Статья по теме: "Приёмы эффективной работы с обучающимися на уроках математики"
статья по математике (5, 6 класс)

Дорофеева Ирина Алексеевна

В данной статье представлены эффективные приёмы, используемые мною на уроках математики в 5-6 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире, в эпоху цифровой трансформации, многих областей человеческой деятельности стать образованным современным человеком можно только имея базовую математическую подготовку.

Необходимо учить детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы, а также осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.

    «Учить надо не тому, что ребенок может сделать сам, а тому, что он еще не умеет, но в состоянии сделать под руководством учителя».

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

В своей работе я особое место отвожу урокам с использованием информационно-коммуникационной технологии (ИКТ). Такие уроки более интересны для учащихся, а за счет этого повышается эффективность урока.

Подготовленные заранее к уроку материалы (подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний) облегчают труд учителя.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения за счет разноуровневых заданий. Разнообразные математические тренажеры (таблица сложения-вычитания, умножения-деления) математические интерактивные игры способствуют самообразованию учащихся.

Использование интерактивной доски на уроке имеет ряд преимуществ.

Во-первых, заранее подготовленные чертежи, схемы или текст позволяют экономить время урока, что способствует повышению плотности урока.

Вся информация, появляющаяся на доске сохраняется. В случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему.

Во-вторых, благодаря наглядности и интерактивности, учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация их внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 

Кроме этого, подготовленные материалы можно многократно использовать, таким образом накапливается электронный банк данных для каждого учителя. 

Использование ИКТ даёт мне возможность решать такие важные задачи:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  • ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • усиление мотивации к обучению;
  • активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • обеспечение гибкости процесса обучения.

Так как я работаю в 5-6 классах, большое внимание уделяю игровым технологиям.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра -  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Для возникновения интереса к математике следует позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль отвожу дидактическим играм на уроках математики. Обращаясь к игровым формам обучения на уроках, я вижу в них возможности эффективной организации взаимодействия с учащимися, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлеченные дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.

Цели применения математических игр:

  • развитие мышления;
  • углубление теоретических знаний;
  • самоопределение в мире увлечений и профессий;
  • организация свободного времени;
  • общение со сверстниками;
  • воспитание сотрудничества и коллективизма;
  • приобретение новых знаний, умений и навыков;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие волевых качеств;
  • контроль знаний;
  • мотивация учебной деятельности

Виды математических игр: игры-упражнения; игры-путешествия; сюжетная ролевая игра; игра-соревнование.

Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.

Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.

Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.

Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом. Они способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.
Игровой мотив способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней.

В процессе игры осуществляется свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Пример 1.  «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

  На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

  Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.  

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Изображение выглядит как седзи  Автоматически созданное описание

Пример 2.

 Игра «Магические квадраты»

 А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

Изображение выглядит как текст, седзи  Автоматически созданное описание

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

Технологии уровневой дифференциации 

Групповые технологии

В своей работе я использую групповые технологии. Класс делю на группы для решения определенных задач. Каждая группа получает задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или с моей помощью. Задания могут быть одинаковыми или дифференцированными. Таким образом создаются условия для развития познавательной самостоятельности учащихся. С помощью взаимодействия в процессе выполнения группового задания формируются коммуникативные умения и интеллектуальные способности обучающихся.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Во время повторения изученного материала учащимся предлагаю работать в статической или динамической паре. Это позволяет в короткий срок опросить весь класс. При этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. 

У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам математики. Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. 

При организации групповой работы учитываю личностные взаимоотношения между учащимися. Примерно половину группы составляют учащиеся, которые способны успешно заниматься самостоятельной работой. В ходе работы учащиеся обсуждают ход и результаты работы, обращаются за советом друг к другу. 

Работа в группах обычно имеет более высокие результаты по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. 
Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. При этом и ученик-консультант получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. 

При оценке деятельности учащегося в группе использую оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу. 

Применение групповой работы при обучении математике эффективно. Она способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. При совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Выбор той или иной технологии зависит от   возраста и состава учащихся, уровня подготовленности, темы занятия и пр. Самым рациональным является использование на уроке нескольких технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Статья на тему "Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии"

Работая по данной проблеме я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными....

Статья по теме : "Приёмы повышения мотивации на различных этапах урока"

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хоро...

Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»

Материал предназначен для учителей, работающих в старших классах коррекционных школ 8 вида....

Статья на тему:«Приёмы визуализации на уроках истории(из опыта работы учителя)»

В статье рассматриваются приёмы визуализации на уроках истории, исходя из особенностей восприятия информации современными школьниками, для того чтобы в доступной и понятной форме доносить до учащихся ...

Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".

Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...

Статья на тему «Система работы по повышению качества знания у обучающихся на уроках математики»

Можно использовать данный материал на семинарах и подготовке к урокам математики...