Программа функциональной грамотности по математике для 8 класса
рабочая программа по математике (8 класс)
Программа функциональной математической грамотности для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 71.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Песчаноозёрка
имени Евгения Байлова»
Рабочая программа
элективного курса
«Математическая функциональная грамотность»
для учащихся 8 класса
на 2022-2023 учебный год
Учитель : Байло Галина Петровна
Песчаноозёрка 2022
Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целепологание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты для учащихся 8 класса
Метопредметные и предметные результаты
Уровень оценки (рефлексии) математической грамотности в рамках предметного содержания
-интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации
Личностные результаты
- Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения , реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности.
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль «Основы математической грамотности» 8 класс
Тема занятия | Всего часов | |
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | ||
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | ||
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | ||
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | ||
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | ||
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. | ||
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | ||
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | ||
Проведение рубежной аттестации |
Математические материалы к занятиям
8 класс
Тема 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем (3 часа)
Текст для чтения
В парикмахерский салон необходимо приобрести профессиональный фен по оптимальной цене. Руководитель изучает информацию рейтингового агентства. Рейтинг электрических фенов R определяется на основе цены Р (в рублях за штуку), показателей функциональности F, качества Q и дизайна D. Рейтинг R вычисляется по формуле
R = 5(F + Q) + D – 0,01 Р
В таблице даны показатели трех моделей фенов.
Модель фена | Средняя цена | Функциональность | Качество | Дизайн |
X | 3200 | 4 | 3 | 2 |
Y | 2900 | 2 | 4 | 3 |
Z | 3100 | 3 | 3 | 3 |
Вопросы для обсуждения:
- Какие знания и умения необходимо применить в предложенной ситуации?
- Какая информация в тексте позволяет справиться с решением профессиональной задачи парикмахерского салона?
- От чего будут зависеть выбор руководителя парикмахерского салона (покупателя) фена?
- Какие действия помогут покупателю сделать правильный выбор, в соответствии со своими потребностями и возможностями?
Задания:
1. Предложите способ, каким образом можно составить шкалу рейтинга фенов? Примеры для выбора покупателя.
Вопрос 1. Назовите среднюю цену фена, имеющего самую высокую функциональность.
Вопрос 2. Каков рейтинг R фена с самым высоким показателем качества?
Вопрос 3. Парикмахерский салон приобретет фен, имеющий самый высокий рейтинг. Какова стоимость такого фена?
Тема 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.(4 часа)
Текст для чтения:
Иван приобрел автомобиль и решил покататься. Он ехал 12 минут со скоростью 60км/ч, затем Иван выехал за город и проехал 20 минут со скоростью 90 км/ч.
Вопросы для обсуждения
- Какие вопросы можно задать к этому тексту, чтобы он получился задачей?
- К какому типу относится эта задача?
- Какие математические знания и практические умения помогут нам решить эту задачу?
- С помощью каких формул можно найти ответы на вопросы задачи?
Задание: Решите задачу, ответив на вопрос «С какой средней скоростью проехал Иван весь путь?» (Округлите полученный ответ до целого числа). Можно ли с такой скоростью двигаться в черте города?
Тема 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.(3 часа)
Текст для чтения:
В прямоугольном треугольнике, один катет на 7 см больше другого катета.
Площадь треугольника 30 см2 .
Вопросы для обсуждения (Анализируем содержание текста):
Какие вопросы можно задать к этому тексту, чтобы он получился задачей? (Чему равны катеты треугольника? гипотенуза треугольника? углы треугольника? радиус окружности, описанной около треугольника?)
- К какому типу относится эта задача?
- Какие математические знания и практические умения помогут нам решить эту задачу?
- Какие элементы этого треугольника можно вычислить? Сколько способов нахождения катетов треугольника Вы знаете?
Задание: Решите задачу, в которой необходимо найти катеты данного треугольника. Выберите способ решения. Обоснуйте свой выбор.
Тема 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение,
равенство.(3 часа)
Задание: сделайте рисунок к задаче
Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,8 м?
Вопросы для обсуждения (Анализируем текст задачи)
- Что изображено на рисунке?
- Что нам нужно узнать?
- Какими способами можно найти ответ на вопрос задачи?
Примеры заданий:
Какую геометрическую фигуру мы рассматриваем? Как называются стороны треугольника? Какая теорема позволяет вычислять стороны прямоугольного треугольника? Какому числовому промежутку принадлежит ответ задачи?
Тема 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.(3 часа)
Текст для чтения:
Семилетняя Таня с папой отправились на прогулку в парк. Чтобы не отстать от папы, Таня прыгает по плиткам тротуара, перепрыгивая через соединения. Она совершает
А прыжков в минуту. В – длина прыжка Тани в метрах. Зависимость между А и В
приближенно выражается формулой: А
В
= 120.
Вопросы для обсуждения (Анализируем содержание текста)
- На что в первую очередь необходимо обратить внимание в тексте?
- Какие вопросы можно поставить к тексту, чтобы он стал для нас интересной
задачей?
Вопрос 1. Какова длина прыжка Тани, если она делает 60 прыжков в минуту? Вопрос 2. Найдите скорость движения Тани и папы по тротуару, если длина прыжка Тани 0, 45 м.
Вопрос 3. Сколько полных минут останется у Тани для подготовки к просмотру фильма в детском кинотеатре, если фильм начинается через 12 минут, а расстояние до кинотеатра 100 метров?
Задание: «Угадай слово».
- Как называется кинотеатр, в который спешит Таня?
Заполните таблицу ответов на вопросы нашей задачи, определив буквы, соответствующие ответам на вопросы.
1 | 2 | 3 |
М | И | Р |
Число | 54 | 7 | 120 | 0,5 | 8 | 2 | 24,3 |
Буква | О | Р | К | М | Н | С | И |
Тема 6. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур(3 часа)
Задание:
На рисунке показаны три детских игральных кубика. Все они повернуты к нам одним и тем же рисунком - елочкой. Укажите, какие картинки мы увидим на каждом из кубиков, взглянув на них сверху, учитывая развертку кубика.
Вопросы для обсуждения (Анализируем текст задания):
- Что нам дано в условии задания?
- Из какой области математики это задание?
- Зачем нам учиться выполнять такие задания? Где и когда мы сможем воспользоваться нашими знаниями и умениями?
- Какими математическими знаниями необходимо воспользоваться для выполнения этого задания? Какие умения позволят нам правильно выполнить задания?
- Как необходимо рассуждать, чтобы правильно ответить на вопрос: Что изображено
на верхних гранях кубиков а, б, в?
Тема 7. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события(4 часа)
Задание:
За круглый стол на 11 стульев в случайном порядке рассаживаются 9 мальчиков и 2 девочки. Найдите вероятность того, что девочки окажутся на соседних местах.
Вопросы для обсуждения (Анализируем текст задания):
- На какую информацию в тексте необходимо обратить внимание? Как будем рассуждать?
- Какой ещё можно задать вопрос к тексту?
Тема 8. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования (5 часов)
Текст для чтения:
У Андрея есть два завода по производству колбасных изделий. На этих заводах трудятся всего 150 человек. В связи с реорганизацией 17 человек были переведены с первого завода на второй. В результате оказалось, что число рабочих на втором заводе, в два раза больше чем, на первом.
Вопросы для обсуждения (Анализируем содержание текста):
-На какую информацию в тексте необходимо обратить внимание? Как будем рассуждать?
- Какой вопрос можно задать?
- Как будете рассуждать при составлении математической модели ситуации?
Тема 9. Решение геометрических задач исследовательского характера (6 часов)
Текст для чтения:
В саду проложена дорожка изображенной на рисунке формы и одинаковой ширины.
- Определите двумя способами, сколько необходимо закупить пленки (в м2) для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке
- Определите, сколько необходимо закупить пленки в погонных метрах, если ширина пленки составляет 2 метра.
- Вычислите стоимость нужной пленки в различных интернет магазинах и определите наиболее выгодный вариант покупки.
- Составьте алгоритм решения подобных задач.
- Составьте памятку для решения подобных задач в виде слайда, презентации, сценария сценки для учеников, параграфа учебника, инструкции для учителя. Отличаются ли данные тексты друг от друга и чем?
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Календарно тематическое планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц. | ||
2 | Работа с информацией, представленной в форме диаграмм столбчатой или круговой. | ||
3 | Работа с информацией, представленной в форме схем | ||
4 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | ||
5 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | ||
6 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | ||
7 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | ||
8 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения задач | ||
9 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения задач | ||
10 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения задач | ||
11 | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство | ||
12 | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство | ||
13 | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство | ||
14 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | ||
15 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | ||
16 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | ||
17 | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур | ||
18 | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур | ||
19 | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур | 34 | 34 |
20 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события | ||
21 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события | ||
22 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события | ||
23 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события | ||
24 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | ||
25 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | ||
26 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | ||
27 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | ||
28 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | ||
29 | Решение геометрических задач исследовательского характера | ||
30 | Решение геометрических задач исследовательского характера | ||
31 | Решение геометрических задач исследовательского характера | ||
32 | Решение геометрических задач исследовательского характера | ||
33 | Решение геометрических задач исследовательского характера | ||
34 | Решение геометрических задач исследовательского характера | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- оf.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.
- hpps://oge.sdamgia.ru/
- ОГЭ-2020. Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен./И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Семенов,П.И. Захаров; под ред.И.В.Ященко.- М.: Издательство «Экзамен»,МЦНМО,2022.)
- С.С. Минаева. Дроби и проценты.5-7 классы. ФГОС/.-М.: Издательство «Экзамен», 2022г.- 125 с.
- Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.-Новокуйбышевск, 2019.
- Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день.6-8 классы: пособие для общеобразовательных организ./ Т.Ф. Сергеева.- М.: Просвещение, 2020.-112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов
Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книга...
Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов.
Задания на формирование функциональной грамотности направлены на развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разных жизненных ситуациях. Эта способность включает в се...
Разработка заданий по функциональной грамотности (для 6-7 класса)
В наши дни под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем ...
«Формирование функциональной грамотности учащихся 5-9 классов средствами ИКТ на уроках биологии и химии»
laquo;Роль естественнонаучной грамотности в оценке образовательных достижений учащихся 5-9 классов»...
Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя
Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев....
Примеры авторских задач по функциональной грамотности по математике.
Авторские задачи по математике по функциональной грамотности....
Программа Функциональная грамотность
Программа Функциональная грамотность...