Внеурочное занятие для учащихся 1 классов "Танграм -древняя китайская головоломка"
план-конспект по математике

С целью повышение интереса учащихся к изучению математики, в рамках внеурочной деятельности мною проводятся развивающие занятия для младших школьников. На внеурочном занятии по теме "Танграм -древняя китайская головоломка" развиваются познавательные способности и познавательный интерес. Ребята получают новые знания, выходящие за рамки школьной программы и выполняют различные задания, формирующие пространственное представление, воображение, развивающие логического мышление. На занятии ребята познакомились с головоломкой Танграм и историей его появления, но и учились создавать силуэты из геометрических фигур по образцу,  определять зависимость при делении целого на части, тем самым совершенствовали такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tangram.docx76.13 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по теме: "Танграм - древняя китайская головоломка"

        Цель внеурочного занятия: знакомство с головоломкой Танграм, совершенствование мыслительных операций (анализ, синтез),  формирование пространственного представления, воображения, логического мышления у учащихся.

Задачи внеурочного занятия:

        - создавать силуэты из геометрических фигур по образцу;

        - определять зависимость при делении целого на части;

        - развивать познавательные способности детей.

        Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран;  набор шаблонов - головоломка "Танграм".

        Ход внеурочного занятия

        Здравствуйте ребята, рада видеть всех вас! Тихо садитесь, закройте глаза и мысленно скажите: "Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе". Покажите улыбкой, что вы желаете друг другу удачи.

                Сегодня у нас интересное и необычное занятие. Мы совершим путешествие в одну из экзотических стран – в Китай. Китай находится в Восточной Азии. В нем проживает около 1млрд. 300млн. человек. Это примерно в пять с половиной раз больше, чем в России.

                Посмотрите на картинки (картинки из фигур набора «Танграм»).

                Скажите, кто и что на них изображено?

                Что необычного в этих картинках? (Они составлены из частей, геометрических фигур).

                Посмотрите, что у меня в руках? (Игра, головоломка)

                Вы догадываетесь для чего нужны картинки?

                Как играть в эту игру, используя картинки?

                Ребята, у меня в руках не простая игра - это удивительная головоломка, которая родилась в Китае.

        Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр и развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей были игры - головоломки. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление. Это способ отвлечения от повседневных проблем, который направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.

        Давайте отгадаем название этой головоломки. И узнаем тему сегодняшнего занятия.

1 буква 8+3=11

2 буква 4+12=16

3 буква 2+15=17

4 буква 13-4=9

5 буква 17-7=10

6 буква 18-2=16

7 буква 16-8=8

16-А

11-Т

17-Н

10-Р

9-Г

8-М

        Какое слово получилось? (Танграм).

        Верно, ребята. Танграм - это тема нашего занятия.

        Давайте поставим перед собой цель? Чего мы должны достичь на занятии? (Узнать как можно больше о танграме: как появилась головоломка, правила составления головоломки, научиться составлять фигуры по образцу (картинке).

        Что такое танграм? Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».         Это древняя китайская игра-головоломка, возникшая более 4000 лет назад. Она состоит из семи танов, то есть плоских фигур, которых разделили на семь частей – две большие, две маленькие, один средний треугольник, один квадрат и один параллелограмм.

                Эти фигуры складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей животных, людей или  различные предметы.

        Каждая фигура должна складываться из семи частей Танграма, и при этом они не должны перекрываться. Можно складывать по шаблонам, а для большей сложности можно самим придумывать фигуры.

                А, знаете ли вы, ребята, как появилась такая необычная головоломка?         Существует несколько легенд возникновения Танграма.

        Легенда первая: о разбитой плитке.

        Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи  фигур, назвали Доской Мудрости.

        Легенда вторая: о разбитой плитке.

        Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

        Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

        Три мудреца придумали “Ши-Чао-Тю” - квадрат, разрезанный на семь частей.

        Как и в любой головоломке в танграме существуют свои правила:

        1) В каждую фигуру должны входить все семь элементов.

        2) При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

        3) Элементы фигур должны примыкать один к другому.

                Давайте вместе попробуем собрать фигурку "зайчик".

                1. Первую фигурку нашего зайца начнем составлять с головы - квадрата. К голове приложим ушки: треугольник среднего размера и параллелограмм. Туловище сделаем из 2 больших треугольников, а лапки и хвостик из маленьких.

D:\User\Desktop\IMG-20221212-WA0005.jpg

                2. Наш зайчик чего-то испугался и поменял свою форму: прижал ушки, сложил лапки. Выложим из 2 больших треугольников туловище, соединив их в форме параллелограмма. К туловищу присоединим голову из квадрата, а к голове - уши из параллелограмма. Осталось сделать лапки из 2 маленьких и 1 среднего треугольника.

D:\User\Desktop\IMG-20221212-WA0003.jpg

        3. Заяц перестал бояться и решил выглянуть из-за куста: он навострил уши (параллелограмм и средний треугольник), а еще у него появился хвостик - маленький треугольник.                

D:\User\Desktop\IMG-20221212-WA0004.jpg

                Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Делимся на четыре группы. Две группы учащихся собирают животного, изображенного на карточке, две другие группы учащихся отгадывает этого животного и наоборот.  

                А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Задание на выбор. Перед вами образцы фигур из деталей танграма и бумажные части танграма. Выберите любую наиболее понравившуюся фигуру Танграма, дайте ей название, расположите на листе А4 и приклейте.

        Давайте обменяемся выполненными вами работами и каждый проверит работу своего соседа по образцу.

        Вот и подошло к концу наше занятие.

        Какой была тема нашего занятия?

        Какие цели мы ставили перед собой?

  Достигли ли мы поставленных целей?

                Что нового вы сегодня узнали? Чему учились?

        А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на занятии?

        Наше занятие мне  хотелось бы закончить словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие для учащихся начальной школы. «Пооперационное выполнение цветка в технике квиллинг»

Самый  популярный способ изготовления цветов в технике квиллинг (скручивание бумажных полосок)....

Внеурочное занятие с учащимися 4 класса ( глухие дети)

Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному развитию  детей с нарушениями слуха с учетом требований ФГОС. Обучение детей решать проблемные ситуации самостоятельно путем поиска необходимых знаний ...

Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)

Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи...

Внеурочные занятия для учащихся начальной школы. Тема "Экология"

https://docs.google.com/presentation/d/1vT4WLe499mSmQIt1dgOlT_M_emZyQ4INBohU9X4Y_DQ/edit#slide=id.p22...

Расписание кружков и внеурочных занятий для учащихся 7 класса МКОУ "БСОШ №4" на 2019-2020 уч.год

Расписание кружков и внеурочных занятий для учащихся 7 класса МКОУ "БСОШ №4" на 2019-2020 уч.год...

Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 5 класса «Давай дружить, водитель!»

Цель  занятия: знакомство с современными социальными акциями  и развитие положительной мотивации для участия в них; воспитание  у обучающихся  творческого  отношения к работе...

Внеурочное занятие по теме «Наследие древнего Востока в Петербурге»

В данной работе предложен сценарий обобщающего занятия по  краеведению  в интеграции с историей,  музыкой, изобразительным искусством. Этот урок проводится в виде театрализованной ...