Рабочая программа кружка по математике 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Рабочая программа кружка по математике 5 класс "Математика для жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematika_dlya_zhizni.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа

Согласован

Заместитель директора по ВР

Тараканова С.А.___________   

______________ 20___  года

Утверждено

             Директор Бянкина Н.А.________

__________ 20___ года

Рабочая программа кружка по математике «Математика для жизни»

Класс – 5

Количество часов – 34

Учитель – Жамкочян Анжела Артуровна

      Программа разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта.

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»

В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.

Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.


Существуют три составляющих математической грамотности:

Умение находить и отбирать информацию

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.

Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач

В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.

Интерпретировать, оценивать и анализировать данные

Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.

Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников).

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.

Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность.

Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе.

Цель изучения курса внеурочной деятельности

Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на развитие способности человека

формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Задачи:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики :

1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.

Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:

Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.

Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. 

Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений

Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.

Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.

Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

Задания, направленные на построение математических суждений.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МОАУ Константиновская СОШ  на изучение курса внеурочной деятельности «Математическа для жизни». Модуль «Основы математической грамотности» в 5 классе отводит 1 час в неделю, всего  34 учебных часа.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные и предметные

уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и применения;

уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;

уметь применять математические знания для решения разного рода проблем

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

формулировать и записывать результаты решения.

Личностные

Уметь:

объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;

создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;

формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема занятия

 Кол-во часов

Дата

Электронные учебно-методические материалы

1

Аккумулятор радиотелефона

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

2

Велосипедисты

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

3

Граффити

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

4

Грибная охота

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

5

Деревянная фантазия

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

6

Зелёный кузнечик

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

7

Земляника

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

8

Карнавал в школе

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

9

Кросс

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

10

Магазин хозяйственных товаров

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

11

Парк

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

12

Смородина

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

13

Сок

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

14

Спорт

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

15

Спорткомплекс

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

16

Урожай салата

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

17

Школьная форма

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

18

Кассовый аппарат

1

http://skiv.instrao.ru 

19

Кожаная мозаика

1

http://skiv.instrao.ru   

20

Выкладывание плитки

1

http://skiv.instrao.ru 

21

Багаж в аэропорту

1

http://skiv.instrao.ru 

22

Взвешивание фруктов

1

http://skiv.instrao.ru 

23

Парусники

1

  https://vk.com/doc331892717_629489770?hash=DZMqQX0foO.. 

24

Площадка для бадминтона

1

  https://vk.com/doc331892717_629489770?hash=DZMqQX0foO.. 

25

Пруд

1

  https://vk.com/doc331892717_629489770?hash=DZMqQX0foO.. 

26

Кубики

1

  https://vk.com/doc331892717_629489770?hash=DZMqQX0foO.. 

27

Круиз по Волге

1

  https://vk.com/doc331892717_629489770?hash=DZMqQX0foO.. 

28

Конструирование

1

  https://vk.com/doc331892717_629489770?hash=DZMqQX0foO.. 

29

Команда лыжников

1

https://vk.com/doc331892717_629490159?hash=H6ZtXznEHc.. 

30

Петергоф

1

https://vk.com/doc331892717_629490159?hash=H6ZtXznEHc.. 

31

Развёртки фигур

1

https://vk.com/doc331892717_629490159?hash=H6ZtXznEHc.. 

32

Опрос пятиклассников

1

https://vk.com/doc331892717_629490159?hash=H6ZtXznEHc.. 

33

Итоговое занятие

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 

34

Итоговое занятие

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по математике для учащихся 8 класса

Программа кружка предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы. Она рассчитана  на 34 часа,В течение года планируется организовать работу по нескольким направлениям: Пров...

Рабочая программа кружка по математике для учащихся 7 класса МКОУ ТСКШИ

Программа кружка по математике способствует:  развитию интереса, расширить кругозор учащихся, повысить степень вовлечённости учащихся в учебно -творческую деятельность...

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской       Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....

Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики"  108 часов (3 часа в неделю)...