Статья по теме : "Приёмы повышения мотивации на различных этапах урока"
статья (5 класс) на тему

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хорошо учиться.

Мотивация — это стремление человека сделать хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация — это включение в деятельность учения, учебную деятельность. С первых дней обучения, учителю нужно организовать учебную деятельность так, чтобы у учащегося возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» и  создать условие для формирования учебной мотивации. Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащегося любопытство — причину познавательного интереса.

Одной из проблем своей педагогической деятельности, считаю создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у своих учеников, так как учебная мотивация-необходимое условие дальнейшего успешного обучения.

На своих уроках на этапе вызова (мотивации) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающися в пространство учебной деятельности на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_irina_1.ppt1.16 МБ
Файл seminar_irina.odt26.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 121 Калининского района г. Санкт-Петербурга Савельева Ирина Римовна

Слайд 2

Мотивация- это стремление человека сделать хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Учебная мотивация-это включение в деятельность учения.

Слайд 6

Приём «Верю-не верю» Утверждения До После Текст состоит из предложений. К тексту нельзя придумать название. Все предложения в тексте имеют свои границы. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. Текст можно разделить на части. Каждая часть текста записывается с красной строки.

Слайд 7

Поставить существительное в начальную форму Определить род Мужской род Женский род Средний род -а, -я -а,-я Ь -о , е 1 скл . 2скл . 1скл. 3 скл. 2скл.

Слайд 8

«Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме. Что нового я узнал из текста.

Слайд 11

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Приём Чтение с остановками.

Слайд 13

«Плюс- минус-интересно» Плюс Минус Интересно Всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. Всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным. Все любопытные факты, о которых узнали на уроке.

Слайд 14

«Синквейн» Лягушка-хвастунишка. Изобретательница, самовлюблённая. Придумала, летела, упала. Хвастовство может погубить мечту. Горе-путешественница. Высоцкий Кирилл.

Слайд 15

«Синквейн» Лягушка. Умная, хвастливая. Думала, летала, хвасталась. Сказка ложь да в ней намёк. Путешественница. Зыкова Вероника

Слайд 16

«Синквейн» Лягушка. Хвастливая, любопытная. Придумала, полетела , загордилась. Кто хвалится, тот с горы свалится. Терпение. Дик Данил



Предварительный просмотр:

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хорошо учиться.

Мотивация — это стремление человека сделать хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация — это включение в деятельность учения, учебную деятельность. С первых дней обучения, учителю нужно организовать учебную деятельность так, чтобы у учащегося возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» и  создать условие для формирования учебной мотивации. Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащегося любопытство — причину познавательного интереса.

Одной из проблем своей педагогической деятельности, считаю создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у своих учеников, так как учебная мотивация-необходимое условие дальнейшего успешного обучения.

На своих уроках на этапе вызова (мотивации) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающися в пространство учебной деятельности на уроке.

На данном этапе ставится задача не только активизировать , заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что сама по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На этом этапе использую приём «Верю-неверю». У каждого учащегося на парте лежит заранее подготовленная таблица с утверждениями. Если согласны с утверждением, то вписывают в поле «начало урока» ответ «да», если не согласны, то вписывают в поле ответов «нет». Дальше учащимся задаю вопросы:

  • Какие вопросы и трудности возникли при выполении данной работы?
  • К этим утверждениям вернёмся в конце урока и попытаемся ответить на возникшие вопросы.

Данный приём используется на стадии вызова и рефлексии. У учащихся с помощью этого приёма формируется умение соотносить известные факты.

Например на уроке русского языка при изучении темы «Текст».

Утвержджения:

Утверждения

До

После

1. Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать название.

3.Все предложения в тексте имеют свои границы.

4.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

5. В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится.

6. Текст можно разделить на части.

7. Каждая часть текста записывается с красной строки.

Данный приём можно использовать и на литературном чтении, и на окружающем мире, и на математике.

Использую приём «Кластеры» (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

«Грозди»- графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.

Этот приём можно использовать на уроках естественного и гуманитарного циклов. Например на уроке русского языка по теме «Склонение имён существительных»

  1. Сколько склонений у имён существительных?
  2. Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

                       

                 Поставить существительное в начальную форму

                                           Определить род

     м.р                                          ж.р                                               ср.р        

 окончание    окончание                окончание  оканчивается                    окончание

 -а,-я                 нулевое                   -а,-я                      Ь                                     -о,-е

    1 скл.                  2 скл.                  1 скл.                  3 скл.                              2 скл.

Приём «Бортовой журнал».

Что мне известно по данной теме.

Что нового я узнал из текста.

Левая колонка заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, сосвоим личным опытом.

На этапе осмысления, идёт непосредственная работа с информацией, причём приёмы и методы позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. На стадии осмысления информационная функция меняется, ведущей задачей становится приобретение новых знаний. Значение мотивационной функции остаётся ведущим, на стадии вызова важно сохранить интерес к изучаемому, не забыть о поставленных учеником на стадии вызова целях, предъявленных запросах.

На данном этапе могу использовать приём «чтение текста с остановками» . На стадии вызова происходит коструирование предлагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия, прогноз содержания и проблематики. На стадии осмысления идёт чтение текста с отрывками с обсуждением каждого: «что будет дальше и почему?». На стадии рефлексии осмысление текста как единого целого.

При работе с текстом небольшого объёма использую прием «зигзаг-2». На стадии осмысления класс делится на группы. Рабочая группа получает текст и просматривает его. Группе предлагается пять различных вопросов по данному тексту. «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные группы». «Экспертная группа» обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для рабочей группы. На стадии рефлексии эксперты вернувшись в рабочие группы отвечают на свои вопросы. Идёт взаимообучение.

Например на уроке окружающего мира по теме «Как человек воспринимает окружающий мир».

Класс разделился на пять групп по 5 человек. Каждая группа получила вопросы на карточках определённого цвета.

  1. Для чего нужно зрение?
  2. Как устроено ухо человека?
  3. Что такое обоняние?
  4. Сколько вкусов различает человек?
  5. Помогает ли осязание воспринимать мир?

 Учащиеся взяли по карточке и изучили текст в родной группе, подчёркивая ответы на свои вопросы. Затем при помощи цветовых карточек собрались в экспертные группы, где происходило обсуждение. Вернувшись в родную группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят товарищей с ответами на вопросы.

Обычно вконце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали , и того как работали, т. е. каждый оценивае свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

На данном этапе могут использоваться следующие приёмы:

Приём «Плюс-минус-интересно». Этот приём позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Этот приём можно использовать как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.

Плюс

Минус

Интересно

Всё что погравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

Всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным.

Все люботные факты, о которых узнали на уроке.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знание, воображение.

Например на уроке литературного чтения по теме «Лягушка Путешественница».

Лягушка-хвастунишка.

Изобретательная ,самовлюблённая.

Придумала, летала, упала.

Хвастовство может погубить мечту.

Горе-путешественница.

 Развитие учебной мотивации — это процесс длительный , кропотливый, целенаправленный. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость, успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики».

Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики»....

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

Выступление по теме "Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках географии и биологии."

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...

Выступление по теме «Пути повышения мотивации учебной деятельности на уроках химии»

Народная мудрость гласит : "немотивированный ученик просто не хочет учиться" или "ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить".Эта пословица п...

Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии

Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии...