Мой педагогический опыт
опыты и эксперименты по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Роза Магометовна Марзабекова

Хочется поделиться своим опытом с коллегами. Все это собиралось годами и имеет свои результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то наполняйте свою голову математикой, пока

есть к тому возможность. Она окажет вам потом

 огромную помощь во всей вашей работе.

 (М.И. Калинин)

Математика – это цепь понятий:

выпадет одно звёнышко и не понятно

 будет дальнейшее.

(Н.К. Крупская)

Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

 (М.В. Ломоносов)

Математик, который не является в известной мере поэтом,

никогда не будет настоящим математиком.

(К. Вейерштрасс)

Мой педагогический опыт.

На мой взгляд, математика воспринимается учениками и их родителями как очень сложный и требующий каких- то особых способностей предмет. А она требует только внимания и усидчивости. У вайнахских детей, по многочисленным исследованиям, есть предрасположенность к математике и языкам. Так что, как говорится, сам Бог велел. Выходит, что основной задачей учителя является снять напряжение и страх перед предметом и показать математику как нечто относительно легкое и понятное в изучении. Для этого я использую различные методы: от объяснения элементарного нестандартным способом, до проведения внеклассных мероприятий и использования соцсетей. Все эти методы направлены на повышение интереса к предмету, снятия барьера и блока: «Я не смогу, у меня не получится»  в голове ученика.

Одним из первых нау-хау была идея записывать видео объяснения нового материала на уроке. К записи привлекались самые шумные ученики,  обычно отвлекавшие всех. И, надо отдать им должное, с ролью оператора они справлялись великолепно: запись была четкой, записано было именно то, что было нужно. Остальные смотрели с интересом, чувствовали себя соучастниками чего-то необычного: «Телефон! Записывает! На уроке! И никто не ругает!» Потом эти видео скидывались в группу what’sApp и ученики спокойно могли пересматривать объяснение при выполнении домашнего задания или подготовке к контрольной или самостоятельной.

C:\Users\patau\Desktop\474d89c362434fbf3c9375c716044e9f.png Можно нестандартно объяснять новую тему. Взять, например, тему 7 класса «Системы уравнений с двумя неизвестными». Тема воспринимается учащимися сложно, особенно, если у учащихся языковой барьер (говорят на русском, но плохо воспринимают) или плохое усвоение темы предыдущих классов «Решение линейных уравнений».  Для снятия барьера можно предложить решить систему в картинках, которые сейчас очень часто пересылаются в соцсетях.

Дети относительно быстро находят какое число соответствует какому фрукту. А потом можно предложить применить эти же методы для решения системы линейных уравнений.

Для того чтобы показать математику с другой стороны, что она не столько сложная, сколько интересная, я, например, провожу математические КВН в немного непривычном формате. Учащимся предлагается собрать сборную команду учеников из любых параллелей, которые, на их взгляд или по мнению учителей, знают математику, разбираются в ней и обладают логикой.  Так же, ученикам предлагается вызвать учителей или работников школы, которые, по мнению детей, плохо знают математику, потому что она не нужна в их специальности. Изначально планировалось, что соберется одна команда учеников против одной команды учителей. Но с каждым годом находится все больше учеников, уверенных в своих силах или желающих доказать, что без математики и логики прожить можно. В этом году у нас собралось уже три команды учеников против команды работников школы.

Материалы для КВН я беру на просторах интернета, что-то из своего личного опыта. Уровень заданий зависит от уровня подготовки обучающихся. Дети заранее знают о конкурсе и имеют возможность подготовиться, выявить сильные стороны каждого игрока. Учителей, обычно, предупреждаем непосредственно перед игрой. Радует то, с каким азартом и энтузиазмом играют дети. Учителя, наоборот, бывают более напряжены и серьезны. Еще бы! На кону их авторитет. Но уже второй год подряд учителя - нематематики выигрывают с разгромным счетом. И идея здесь не в том, чтобы обыграть детей и показать их слабые стороны, а в том, чтобы дети понимали, что математика и логика нужны в любой профессии и не утрачивают свою актуальность после окончания школы.

Подобные мероприятия я проводила уже дважды, и оба раза цель была достигнута: ученики пересматривают свое отношение к предмету, проявляют больший интерес, ответственнее подходят к подготовке к урокам. Ну и, конечно же, готовятся к реваншу, но уже более обстоятельно.

В этом году я вела подготовку к экзаменам в старших классах. Дополнительные уроки проходят седьмыми-восьмыми. В это время ученики становятся рассеянными, уставшими, голодные и плохо воспринимают материал. Чтобы решить эту проблему, мы отделили часть кабинета, сделали зону отдыха для тех, кому необходимо попить чай, перекусить. Технически, эти дети на уроке и слышат материал, который мы обсуждаем. Через 5 минут они присоединяются к работе с новыми силами.

Если ученик во время ответа у доски не может сосредоточиться и прийти к верному решению, я провожу «перезагрузку», т. е. отвлекаю его какими-то вопросами, не связанными с задачей: сделать выбор между мороженым и конфетами, ягодами и фруктами, морем и речкой и т.д.; найти несколько предметов определенного цвета в зоне видимости, повернувшись к доске спиной. В это время ребенок не смотрит на задание, напряжение снимается, задача воспринимается заново, но уже без страха и боязни.

Изучив способности соцсетей и мессенжеров, я пришла к выводу, что статусы в what’sApp можно использовать для повышения интереса к предмету и для объяснения, повторения или закрепления материала. Для этого я ищу на просторах интернета интересные ролики по различным темам или записываю сама и выставляю на статус. И ученики, и родители с удовольствием их смотрят, начинают искать сами, смотреть, выписывать информацию, закреплять темы. Часто на статус я выставляю ссылки на YouTube-каналы, чтобы учащиеся могли посмотреть и послушать объяснение других учителей и выбрать для себя оптимальное. Таким образом этот метод помогает понять детям, что любой гаджет может как убивать время, так и помогать разобраться в чем-то непонятном, служить инструментом для обучения и развития. И это уже приносит свои плоды. Нельзя сказать, что за год использования этого метода мы добились больших результатов. Но ощутимых – да.

Благодаря предыдущим методам, стали накапливаться математические видеоролики, и встал вопрос: «Что с ними делать?» Была идея создать математический телеграмм - канал, но я, почему-то, думала, что таких и так много. Как оказалось, таких нет. Пришлось научиться работать и в этом направлении. Так как на носу были экзамены, то ровно год назад я начала осуществлять эту идею подготовки к базовой и профильной математике. Задания для подготовки брались на сайте https://fipi.ru/ : я делала скриншот страницы и записывала видео с объяснением. Канал создавался стихийно, никакой предварительной подготовки не было: я не училась записывать видео для канала, не приобретала никакой специальной аппаратуры. Возможно, качество съемки оставляет желать лучшего, но цель была достигнута: ученики стали просматривать видео, задавать вопросы, предлагать задания для рассмотрения. После экзаменов, летом я скидывала видеоролики, накопленные за месяцы дистанционного обучения, и те, которые мы записывали с учениками на уроках, загруженные из интернета и соцсетей.

Потихоньку набирается аудитория. Приятно видеть там знакомые номера учеников, а, иногда, и коллег. Получается, что обучая детей я, одновременно, делюсь опытом с учителями.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно подвести итог:

  • можно отходить от общепринятых норм, если это не вредит процессу обучения, а только помогает;
  • соцсети и мессенджеры (как и гаджеты в целом) могут не только отвлекать, но и помогать обучению и развитию интереса к предмету;
  • стоит пойти на авантюру, «столкнуть лбами» детей и учителей, чтобы показать, что изучение и необходимость в предмете не заканчивается школой, а продолжается по жизни;
  • персональный телеграмм-канал – это круто, потому что там именно та аудитория, которая заинтересована в знаниях. И это дает ощущение нужности и значимости, которое порой теряется в рутине каждодневных отчетов и регистраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...