Развитие функциональной грамотности на уроках математики
план-конспект урока по математике (7 класс)

Пример урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_fg.docx583.34 КБ
Файл obuchayushchie_zadaniya_dlya_detey_gotovyy.docx393.79 КБ

Предварительный просмотр:

        ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

(открытый урок в 7 м классе, учитель Фролова Елена Юрьевна)

Тип урока

урок рефлексии

Цели деятельности педагога

Создание условий для развития у учащихся умения применять в жизни математические знания, полученные в школе

Используемая технология:

технология системно – деятельностного подхода.

Образовательные источники
и ресурсы

Интернет-ресурсы

Методы и формы обучения

Беседа,  индивидуальная, фронтальная, парная, взаимопроверка, самопроверка

Основные понятия

Скорость, время, расстояние, стоимость

Планируемые результаты

Предметные знания и умения

Метапредметные УУД

Личностные УУД

уметь решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

 - уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями;

- уметь анализировать задачу;

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

 – уметь слушать и слышать, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Организационная структура урока

Этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Организа-ционный момент

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

Проверяет готовность класса. Приветствует детей.

И

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний и фиксация затруднения
в деятельности

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний
и умений

Создает проблемную ситуацию

Организует работу по определению темы урока

И

Отгадывают ребус.

Отвечают на вопросы,

Формулируют определение понятия функциональной грамотности

Формулируют тему урока

– Отгадайте ребус

Выявление места и причины затруднения

Организация работы с текстом

Организация анализа обучающимися возникшей ситуации и, на этой основе этого,  выявление места и причины затруднения

Организует работу по намеченному маршруту. Наблюдает, помогает, корректирует

Ф

Отвечают на вопрос.

Ищут трудные моменты, учатся работать с текстом: выделять главное, находить нужную информацию, ставить вопросы к тексту

Работа с текстом , с дополнительной информацией

Первичное закрепление во внешней речи

Проговаривание нового знания

Предлагает вернуться к заданиям, которые были предложены в начале урока

Предлагает найти использование сложение в других школьных предметах

Ф

Задают вопросы.

Отвечают на вопросы

От каждой пары 1 или 2 вопроса

– Возвращаемся к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока. Что нужно сделать, чтобы выполнить сложение многозначных чисел?

Почему сложение в столбик является удобным и эффективным?

Решение задач с самопроверкой по эталону

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Организует самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой по эталону.

Для эталона вызываются к доске ученики, которые выполняют задание на откидной доске. После проверки учителем (или учеником) доска открывается для самопроверки

И-П

Самостоятельно выполняют предложенные задания.

Выполняют самопроверку по предложенному эталону

Решают задачи на доске и в тетрадях

Выполните сложение данных многозначных чисел в столбик.

Выполните задания по вариантам.

№167 (1 вариант 1,3,5; 2 вариант – 2,4,6)

Решите задачи№169,173

Подведение
итогов

Анализ и оценка успешности выполнения задач урока

Организует подведение итогов работы

Ф

Отвечают на вопрос.

Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных учащихся

– Как в равенстве а + b = с называют число а? Число b? Число с? Выражение а + b?

– Почему сложение в столбик является удобным и эффективным?

Рефлексия

Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку

Организует работу учащихся

И

Выполняют задание устно

Закончить предложение



Предварительный просмотр:

  1. ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ

    Фирма «Еду сам» предлагает своим клиентам удобные и гибкие тарифы краткосрочной аренды автомобилей. Базовый тариф является поминутным.

    Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей, но может быть и больше.

    Цена формируется на основании оценки дорожной ситуации, а также уровня спроса на транспортные средства на текущий момент.

  1. Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей. Сколько придется заплатить за аренду машины на 12,5 минут при условии округления длительности поездки в большую сторону?

Знаете ли Вы?

  1. Сколько времени необходимо потратить Сергею, чтобы проехать расстояние в 8,4 км со средней скоростью 56 км/ч? Выразите время в минутах.

  1. Сергей хочет воспользоваться базовым тарифом 5 рублей за минуту в пути. Сколько рублей он заплатит за поездку, которая длится 12 минут?

    Приложение фирмы «Еду сам» предлагает Александру условия аренды машины, указанные в таблице.

Базовый тариф

В пути

8,5 руб/мин

Ожидание

3 руб/ мин

Пользуясь данными таблицы, ответьте на вопросы

  1. Сколько стоит:

А. 10 минут в пути;

Б. 10 минут ожидания.

  1. Что дороже: одна минута в пути или одна минута ожидания? Во сколько раз примерно (округлите ответ до целого)?

  1. Александр был 10 минут в пути и 3 минуты провел в машине, ожидая друга. Сколько рублей потратил Александр?
  2. Какие выражения описывают решение задачи?

Александр взял в аренду машину для поездки в магазин. Путь от дома до магазина занял 25 минут, а обратно – 27 минут. В магазине Александр находился 12 минут. Сколько рублей потратил Александр на эту поездку?

Отметьте свой ответ.

  • (25+27+12)*8,5
  • (25+27+12)*3
  • 25*8,5+27*8,5+12*3
  • (25+27)*8,5+12*3.
  1. Александр взял в аренду машину для поездки в магазин. Путь от дома до магазина занял 17 минут, а обратно – 19 минут. В магазине Александр находился 28 минут. Подумайте, хватит ли ему 500 рублей, чтобы заплатить за аренду автомобиля?

Верно или неверно?

  1. Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей. В таблице даны три утверждения. Поставьте знак «ꓦ» в соответствующих ячейках.

Утверждения

Верно

Неверно

 За 100 рублей можно арендовать машину за 20 минут

За 100 рублей можно проехать не более 15 км, если ехать со средней скоростью 60 км/ч

Выгоднее заплатить за поездку на такси 300 рублей, чем арендовать машину на час

Пример и контрпример

  1. Приведите пример условий аренды автомобиля, при которых 10 минут в пути и 5 минут  ожидания будут стоить 115 рублей.

Базовый тариф

В пути

________________руб/мин

Ожидание

________________руб/мин

  1. Утверждение «Чем больше скорость объекта, тем дольше он находится в пути»

Контрпример

Разные решения

  1. Александр планирует отвезти продукты родителям, потратив на визит 3-5 минут. Путь до дома родителей и обратно занимает в среднем 40 минут. Александр может взять в аренду машину фирмы «Еду сам» или воспользоваться услугами такси.  

Приложение фирмы «Еду сам» предлагает условия аренды, которые показаны на картинке.

    Александр знает, что услуги такси в такой поездке (туда и обратно) обойдутся ему в 380 рублей. Выберите тот способ передвижения, который выгоднее.

Ниже приведены решения учеников, укажите,  верны ли они.

Решение 1. Александру надо доехать и туда и обратно. Дорога туда и обратно займет 40 минут, следовательно, будет стоить 40*7,5 =300 р. Это куда дешевле, чем на такси за 380 рублей.

Ответ: нет, такси невыгодно.

Решение 2. 40*7,5+3*2,7=308,1 (руб)

40*7,5+5*2,7=313,5 (руб).

    Дорога туда и обратно на арендованном автомобиле будет стоить от 308,1 до 313,5 рубля в зависимости от времени ожидания, что гораздо меньше, чем на такси за 380 рублей.

Ответ: нет, такси невыгодно.

    Чем отличаются эти решения?

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    Фирма «Еду сам» предлагает своим клиентам удобные и гибкие тарифы краткосрочной аренды автомобилей. Базовый тариф является поминутным. Цена одной минуты использования автомобиля составляет 8 рублей, но может быть и больше.  Цена формируется на основании оценки дорожной ситуации, а также уровня спроса на транспортные средства на текущий момент.

  1. Иван хочет воспользоваться услугами фирмы, чтобы доехать до поликлиники, которая находится на расстоянии 10,5 км от его дома. Ему был предложен базовый тариф по цене 8 рублей за минуту в пути. Сколько рублей он потратит на поездку, если будет передвигаться со средней скоростью 70 км/ч?

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дмитрий планирует отвезти продукты родителям, потратив на визит 7-10 минут. Путь до дома родителей и обратно занимает в среднем 30  минут. Дмитрий может взять в аренду машину фирмы «Еду сам» или воспользоваться услугами такси.

Приложение фирмы «Еду сам» предлагает условия аренды, которые показаны на картинке.

 Дмитрий знает, что услуги такси в такой поездке (туда и обратно) обойдутся ему в 300 рублей. Выберите тот способ передвижения, который выгоднее.

А. Взять в аренду машину

Б. воспользоваться услугами такси

Решение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОСТАВЬТЕ СВОИ ЗАДАНИЯ

    Фирма «Еду сам» предлагает своим клиентам удобные и гибкие тарифы краткосрочной аренды автомобилей. Базовый тариф является поминутным. Цена одной минуты использования автомобиля составляет 5 рублей, но может быть и больше. Цена формируется на основании оценки дорожной ситуации, а также уровня спроса на транспортные средства на текущий момент.

Задайте самостоятельно «Базовый тариф».

Базовый тариф

В пути

________ руб/мин

Ожидание

_________руб/ мин

Продолжите составление задач на расчет стоимости поездки и решите их.

Ваша задача: 1) Алексей хочет воспользоваться услугами фирмы, чтобы доехать до_________________, которая находится на расстоянии ____ км от его дома. Ему был предложен базовый тариф по цене ___ рублей за минуту в пути.  Сколько рублей он потратит на поездку, если будет передвигаться со средней скоростью ____ км/ч?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С какой средней скоростью должен ехать Алексей обратно, если он планирует заплатить за обратный путь ___________рублей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...

"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"

Развитие  функциональной грамотности  с  применением  группового  метода...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

В статье предлагаются идеи создания мини-проектов для работы в группах по ФГ на уроках математики...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

В презенттации представлен краткий материал по теме "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"...