Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики
статья по математике (9 класс)

     В связи с приоритетными задачами национального проекта «Образование»,   формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования функциональной грамотности  на уроках математики

     В связи с приоритетными задачами национального проекта «Образование»,   формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.

 Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики  учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Задачи, предлагаемые экспертами для  оценивания функциональной грамотности, отличаются от задач из учебника, они,  все же,  более предметные и привязаны к конкретной теме.

     Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем  в разнообразных контекстах реального мира.

       В чем же заключается проблема при формировании функциональной грамотности на уроках математики?

       Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не  могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Невнимательность к прочтению условия сохраняется и при решении задач в основной школе, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.  

      Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать  (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.  Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.

         На своих уроках  использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать,  что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее,  во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.

Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

- наука – работа с формулами из различных областей знаний.

   Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают сложные вычисления.  

     Задания, беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).

    Время на уроке на обсуждение и  решение таких задач уходит много, поэтому, чтобы учащиеся заранее ознакомились с условием,  и предлагаю им задачу на дом. В 8 классе это происходит еженедельно, в 6 – чуть реже. На уроке мы обсуждаем предложения  и идеи обучающихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок.  Оцениваю активную работу учащихся, поощряются учащиеся, решившие сложные задачи, высказавшие хорошие идеи.  

      Каждый год на неделе математики мы  проводим соревнования для 7-8 классов по решению практических задач по материалам PISA . Тема - финансовая грамотность.  Это  полезный для обучающихся опыт при формировании функциональной грамотности.

     Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию  их функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"

Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...

презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"

презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Актуальность темы  определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения  и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Используя современные технологии обучения: игровую, дифференцированного обучения, спортивно-ориент...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики

В данной презентации я постаралась показать, какими приёмами пользуюсь для формирования функциональной грамотности у обучающихся 5-7 классов...

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Материал из опыта работы. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инно...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности,...