Устный счет на уроках математики с детьми с ОВЗ
статья по математике

Николаева Татьяна Андреевна

Устный счет - это одна из форм организации  обучения математики. Систематическое их включение в урок способствует формированию прочных вычислительных навыков, что впоследствии повышает самооценку каждого ребенка,  пробуждает у учащихся стремление к совершенствованию вычислительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolaevvm_i_nikolaevata.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ СЧЕТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Т.А.Николаева, В.М.Николаев

БОУ «Саланчикская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии, п.Саланчик Чувашской Республики

В задачи учителя математики специальных школ  входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление   умственной инертности их мышления. Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала пошел в нужном русле. Если хорошо проведен устный счет, который обычно проводится в начале урока, то с известной долей уверенности можно ждать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны.

Устный счет- это одна из форм организации обучения математики, цель которой – закрепить математические понятия, действия с числами, свойства действий. Учащиеся с ОВЗ  плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы такого школьника ждет работа на заводе, в сельском хозяйстве, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое образовательное значение устной работы на уроках математики.

Задания по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой для обучающихся с ОВЗ, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика. При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход, так как один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.  

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок.  Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

Задания для устного счета предлагают детям так, чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо комбинированно.  В первом случае упражнения записывают на доске или оформляют на плакате, компьютере. Учащиеся зрительно воспринимают задание. Запись задания на доске облегчает вычисление (не надо запоминать числа). В отдельных случаях  предлагаются задания для зрительного и слухового восприятия; кроме того, что упражнение читается учителем или учащимся, оно записывается на доске или в тетрадях. Задания для восприятия на слух  зачитывает учитель. Здесь большая нагрузка приходится на память, поэтому дети быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

Проводя устный счёт на уроке математики, стремимся оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность детей.  С этой целью используем в своей практике различный занимательный материал. Все дети, даже с нарушением интеллекта, с удовольствием помогают «любимым героям» решить задачу, выражение, разгадать ребус, головоломку.

Устный счет всегда проводится так, чтобы ребята начинали «умственную гимнастику»  с легкого, а  затем брались за вычисления  более трудные. Если сразу обрушить на ребят сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

На наших уроках математики  для детей с ОВЗ распространены следующие виды устного счета.

1) Решение примеров в одно действие: на знание таблицы умножения; на часто встречающиеся числа: 100 *8, 25*2,  10*3, 25*3, 200:2.; на перевод чисел из одной единицы в другую (4м= ? см)  и др.

2) Разминка. Разминка проводится при помощи фронтальной работы, которая вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.

3) Математический диктант. При использовании этого приема дети по заданию учителя выполняют устно какое-либо действие, а в тетрадь записывают только ответ.   И что очень важно: результаты работы учитель и ученики видят сразу же, а это в свою очередь позволяет ученикам увидеть пробелы в своих знаниях, а учителю скорректировать по необходимости ход урока. Если при разминки работает весь класс целиком, то при диктанте каждый ученик работает индивидуально. Также можно использовать работу в парах для проверки диктанта.

4) Тест. В тесте приводится список устных  примеров и   несколько вариантов ответов. Тест в отличии от диктанта может проводиться с использованием карточек, что позволит избежать списывание при выборе ответа, но тогда необходимо использование нескольких вариантов.

5) Решение сложных примеров в форме беглого счета. Такие  упражнения называются «Математические цепочки» или «Круговые примеры».

6) Задания на коррекцию памяти и внимания.

7) Сформулируй по-другому: «Один ученик заработал 15 тысяч рублей, и это в два раза меньше, чем второй. Значит второй ученик заработал в два раза …»

8) Зрительные диктанты.  Показываю на карточках (интерактивной панели) выражения,  а учащиеся записывают ответы.

9) Деформированные примеры, в которых один из компонентов восстанавливается по результату и другому компоненту:  ?+7=24  и др.

10) Дидактические игры: «Лучший счетчик», «Кто быстрее?» и др.

11) Устные упражнения из цифровых образовательных платформ: Учи.ру, Яндекс-учебник, Новый диск, МЭО и др.

Предложенные нами виды устных упражнений оказались эффективными. Систематическое включение их в урок способствует формированию прочных вычислительных навыков, что впоследствии повышает самооценку каждого ребенка, пробуждает у учащихся стремление совершенствовать способы вычислений. А это –  важнейшее условие сознательного усвоения учебного материала.

Литература.

  1. Бурлыга А.Я. Интересные приемы устного счета. //Начальная школа. 1995г. №5;
  2. Тусуниди Г.Р. Активизация мыслительной деятельности при проведении устного счета на уроках математики. http://festival.1september.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет на уроках математики в 5-6 классах

Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....

Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Организация устного счета на уроках математики в 5-7 классах

Разрабртка системы устного счета и диагоностика результатов....

Устный счет на уроках математики

Методика устных вычислений на уроках математики...

Формирование и развитие вычислительных навыков через упражнения устного счета на уроках математики

Овладение приемами и навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, способствуют усвоению многи...