«В подводном царстве»
методическая разработка по математике (6 класс)

Занятие содержит  текстовые задачи для обучающихся 6 класса, которые были составлены обучающимся 11 класс по тематике « В подводном царстве», каждая задача сопровождается наглядным материалом (представителем подводного мира); тренирует основные вычислительные навыки, учит учащихся взаимодействовать друг с другом. Данное занятие  научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС ООО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных и познавательных навыков у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_podvodnom_tsarstve.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Умение решать текстовые задачи- показатель математической и читательской грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильная организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать план (схему) решения.

«В подводном царстве», решение текстовых задач (6 класс)

Описание работы: занятие содержит  текстовые задачи для обучающихся 6 класса, которые были составлены обучающимся 11 класс по тематике « В подводном царстве», каждая задача сопровождается наглядным материалом (представителем подводного мира); тренирует основные вычислительные навыки, учит учащихся взаимодействовать друг с другом. Данное занятие  научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС ООО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных и познавательных навыков у школьников.

Тип занятия: комбинированный.

Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.

Образовательная цель: закрепить навыки решения основных типов текстовых задач.

Развивающая цель: развивать речь детей, мышление.

Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Формирование УУД:

Личностные УУД: 

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
  • формирование  мотивации к обучению и познанию
  • формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • Регулятивные УУД:
    целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации
  • структурирование знаний
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • смысловое чтение;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • анализ
  • построение логической цепи рассуждений
  • выдвижение гипотез и их обоснование
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов
  • управление поведением партнера
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Ход занятия

Учитель предлагает учащимся разбиться на команды и посоревноваться, чья команда решит больше задач. Каждой команде предлагается выбрать название и капитана, который оформляет ответ на листе и сдает члену жюри. Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги.

Этап актуализации знаний и осуществление первого пробного действия

Разбор одной из задач.

Далее  командам раздаются задачи с наглядным материалом.

Давайте поделимся на 2 команды. Придумайте название и выберите капитана. Готовы?

Приветствие команд.

Теперь мы приступим к настоящим испытаниям.

Этап самостоятельной работы команд.

Сом — одна из крупнейших пресноводных рыб России. Сомы могут вырастать до гигантских размеров — история знает случаи вылова   4-метровых особей весом в 200-300 килограммов. Сейчас сом весом больше 100 килограммов — редкость, но в странах Южной Европы(Италия, Испания, Франция) такие сомы встречаются нередко. В нашей стране сом обитает в водоёмах средней полосы, выбирая крупные реки и их самые полноводные притоки, в Сибири и на Дальнем Востоке водятся похожие, но несколько меньшие по размерам амурские сомы, а также крупные сомы Солдатова. Питаются сомы разными небольшими речными обитателями — рыбками, крупными улитками, раками, лягушками, но при случае могут схватить утку или грызуна, переплывающего реку. Ловят сома на живца или на крупных червей, однако чтобы его выловить, нужно проявить терпения и иметь прочные снасти.

1)Обитают ли в сомы в водоёмах Франции?

2)Первый рыбак поймал сома весом 52 килограмма, второй — сома на 23 килограмма больше, чем у первого, сколько весит сом, пойманный первым рыбаком?

3)Может ли сом съесть лягушку?

Боция-клоун — яркая тропическая рыбка семейства вьюновых. Обитает в Юго-восточной Азии. Как и другие вьюновые, обладает острым шипом под глазами, которым эта рыбка способна громко щёлкать. Другой особенностью этой рыбы является то, что боция-клоун, помимо жаберного дыхания, может дышать атмосферным воздухом, который она захватывает с поверхности водоёма. Средняя боция имеет длину около 20 см, вес тела её редко достигает отметки в 100 грамм. Боций-клоунов часто содержат в аквариумах, питаются они как в природе, так и в неволе мелкими частичками, скапливающимися на дне между песчинками, а также червями.

1)Есть ли у боции-клоуна жабры?

2)Где расположен шип у боции-клоуна?

3)У этой яркой рыбки 5 жёлтых полос, между которых расположены 3 чёрные полоски, в виде какой дроби можно представить отношение количества чёрных полос к количеству жёлтых?

Уклейка — мелкая рыбка из семейства карповых. Является одной из самых распространённых рыб в средней полосе России. Это очень мелкая рыбка, крупными для этого вида рыб являются экземпляры больше 20 см в длину и весом больше 100 грамм. Уклейки питаются насекомыми, случайно попадающими на поверхность воды. Ловить уклейку не трудно, но она не отличается хорошим вкусом, очень мелкая и имеет большое количество острых тонких костей. Иногда из уклейки делаю фарш для котлет. Из мелкой уклейки получается хорошая наживка для ловли щуки.

1)В двух одинаковых аквариумах живут 2 одинаковые уклейки: одна съела 5 данных ей мух, другой дали в 4 раза больше, но она съела лишь половину этого количества. Сколько всего мух съели две рыбки?

2)Можно ли назвать 10 граммовую уклейку большой?

3)Можно ли использовать уклейку в качестве живца для ловли щуки?

Бестер — крупная рыба, получаемая при скрещивании двух видов осетровых — белуги и стерляди.  На теле у бестера пять рядов кожных выростов — 1 ряд на спине, 2 по бокам и два ряда на брюхе. Как и у других донных рыб, у бестера около ротового отверстия расположен пучок усиков. Отличается крупными размерами — может дорастать до полутора метров и весить больше 40 кг. Питается крупными моллюсками, ракообразными, личинками водных насекомых. Бестера разводят искусственно, в природе он не встречается, выпуск молоди бестера в естественные водоёмы категорически запрещён. Из этой ценной рыбы можно приговорить различное вкусные блюда, от него, как от и других осетровых рыб, получают чёрную икру.

1) Какую длину может иметь взрослый экземпляр бестера?

2) Во сколько раз увеличилась масса тела бестера, если  во время первого замера он весил 100 грамм, а во время второго — 3,5 килограмма?

3) Можно ли выпустить мальков бестера в реку Волгу?

Сазан — озёрно-речная рыба семейства карповых. Сазана иногда выращивают в рыбоводческих хозяйствах, хотя для этого больше подводит его одомашненная форма — карп. Карп и сазан нередко достигают веса в  5 - 10 килограмм, но настоящим трофеем можно считать метровую рыбину весов в 30 килограммов. Карп, как и его  дикая форма - сазан, питается различными донными организмами, находя их при помощи мясистых губ и усиков, хотя крупные сазаны и карпы могут поедать и головастиков, и икру и мальков рыб. Карпа и сазана можно поймать на удочку, используя червей или кукурузу в качестве насадки, но эта рыба может перерезать леску при помощи зазубренных шипов на анальном и спинном плавниках.

1) Есть ли у карпа и сазана усы?

2) Можно ли сказать, что 6-килограммовый карп является редкостью?

3) Чем сазан и карп могут отрезать леску при поимки их на удочку?

Окунь — мелкая рыба с колючими плавниками. Обитает во многих реках и озёрах, в больших количествах встречается по всему среднему течению реки Угра. Полоски на теле помогают маскироваться этому очень прожорливому хищнику. Самые крупные окуни могут весить больше 2 килограммов, но куда чаще встречаются экземпляры длиной  в 10-15 сантиметров при весе в сто грамм. Ещё во времена великого русского ихтиолога Л.П. Сабанеева, жившего в 19 веке, заметили, что окуни являются одними из самых распространённых рыб средней полосы России, и до сих пор их численность велика, хотя и сократилась. Окунь питается преимущественно мальками и червями, но иногда может поедать и другой корм, но на неподвижные объекты почти не реагирует. Эта рыба имеет очень большое количество мелких и острых костей, трудно выбираемых при приготовлении этой рыбы. Из-за этого, а также из-за мелкого размера, его ловят лишь любители рыбалки, промышленно не добывается.

1) Можно ли поймать окуня на червя?

2) Живут ли окуни в реке Угра?

3) Велика ли была численность окуней 150 лет назад?

Хариус — вид ценных рыб из семейства лососевых, родственник широко известной красной рыбы — форели. Обитает чистых пресных водоёмах — во многих реках Севера России, в реке Лене, в Енисее, в озере Байкал. Разные виды хариусов окрашены по-разному, но у всех у них есть похожий на парус спинной плавник. Этот «парус» отличает его от форелей и других лососей. Обычная длина хариуса — 30 см, вес — 300 грамм. Хариус может быть пойман на удочку, но для этого нужно иметь очень чувствительную снасть и действовать крайне осторожно, ведь эта хорошо видящая происходящее на берегу и боящаяся каждого движения рыба отличается быстротой реакции на внешние раздражители.

1) Можно ли считать 500 граммового хариуса относительно крупным?

2) Высота спинного плавника хариуса примерно равна толщине тела, чему будет равно частное этих двух единиц?

3)Есть ли в озере Байкал лососевые рыбы?

Рефлексия

Учитель: Пока  подсчитываются результаты, давайте обсудим турнир

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Какое задание было самым легким?

Какое сложным?

Что нового вы узнали ?

После подсчета баллов проводится награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "В гостях у жителей подводного царства"

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (пальцевой и пластилиновой живописи)  для детей младшего школьного возраста с ограниченными умств...

Тема урока: «В сказочном подводном царстве».

Бинарный урок по теме: «В сказочном подводном царстве» (ИЗО + технология) Новикова Лидия Алексеевна Хитрова Светлана Павловна...

Занятия: «Путешествие в подводное царство»

Цель занятия:  развитие творческого мышления участников группы; формирование групповой сплочённости в детском коллективе; создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения у  ...

Конспект урока по ИЗО "В сказочном подводном царстве"

Конспект урока по ИЗО "В сказочном подводном царстве"...

Новогоднее приключение в подводном царстве

Конспект музыкального развлечения для детей старшей и подготовительной к школе группы....

Конспект урока по программе Алеева для 4 класса "В подводном царстве с применением сетевых технологий"

Подтвердить с помощью исследования предположение о том, что опера самый значительный жанр вокального искусства. Доказать в процессе прослушивания музыкальных фрагментов и их анализа, что реакция...

Презентация к уроку музыки в 4 классе "В подводном царстве"

Показать возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополн...