Изучение родного края на уроках математики
методическая разработка по математике (6 класс)

Svetmah67
•2.Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 
•3. Среди новшеств выделяются: вариативность (школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов), функциональная грамотность (способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, т.е. ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.), единство воспитания и обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение родного края на уроках математики

Слайд 2

1. Обновленные требования ФГОС Позиция сравнения Первое поколение ФГОС Второе поколение ФГОС Знание Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают Ученик активно участвует в процессе получения знаний Обучение Система знаний как бы существует в вакууме Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни Учение Односторонняя комуникация учитель → ученик Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу Сотрудничество Единоличное руководство учителя Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Слайд 3

2.Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 3. Среди новшеств выделяются: вариативность (школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов), функциональная грамотность (способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, т.е. ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.), единство воспитания и обучения.

Слайд 4

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным. Блез Паскаль М - мудрость, приобретается с годами. А - активность, в ней сила, здоровье, успех. С - счастье, А . С. Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!" Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе. Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха. Р - результат, мы хотим видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Слайд 5

Математика... Решение задач. Возникает вопрос: что же общего математики с краеведением? Моя личная концепция складывается из развития у учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека, в раскрытии внутренней гармонии математики, рациональном сочетании различных видов деятельности, в дополнении краеведческим материалом. Новизна в моей работе заключается в использовании на уроках математики материалов краеведения для конструирования и решения задач, что обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения. Уже не первый год работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики через краеведение. Именно эту проблему выбрала для выступления, потому что в своей работе увидела недостаточную глубину и осознанность усвоения учащимися программного материала и поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, месте математики в системе наук, роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Это потребовало отказа от сложившейся практики построения школьного математического курса, как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Считаем, что здание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.

Слайд 6

При составлении задач придерживаемся требований: познавательная ценность задачи; доступность школьникам используемого нематематического материала; реальность описываемой в условии задачи ситуации.

Слайд 7

Как повысить интерес учащихся к предмету Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Опыт доступен любому педагогу, заинтересованному в овладении учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности с использованием краеведческого материала родной земли. На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, главная цель необязательное запоминание учащимися дат и событий, помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.

Слайд 8

Задачи Площадь села Нижний Суэтук составляет 10897 га, площадь Ермаковского района 17 652 км 2 . Какой процент составляет село Нижний Суэтук от Ермаковского района? Ответ округлите до сотых. Решение: 10897га=108,97км 2 17652км 2 – 100% 108, 97км 2 – х % Х=108,97*100:17652=0,617≈0,62% Ответ: 0,62%

Слайд 9

В центре села Нижний Суэтук есть памятное место – обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны. Площадка вокруг обелиска имеет форму прямоугольника со сторонами 18 м и 6 м , она обложена квадратными плитками со стороной 55 см. Сколько потребовалось плиток для этой площадки? Решение: 55 см. = 0,55 м. 1). 0,55 * 0,55 = 0,3025 (м 2 ) – площадь плитки 2) 18*6=108 (м 2 ) площадь участка 3)108:0,3025=357,02≈357( шт ) Ответ: 357шт

Слайд 10

Задачи на движение Расстояние между селом Нижний Суэтук и районным центром Ермаковское 10 км. Автомобиль проехал его за 6 мин. С какой скоростью двигался автомобиль? Решение: 6 мин= 0,1 ч 10:0,1=100(км/ч)

Слайд 11

Задание базового уровня ЕГЭ на установление соответствия между величинами КИМ 2020. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ВЕЛИЧИНЫ площадь балкона в жилом доме площадь тарелки площадь озера Ойское площадь одной стороны монеты ЗНАЧЕНИЯ 300 кв. мм 3 кв. м 0,84 кв.км 600 кв. см

Слайд 12

Занимательные задачи «Сидим дома и решаем» Задание 1. Рисовать по координатам эмблему «Сиди дома» (5;3), (4;4), (4;5), (5;6), (4;6,5) (3;7), (3,5;7,5), (3;8), (2,5;7,5), (3;7),(2;6), (2;7), (1,5;8), (0;9), (-1;9,5),(0;11), (-1;12),(-2;12),(-3;11),(-2;9,5),(-3;9),(-4;8), (-4;7),(-3;7),(-2;8) (-2;3),(-5;3),(-5;6),(-5;10),(-7;10), (-6;11),(0;14),(6;11),(7;10),(5;10),(5;3) Задание 2. Рисовать по координатам «Свеча памяти» (6;7) (6;-2) (3;-2) (3;7) (4,5;7) (6;9) (4;14) (4;13) (3;9) (4,5;7) (6;7) В итоге получилось: 9 мая сидим дома и почтим память павшим в Великой Отечественной войне минутой молчания.

Слайд 13

2. На фронт во время Великой Отечественной войны из села Нижний Суэтук ушло 500 человек. Вернулось 133 человека . Какой процент людей вернулся домой? Решение: 1)500чел.-100% 133чел.-х% Х= 133 * 100 : 500 =26,6= 27% Ответ: 27% По переписи населения 1926 год в селе Нижний Суэтук проживало 1208 человек. Численность населения2023 года-871человек. На сколько процентов уменьшилось население? Решение: 1)1208-100% 871-х% Х=871*100:1208=72,102649=72% 2)100%-72%=28% Ответ:28%

Слайд 14

Использование дополнительного познавательного материала а) сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограмм хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 килограмм зерна? Дополнительный познавательный материал к задаче. «А знаете ли вы?» Совы - хищные птицы. Охотятся в ночное время, днем стараются си-деть неподвижно. Видят как днем так и ночью. Сова может поворачивать голову на 180 градусов в горизонтальной и 270 градусов в вертикальной плоскости. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10000 мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которые могли бы уничтожить мыши.

Слайд 15

Заключение Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине". Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС. Активное использование краеведческого материала на уроках математики поможет сделать математику более понятной и близкой ученикам и их родителям, покажет всю красоту и глубину науки, связь её с реальной жизнью.



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС- свод правил). На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

  1. Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно).
  2.   Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, обучаются по новым стандартам.
  3. С 1 сентября 2023 года – 1,2, 5,6, 10 классы

Позиция сравнения

Первое поколение ФГОС

Второе поколение ФГОС

Знание

Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают

Ученик активно участвует в процессе получения знаний

Обучение

Система знаний как бы существует в вакууме

Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни

Учение

Односторонняя комуникация учитель → ученик

Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 

Сотрудничество

Единоличное руководство учителя

Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

3.Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 

4. Среди новшеств выделяются: вариативность (школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов), функциональная грамотность (способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, т.е. ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.), единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Все мы работаем в школе с одной целью: созданий условий для повышения качества образовательного процесса. Поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в нашей работе помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

М - мудрость, приобретается с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, мы хотим видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только нам нужно учить детей, но и постоянно учиться самим, применяя при обучении детей современным инновационным образовательным технологиям.

Для реализации этих технологий на уроках можно использовать краеведческий материал.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. 

         Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.

«Краеведение... Видение своего родного края. Будь то огромный город, посёлок  или маленькое село, у него обязательно есть своя история. Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать путь (если знаешь от чего ты идёшь, можно лучше подумать куда идти).

Математика... Решение задач. Возникает вопрос: что же общего математики с краеведением? На первый взгляд ничего общего, но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. 

Моя личная концепция складывается из развития у учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека, в раскрытии внутренней гармонии математики, рациональном сочетании различных видов деятельности, в дополнении краеведческим материалом.

Новизна в моей работе заключается в использовании на уроках математики материалов краеведения для конструирования и решения задач, что обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения.

Уже не первый год работаю  над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики через краеведение. Именно эту проблему выбрала для выступления,  потому что в своей работе увидела недостаточную глубину и осознанность усвоения учащимися программного материала и поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, месте математики в системе наук,  роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Это потребовало отказа от сложившейся практики построения школьного математического курса, как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Считаем, что здание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.

На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.

Уроки с применением   краеведческого материала проходят увлекательно и интересно, так как работа есть для сильных и для слабых учеников. В основном составляем индивидуальные и дифференцированные задания.

Считаем, что хорошие результаты дает использование метода сравнения вновь предлагаемого материала с ранее изученным, другими предметами, а именно краеведением, прошлым родного края. Чаще всего ребятам предлагаем решить уже составленные задачи о родном крае или же даю информацию на составление задач, в процессе обсуждения у учащихся развивается речь. При составлении задач учениками их учу тому, что содержание задачи должно быть кратким, но понятным всем. Также, что немаловажно  математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу, а отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.

При составлении задач придерживаемся требований:

  • познавательная ценность задачи;
  • доступность школьникам используемого нематематического материала;
  • реальность описываемой в условии задачи ситуации.

Много времени уходит на изучение исторического, краеведческого

материала своего края, необходимого для составления прикладных задач.

Для каждого из нас,  работая в школе важно, что создание условий для повышения качества образовательного процесса должно быть на первом месте. Поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой.

Хороший учитель - это специалист, который сочетает в своей работе личный опыт, опыт других педагогов и современные разработки для школьного образования на государственном уровне.

Мы с вами знаем, что знания в сфере образования постоянно меняются и обновляются Поэтому перед каждым учителем стоит вопрос: «как сделать каждый урок интересным и необычным?», а для этого надо постоянно обучаться, так как   расшевелить учеников на уроке, вовлечь их в практическую деятельность бывает сложно. Если в начальной школе ребята ещё активно поднимают руки, когда учитель задаёт какой-то вопрос, то в средней и старшей школе их энтузиазм заметно уменьшается. Ничего  нет хуже скучного урока, когда время тянется, словно резина. К примеру: открыли учебники, читаем параграф, решаем примеры, пишем упражнения. Конечно, урок – это не шоу, но хочется, чтобы урок был интересным.

Считаю, что нужно придерживаться лозунга академика И.П. Павлова

«Последовательность, последовательность и последовательность!

С самого начала своей работы приучайте себя к строгой последовательности в накоплении знаний».

Главной своей задачей считаем не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться.

 Ученик должен быть действующим лицом, а Учитель – его партнёром в обучении и развитии.

  1. Как повысить интерес учащихся к предмету

 Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я».

        Опыт доступен любому педагогу, заинтересованному в овладении учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности с использованием краеведческого материала родной земли.

      На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, главная цель необязательное запоминание учащимися дат и событий, помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.

  1. Площадь села Нижний Суэтук составляет 10897 га, площадь Ермаковского района 17 652 кмрмаковского района 17 652 км2.  Какой процент составляет село Нижний Суэтук от Ермаковского района? Ответ округлите до сотых.

Решение: 10897га=108,97км2

17652км2 – 100%

108, 97км2 – х %

Х=108,97*100:17652=0,617≈0,62%

Ответ: 0,62%

  1. Решение практико - ориентированных задач ОГЭ

Задача 4.

В центре села Нижний Суэтук есть памятное место – обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны. Площадка вокруг обелиска имеет форму прямоугольника со сторонами  18 м и 6 м , она обложена квадратными плитками со стороной 55 см. Сколько потребовалось плиток для этой площадки? 

Решение:

55 см. = 0,55 м.

1). 0,55 * 0,55 = 0,3025 (м2) – площадь плитки

2) 18*6=108 (м2) площадь участка

3)108:0,3025=357,02≈357(шт)

Ответ: 357шт

Задачи на движение

Расстояние между селом Нижний Суэтук и районным центром Ермаковское 10 км. Автомобиль проехал его за 6 мин. С какой скоростью двигался автомобиль?

Решение: 6 мин= 0,1 ч

10:0,1=100(км/ч)

  1. Задание базового уровня ЕГЭ на установление соответствия между величинами

КИМ 2020. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВЕЛИЧИНЫ

  1. площадь балкона в жилом доме
  2. площадь тарелки
  3. площадь  озера Ойское
  4. площадь одной стороны монеты          

ЗНАЧЕНИЯ

  1. 300 кв. мм
  2. 3 кв. м
  3. 0,84 кв.км
  4. 600 кв. см

Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВЕЛИЧИНЫ

  1. площадь территории Ермаковского  района
  2. высота водонапорной башни
  3. площадь села Нижний Суэтук
  4. высота березы

ЗНАЧЕНИЯ

  1. 108,97 км2
  2.  15 м
  3. 17 652 км2
  4. 25 м

  1. Создание электронного учебника «Село в математических задачах»

.  

Электронный учебник имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционным печатным учебником:

  • за короткое время можно получить доступ к любым данным;
  • можно использовать мультимедиа средств, то есть аудио- и видеофрагменты, анимационные кадры;
  • возможность получать новые знания практически в любое время и в любом месте.

Занимательные задачи «Сидим дома и решаем»

Задание 1.

Рисовать по координатам эмблему «Сиди дома»

(5;3), (4;4), (4;5), (5;6), (4;6,5) (3;7), (3,5;7,5), (3;8), (2,5;7,5), (3;7),(2;6), (2;7), (1,5;8), (0;9),

 (-1;9,5),(0;11), (-1;12),(-2;12),(-3;11),(-2;9,5),(-3;9),(-4;8),

(-4;7),(-3;7),(-2;8)

(-2;3),(-5;3),(-5;6),(-5;10),(-7;10),

(-6;11),(0;14),(6;11),(7;10),(5;10),(5;3)

Задание 2.

Рисовать по координатам

 «Свеча памяти»

(6;7) (6;-2) (3;-2) (3;7) (4,5;7)    

(6;9) (4;14) (4;13) (3;9) (4,5;7) (6;7) 

В итоге получилось: 9 мая сидим дома и почтим память павшим в Великой Отечественной войне минутой молчания.

2. На фронт во время Великой Отечественной войны из  села  Нижний  Суэтук  ушло 500 человек. Вернулось  133 человека . Какой процент людей вернулся                        домой?

Решение:

1)500чел.-100%  

            133чел.-х%

Х= 133 * 100 : 500 =26,6= 27%

Ответ: 27%

  • По переписи населения  1926 год  в селе Нижний Суэтук проживало 1208 человек. Численность населения2023 года-871человек. На сколько процентов уменьшилось население?

Решение:

1)1208-100%

    871-х%

Х=871*100:1208=72,102649=72%

2)100%-72%=28%

Ответ:28%

  • а) сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограмм хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 килограмм зерна?
  • Дополнительный познавательный материал к задаче. «А знаете ли вы?» Совы - хищные птицы. Охотятся в ночное время, днем стараются си-деть неподвижно. Видят как днем так и ночью. Сова может поворачивать голову на 180 градусов в горизонтальной и 270 градусов в вертикальной плоскости. Сова съедает за ночь 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10000 мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которые могли бы уничтожить мыши.

Заключение.

Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер.

Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине".

     Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.

       Активное использование краеведческого материала на уроках математики поможет сделать математику более понятной и близкой ученикам и их родителям, покажет всю красоту и глубину науки, связь её с реальной жизнью.

Список использованной литературы:

  1. Статья «Как самому составлять задачи» http://www.booksshare.net/.
  2. Фридман Л.М. « Как научиться решать задачи», 1989 г.
  3. Колягин Ю.М. Оганесян В.А. « Учись решать задачи», 1980 г.
  4. Пособие «Этнокультурное наследие моей малой Родины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"

Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...

Элективный курс "Изучение родного края"

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, предпрофильбное обучение....

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...

Программа экспериментальной работы "Разработка экологического проекта по изучению родного края"

Данная программа направлена на формирование творческой личности, способной через проектно-исследовательскую деятельность, изучать и познавать природу родного края...

Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.

  Основной смысл краеведческой  деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)

Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)...