урок математики в 6 классе по теме "Деление обыкновенных дробей" к учебнику Н.Я.Виленкина
план-конспект урока по математике (6 класс)

  Калинковская Ирина Павловна

Урок изучения нового материала с открытием правила деления обыкновенных дробей на основе решения проблемной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1konsp.seminar_delenie.docx71.33 КБ

Предварительный просмотр:

1.12.2016

Урок математики в 6 классе  

Учитель : Калинковская И.П.

Тема:«Деление »

Цели урока:

обучающие:

- повторить правило умножения дробей, понятие взаимно обратных чисел;

- научить выполнять деление дробей;

- отработать вычислительный навык.

развивающие:

- развить навыки поиска, обработки и представления информации;

- развить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развить наблюдательность, а также коммуникативные умения.

воспитательные:

- воспитать внимательность, усидчивость;

- сформировать понимание значимости математики как способа познания окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: научится оперировать понятиями, связанными с умножением и делением обыкновенных дробей.  

Метапредметные

 Познавательные: сформировать навык деления обыкновенных дробей, деления  дроби     на целое число, деления смешанных чисел, формировать способность к их практическому применению; формировать  умение  устанавливать причинно-следственные связи, умение  построения логической цепи рассуждений.

 Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, способность к волевому усилию;

 Коммуникативные и личностные: формировать учебную мотивацию, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в парах, адекватную самооценку.

Ход урока

1.Мотивация.

Ребята на протяжении уже достаточно длительного времени мы с вами работаем с обыкновенными дробями, научились их сравнивать, выполнять некоторые действия с дробями. Но знания наши пока еще не совсем полные, поэтому мы продолжаем изучать обыкновенные дроби и сегодня узнаем кое-что новое.

И сегодняшний урок мне бы хотелось начать китайской мудростью:

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи, мне, и я запомню,

Вовлеки, меня, и я научусь».

О чем это высказывание?(слайд2)

2.Актуализация опорных знаний.

Итак, начнем наш урок с «гимнастики ума» - устной работы.

«Ну-ка! в сторону карандаши!

Ни бумажек, ни ручек, ни мела!

Устный счет! Мы творим, это дело

Только силой ума и души!»

(слайд 3)

Перед вами таблица. Для ответа на вопрос вы должны будете выбрать одно из чисел в этой таблице.

1

0

1.Назовите дробь, равную 3 .     ( )

-Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?

(нужно целую часть умножить на знаменатель дробной части и прибавить числитель, полученное число записать в числитель дроби, а знаменатель оставить тем же)

(слайд 4)

2.Какие числа взаимно обратные?    (    и    )

-Какие числа называют взаимно обратными?

(два числа, произведение которых равно 1)

(слайд 5)

3.Назовите дробь, равную 4.    (    )

(слайд 6)

            4.Назовите число, обратное самому себе.  (1)

(слайд 7)

             5.Назовите дробь, которая больше 1 и меньше 2.   (    )

(слайд 8)

               6.Какая дробь равна  ?     (    )

(слайд 9)

                7.Какое число не имеет обратного?   (0)

(слайд 10)

               8.Умножить  на .   (    )

              -Сформулируйте правило умножения дробей.

(слайд 11)

3.Создание проблемной ситуации

- Рассмотрим следующие числовое равенство .

- Скажите, это верное равенство?

- Почему?

Т.е. это верное числовое равенство.

Давайте обе части равенства умножим на одно и то же натуральное число останется ли оно верным?

-Т.е. снова получили верное числовое равенство.

- А теперь умножим обе части данного числового равенства на дробь

- Сохранится ли знак равенства в данном числовом выражении?

Таким образом, мы пришли к выводу, что если обе части равенства умножить на одно и то же число, то равенство останется верным.

- Вспомним, как найти площадь прямоугольника?

- Как найти длину прямоугольника?

- Как найти ширину прямоугольника?

- Рассмотрим следующую задачу.

Задача: площадь прямоугольного земельного участка равна  дм2. Ширина участка -  дм. Найти длину прямоугольного участка?

Рассмотреть макет прямоугольника на доске.

- Что известно в задаче, что требуется найти?

- Как найти длину прямоугольного участка?

- Замените в формуле площади прямоугольника S и а их числовыми значениями.

- Как называют полученное выражение?

- Как называются компоненты умножения?

- Что неизвестно в уравнении?

- как найти неизвестный множитель?

Да.

Т.к. в левой и в правой части получится 10.

Да, т.е.

               20=20

В левой и в правой части равенства получится одно и то же число.

Да, так как в левой и в правой части равенства получится одно и тоже число.

Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

Чтобы найти длину прямоугольника, нужно площадь разделить на ширину.

Чтобы найти ширину прямоугольника, нужно площадь

Дано:

S= дм2

а= дм

Найти:

b=?дм.

Нужно площадь разделить на ширину.

Уравнением.

Первый множитель, второй множитель, значение произведения.

Неизвестен второй множитель.

Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение разделить на известный множитель.

: (1)

4.Постановка учебной задачи (проблемы).

Итак, мы с вами столкнулись с задачей, которую решить пока не можем. Давайте попробуем сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока «Деление дробей» и цель урока «Научиться выполнять деление обыкновенных дробей». (слайд 12) Записывают в тетради дату и тему урока).

5.Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие правила деления обыкновенных дробей на основе решения проблемной задачи.

- Вернёмся к полученному уравнению 1. Попытаемся его решить  на основе уже имеющихся у нас знаний, не произведя деление обыкновенных дробей.

- Вспомним свойство умножения на 1. Как записать это свойство в общем виде?

- Сформулируйте это свойство.

- Выпишем исходное уравнение.

-Как в левой части при b получить 1?

- Назовите число, обратное к .

- Останется ли равенство верным, если мы умножим только левую часть на ?

- Что получим в левой части равенства?

- Чему равно это произведение?

- Запишем полученное равенство.

- Сравним равенства 1 и 2. Сравните левые части данных равенств, что вы можете сказать?

- Тогда что можно сказать про правые части данных равенств?

- Что мы должны были сделать, чтобы найти  b-неизвестный множитель в произведении?

- А каким действием мы воспользовались для нахождения значения b.

- На что мы умножили?

При умножении любого числа на 1 получим то же самое число.

Нужно умножить это произведение на число, обратное числу .

Число, обратное к - это .

Нет, нужно и правую часть умножить на .

.

    (2)

Левые части данных равенств равны.

Они тоже равны.

:

Разделить произведение на известный множитель.

Мы воспользовались действием умножения.

На число, обратное делителю.

Попытайтесь сами сформулировать правило

 деления дробей

Как разделить дробь на дробь?   (слайд 13)

Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.(слайд14)

Например,  :  =  ∙  =  = .

Какие числа записаны на доске?                     Смешанные.

Как выполнить деление смешанных чисел?

   (слайд 14)

При делении смешанных чисел, нужно сначала эти числа представить в виде … … , а потом выполнить правило … …

(Учащиеся добавляют недостающие слова)

Например, 2 : 1 =  :  =  ∙  =  =  = 1.

Работа в парах Принять мини-зачёт рассказ друг дружке правила деления дробей. Оценить напарника.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Теперь, когда мы ответили на все поставленные вопросы, посмотрим, как можно использовать полученные знания на практике. Для этого выполним № 596 (а, г, е, и, м).   (слайд 15)

(Один ученик работает у доски, выполняет деление, проговаривая правило вслух, остальные – в тетрадях).

Физкультминутка (игра “истинно — ложно”)   (слайд16 )

Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращения туловищем вправо и влево.

  1.  - правильная дробь.
  2.  -  несократимая дробь.
  3.  - несократимая дробь.
  4.  - неправильная дробь.
  5.  - сократимая дробь. 
  6.  - правильная дробь.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в виде теста на листочках, затем проверяют свои работы, сравнивая с правильными ответами на доске, озвучивают результаты). (слайд 17, 18)

 : 2

1 :

1 :

 :

1

1

6

2

1

2

3

3

1

3

4


8. Применение правила деления дробей

№599. Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче?

- Что требуется найти?

- Как найти скорость, если известны путь и время?

- Как записать формулу скорости в общем виде?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Запишите ответ к задаче.

Путь и время движения транспорта.

Скорость движения.

Чтобы найти скорость движения, нужно пройденный путь разделить на время.

V=S : t.

:(км/ч)

Скорость транспорта.

:(км/ч)

Скорость трактора.

Ответ: 18 км/ч, 9 км/ч.

№603(если останется время) Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче?

- Что требуется найти в задаче?

- Как найти периметр прямоугольника?

- Запишите формулу периметра прямоугольника.

- Можем мы сразу найти периметр прямоугольника?

- Почему?

- Как найти длину прямоугольника?

- Найдите длину прямоугольника.

- Найдите периметр прямоугольника.

- Запишите ответ к задаче.

Площадь прямоугольника и его ширина.

Периметр прямоугольника.

Нужно сложить длину и ширину и умножить эту сумму на 2.

  P=2(a+b).

Нет.

Нужно знать длину прямоугольника.

Нужно площадь прямоугольника разделить на его ширину.

:(м)- длина прямоугольника.

P=

Периметр прямоугольника.

Ответ: м; 2 м.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

2. Сформулируйте правило деления дробей.

3. Как выполняется деление смешанных чисел?

4. Давайте оценим собственную работу на уроке с помощью карточек, которые лежат на ваших партах: (слайд 19)

         - поднимите зеленую, если вы всё поняли,

         - желтую, если есть небольшие недочеты и есть над чем работать.,

- красную, если не совсем разобрались в теме.

10. Домашнее задание:  (слайд 20)

- выучить правило деления дробей;

- № 633.

-№638.

Спасибо за урок!  (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме: "Проценты" по учебнику Н. Я. Виленкин и др

Матеила содержит план урока и презентацию в формате Smart Notebook для интерактивной доски Smart Board...

Урок математики 6 класса по теме "Понятие отношения". Учебник Л.Г. Петерсон.

Материал содержит полный конспект урока рефлексии по теме "Понятие отношения", изучаемой в 6 классе по учебнику Л.Г. Петерсон.  В конспекте содержатся самостоятельные работы и дополнительные зада...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класса, учебник Н.Я. Виленкин

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. –...

Презентация к уроку математика 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"

Данная презентация поможит учтелю при объяснении новой темы "Обыкновенные дроби"...

Итоговая контрольная работа по математике в 6 классе за 1 полугодие по учебнику Н.Я. Виленкина

Данный материал охватывает основные темы, изученные в 1 полугодии: сокращение дробей, понятие взаимно обратных чисел, задачи на нахождение дроби от числа, числа по его дроби, дробные выражения...

Технологическая карта по математике для учащихся 6 класса по теме "Обыкновенные дроби". (УМК: Н.Я.Виленкин, В,И, Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд)

Технологичекая карта урока по теме "Обыкновенные дроби" содержит цель, задачи, планируемые результаты.  В карте указан тип проведения урока, организация деятельности и ресурсы урока....

урок математики, 5 класс, Понятие доли. Обыкновенные дроби.

Цель урока: Организация деятельности учащихся по понятию доли и установлению  взаимосвязи  целого и частей обыкновенными дробями.Образовательные задачи урока (формирование познавательн...