Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цели:- выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Настрой на работу. | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание.
Выполняют задания.
(учащиеся отвечают на вопросы учителя). (Все точки находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности). (Радиус) (диаметр) (Диаметр в 2 раза больше радиуса)
| Активизирует знания учащихся.
Название нашей темы урока состоит из двух частей. Отгадайте загадку и вы узнаете одну часть темы. (слайд 2) Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется окружность. (слайд 3) - А выполнив следующее задание вы узнаете какую величину мы будем находить у окружности.(слайд 4) Из предложенных вариантов выберете правильный ответ, каждому числу поставлена в соответствии буква, из букв вы составите слово. Вычислите: | 5+0,6 | К 0,9 | Д 5,6 | 2,6:0,4 | Л 6,5 | Р 6,05 | 7,2-9 | В 6,3 | И - 1,8 | Округлите: 3,1415926 | До единиц | О 3,1 | Н 3 | До десятых | Е 3,15 | А 3,1 |
( на экране появляются правильные ответы) Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Окружность. Длина окружности.» (слайд 5) Сегодня мы должны: (цели урока) - Повторить основные понятия темы «Окружность».
- Вывести формулу для вычисления длины окружности.
- Учиться применять эту формулу при решении задач.
- (слайд 6)
Давайте вспомним, что мы уже знаем про окружность. (слайды 7-10) 1.Начертите с помощью циркуля окружность. -Центр окружности обозначим точкой О. - Дайте определение окружности. -Выберите любую точку на окружности. Обозначим ее А. -Как называется отрезок ОА? Постройте еще одну окружность. -Проведите отрезок, проходящий через центр окружности. Как он называется? - Чему равен диаметр окружности? Диаметр в переводе с греческого слова означает «поперечник». - Какая фигура называется окружностью? Как называется точка О? - Что такое радиус? Как обозначается радиус? - Дайте определение диаметра. Как обозначается? - Как связаны радиус и диаметр окружности?
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
3.Этап выявления места и причины затруднения. Цели:-. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | проанализировали и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
(учащиеся отвечают на вопросы учителя) | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает
Создание проблемной ситуации. Учитель: - Нам необходимо найти способ нахождения длины окружности. - Какие единицы измерения длины мы используем. - Какой инструмент мы используем для измерения длины отрезка? - А можно ли линейкой измерить длину окружности?
| Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные – формулирование проблемы.
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель:- постановка целей учебной деятельности. | в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться).
( дети предлагают варианты ответов) (выполняют работу, делают необходимые вычисления и записи) | Консультирует, проверяет согласовывает.
Давайте подумаем, как можно измерять длину окружности? - Давайте выполним с вами следующую практическую работу. Работать вы будете в парах. На парте находятся модели окружности, вы берете модель, обвязываете её ниткой, распрямляете и измеряете длину нитки (т.е. измерьте длину окружности.) (Ввести обозначение длины окружности) (слайд 11-13) Затем вносите результат в таблицу в столбик длина окружности, затем линейкой измеряете диаметр и вносите значение в таблицу. А в последнюю колонку запишите во сколько раз длина окружности больше диаметра и сделайте вывод.(слайд 14)
| Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные :планирование учебной деятельности |
5.Этап реализации построенного проекта. Цель: -построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Формулирование вывода.
Вывод формул, запись их в тетрадь.
|
Что у вас получилось? (записать результаты на доске. Все они примерно одинаковы: С/d≈3,14.) Число, которое мы получили, обозначается π . π ≈ 3,1415926… Историческая справка. ( о числе пи) (слайд 15-17)
(слайд 18) | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Физкультминутка |
| (слайд 19) |
|
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цели:- усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | решили несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д | Организовывает решение типовых заданий(фронтально, в группах, в парах)
№649 (а,б), 650 (а,б)
| Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познават-е: Логические |
8.Этап включения в систему знаний и повторения; Цели:- повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
| Фиксируют границы нового знания, выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
| Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; организовать тренировку ранее сформированных умений, А сейчас я приглашаю вас в цирк. Как вы думаете почему в цирк, какая связь с нашей темой урока? (слайд 20-21) - Внимание аттракцион: «Бегемот на велосипеде» - Бегемот совершает один круг по арене за 3 минуты, если едет со скоростью 13,5м/мин. Каков диаметр арены?
| Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
|
9.Этап самостоятельной работы Цели:- выявление качества и уровня усвоения знаний, нового способа действия и исполнительская рефлексия (индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
| Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выявить причины ошибок и их исправление | организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; Тест первичного закрепления. (слайд 22-23) | Регулятивные контроль, оценка Познават-е:формулирование проблемы
|
10.Итог урока и домашнее задание. Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
| Ответы детей | А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы: (слайд 24) - Повторили…
- Узнали…
- Закрепили…
№649(в,г), 650 (в,г) (слайд 25) (слайд 26)
| Регулятивные: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
|
11. Рефлексия учебной деятельности. Цели:- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) - Что понравилось на уроке? - Что удалось? - Понадобятся знания по данной теме в жизни? (слайд 27) (слайд 28) Наш урок закончен. Спасибо за урок.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |