оборудование: деревянный брусок ,линейка, таблица плотностей.

Определить работу силы тяжести при падении деревянного бруска из положения 1 в положение 2

        111

1                               2

Группа 4

Оборудование: ластик, измерительная лента

Задание: определить скорость падения ластика со стола. Задачу решить двумя способами; кинематически и используя закон сохранения.

 Группа 5

Оборудование: трибометр, нить, динамометр, брусок. Линейка

Задание: Брусок , прикрепленный к динамометру при помощи нити, оттянуть рукой, записать показания динамометра F и измеряют линейкой растяжение  X пружины. Затем отпускают брусок и измеряют путь L, пройденный бруском до остановки. Зная F,X,L ,определить коэффициент трения между бруском и доской трибометра.

Группа 6

Готовят сообщение о Гемгольце используя энциклопедию  Макс Лауэ «История физики» или ресурсы -интернет

http://liebegermany.com/brandenburg/index.shtml?29

http://fiz.1september.ru/2002/31/no31_1.htm

V. Заслушивание и обсуждение решений   каждой группы        

Итак , мы сегодня для решения задач использовали понятие энергии, работы, закона сохранения энергии.

А кто же и когда впервые сформулировал закон сохранения энергии ?

Выступление представителей группы №6

VII .Подведение итогов. Домашнее задание

Сегодня на уроке мы научились решать задачи с использованием оборудования, рассчитывать энергию тел, вычислять потери энергии.

В рейтинговых листах у каждого есть балл, который будет учтен при зачете по теме «Законы сохранения»

Домашнее задание; Подготовиться к лабораторной работе «Проверка закона сохранения энергии под действием сил тяжести и упругости»

Всем спасибо. До свидания!

Используемая литература:

1.Учебник «Физика: Механика» 10кл. под редакцией Г.Я.Мякишева.-М.:Дрофа, 2010

 2.Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика : Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами.-М:АРКТИ,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по решению задач

Методические разработки урока по решению задач...

Методическая разработка для урока-практикума по решению задач по химии «Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей»

Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей,- традиционный компонент самостоятельных, контрольных работ по химии в 8-11-х ...

Урок – практикум по решению задач части «Геометрия» ОГЭ по математике.

Открытый урок по геометрии в 9 классе по подготовке к ОГЭ....

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Урок-практикум по решению задач по теме: "Статика".

В презентации подобраны основные типы задач по теме: "Статика". Цель урока-практикума - совершенствование навыков решения задач по теме:Статика". Данный материал можно использовать при ...

Урок-практикум по решению задач

Решение задач по теме "Призма"...