Тема «Из опыта подготовки ГИА по математике в форме ОГЭ с целью повышения качества знаний»
статья по математике (9 класс)

Гришанова Елена Сергеевна

Опыт работы по подготовке к ОГЭ по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx218.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Акбулакская СОШ № 2»

Тема «Из опыта подготовки ГИА по математике в форме ОГЭ с целью повышения качества знаний»

Гришанова Елена Сергеевна,

учитель математики

2022 год

Слайд № 2 «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь»

 Конфуций

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих обучающихся. Подготовка к  выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько  мы грамотно построим его, зависит наш результат.

 Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и  взаимосвязанных направлений работы (Приложения 2).  Поэтому для подготовки к ОГЭ в нашей школе  сложилась определенная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации, учитывающая все аспекты этой работы.

Для успешной сдачи основного государственного экзамена обучающимся 9 классов необходима мотивация. Зачастую ребята не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много учеников со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классе бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают консультации. И эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи основного государственного экзамена.

Все это побудило меня разработать свою единую систему подготовки к ОГЭ по математике для обучающихся, направленную на повышение качества знаний обучающихся, развития их способностей посредством новых информационных технологий.

Слайд № 3 Но для начала необходимо выявить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к экзамену по математике, хотя решения некоторых их них просты:

 1)  Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ, ОГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки.  Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются;

2) непредсказуемость содержания заданий;

3) насыщенность программы по математике новым материалом в 9, 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, так что готовимся к экзамену в большом объеме приходится во внеурочное время, что приводит к перегрузке обучающихся;

4) демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством образования и науки для тренировки обучающихся, имеют расхождения с реальными вариантами ЕГЭ, ОГЭ.

Но решение только тестов - это самая большая ошибка. Учитель математики должен обращать внимание на тесты, но это не заменит твердых базовых знаний по предмету. Натаскивание на тесты, это тренировки вашей интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, которые имеют хорошие базовые знания, обязательно удачно сдадут экзамен, что подтверждает мой опыт подготовки к экзаменам.

Слайд № 4   В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ:

Первый принцип - тематический. Разумно строить подготовку, соблюдая правило - от простых заданий до заданий раздела С. Развитие логического мышления обучающихся с помощью различных типов задач с нарастающей сложностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип - это логично. В шутливой манере он говорит: "нормальные герои всегда идут в обход". Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные "хитрости" и "правдоподобные рассуждения" для ответа наиболее простым и понятным способом.

Третий принцип - обучение. Переход к комплексным тестам разумен, начиная со 2-го полугодия, когда у обучающегося накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении к задачам любой сложности.

Четвертый принцип - это индивидуальный. Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности самодиагностики дает положительный результат.

Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует жесткое ограничение по времени. Занятия по подготовке к сдаче теста необходимо попробовать запустить в ускоренном режиме с сильным упором на управление временем. Этот режим очень труден на первых парах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ОГЭ намного спокойнее и более собранными.

Шестой принцип - контроль. Непрерывный мониторинг, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся - залог успешной сдачи экзамена. Пользуюсь девизом «Решил. Проверь. Найди ошибку.»

Исходя из данных принципов и строю подготовку обучающихся к ОГЭ считая необходимым:

  • систематически отрабатывать вычислительные навыки;
  • развивать у обучающихся навыки самоконтроля;
  • развивать умения проверять ответ на правдоподобие;
  • отрабатывать умение проводить доказательные рассуждения при решении задач;
  • развивать умения находить свои ошибки и искать ошибки в решениях своих одноклассниках.

Слайд № 5 Система подготовки к успешной сдаче ОГЭ, на мой взгляд, должна включать в себя:

1.         Развитие устных вычислительных навыков учащихся

Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить обучающихся выполнять некоторые преобразования устно. Кроме того, совершенно не обязательно, в рамках выполнения тестовой первой части, подробного описания решения заданий. При решении некоторых геометрических задач, также возможно, на мой взгляд, не полное решение, а описание хода решения задания с пояснениями. Таким образом, можно отработать большее количество заданий разного типа.

 Для достижения беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения отводить 5-7 минут для проведения устных упражнений, предусмотренных программой каждого класса.

2.        Работа с родителями          

Для родителей девятиклассников в сентябре проводилось родительское собрание, на котором родители получили информацию об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе, о структуре экзамена, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.

На каждом родительском собрании до родителей доводятся текущие результаты подготовки к экзамену по каждому ученику. Результаты представляются в сводной сравнительной таблице с указанием даты, количества заданий, количество выполненных заданий по каждому модулю, критериев и отметок. Родительские собрания проводим 1 раза в четверть. Со многими родителями совместно с детьми приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке. Разработаны специальные рекомендации для родителей. (Приложение 1)

3. Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.

В нашей школе обучалось 35 учеников. Для работы по подготовке к ОГЭ всех обучающихся мысленно разделила на 2 группы, и перед каждой поставил свои задачи.

1 группа обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

2 группа обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями из 2 части

Это позволяет более эффективно проводить индивидуальную работу с обучающими по ликвидации пробелов в их знаниях. Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ОГЭ.

Первая группа. Отрабатываем  базовые математические навыки. И стараюсь вселить уверенность в них, что нижний рубеж им по силам.

Вторая группа. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами в которых ученик более успешен, отработать темы, дающие возможность решения наиболее сложных заданий из второй части.  Обучающиеся второй группы играют роль «консультантов».      

4.        Составление справочников

Составление справочников для подготовки к экзамену  можно начинать с конца 7-го класса. Это может быть общая тетрадь (формат А4), в которую обучающиеся заносят необходимый теоретический и практический материал, выделяя темы и разделы. К концу седьмого класса уже изучен некоторый алгебраический и геометрический материал, который выносится на экзамен. Работа со справочником продолжается до конца 9 класса.

5.        Особое  внимание  геометрии

При проведении пробных экзаменов, обычно обнаруживается  много работ, в которых практически масса неудовлетворительных отметок именно по геометрии. Для устранения такого важного пробела, на дополнительных занятиях Практикума решения избранных задач и консультациях можно использовать карточки «Я знаю геометрию», с подборкой заданий из открытого банка.

6.        Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ

•        дополнительные занятия «Практикум решения избранных задач»;

•        консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

•         консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

•        индивидуальные консультации.

7.        Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.

       На уроках хорошо прорешивать и разбирать задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов(сайт Решу ОГЭ)

8.        Использование в домашних заданиях материалов КИМов и учебного пособия «ОГЭ. 3000 задач» под ред. Ященко И.В.

      С конца 8 класса  в домашнее задание можно  включать номера из открытого банка заданий КИМов, а также задания из пособия «ОГЭ. 3000 задач». Те задания, которые вызвают затруднения, необходимо разбирать на доске.

9.        Повторения теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий.

   В работе можно использовать свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

10. Систематическая работа по заполнению бланков. 

С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д

Большое внимание в своей  работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки обучающихся к ОГЭ. Начиная с самого начала, веду мониторинг ЗУНов обучающихся по всем темам, начиная с 5 по 9 классы. Работа с детьми над пробелами знаний, повышает успешность обучения математике.

Слайд № 7 Система моей работы предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных и муниципальных органов образования, Федерального Института педагогических измерений, работу с обучающимися и их родителями.

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. В последние годы школьный кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах от 5 до 9. Приобретены учебно-методические пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти преимущества позволяют эффективно организовать работу перед классом, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Производить их тестовые задания. В работе использую Банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.

Слайд № 8   В 9 классе по итогам контрольных работ создаю индивидуальный образовательный маршрут, в котором отображаются пробелы в знаниях и их устранение.

Слайд № 10   При подготовке обучающихся к сдаче экзамена особое внимание уделяю следующим мероприятиям:

1) Методическая подготовка учителя к ОГЭ. Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ОГЭ через ИМЦ  и администрацию школы,  посещаю спецкурсы по подготовке к ОГЭ. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности (развиваю свои способности при решении заданий части С) через самообразование.

2) Создание банка тестовых заданий.  В банк входят: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

3) Организация вводного, текущего и итогового повторения. Провожу вводное повторение, текущее (по горизонтали); итоговое (по вертикали) и повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки обучающихся.

4) Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ОГЭ:

- входное диагностирование обучающихся 9 класса за курс 8 класса,

- тематическое тестирование по основным разделам курса,

- контрольные зачеты по алгебре и геометрии в конце 9 класса,

- пробные ОГЭ, полностью соответствующие правилам проведения ОГЭ.

Слайд № 10   5) Организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к ОГЭ. Даю рекомендации (Приложение 1), ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др. Активно использую  в подготовке и отслеживании результативности подготовки на сайте  СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ

https://math-oge.sdamgia.ru/user_stat?user=2808644&is_self=0 ,  где активированы мои выпускники. Таким образом, обучающийся решает на нем варианты ОГЭ, а ко мне приходят дата прохождение теста и его результаты.

Рекомендации обучающему:

1. ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.

 2. Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

 3. Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

 4. Не допускайте формального усвоения программного материала.

 5. Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

 6. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

 7. Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

 8. Составьте свой, личный справочник теоретического материала и старайтесь постепенно все выучить наизусть, регулярно повторяя выученное.

 9. Чем больше информации Вы запомните, тем лучше и быстрее будете выполнять как устные задания, так и задания, требующие значительных умственных усилий.

 10. Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.

 11. Регулярно занимайтесь по личному плану, не реже 1 раза в неделю.

 12. На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

Помните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Рекомендации   родителям:

Уважаемые папы и мамы!

Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.

 1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.

 2. Ознакомьтесь с “Рекомендациями ученику” и помогайте ребенку их выполнять.

 3. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).

4. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

        По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы.  Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.

 Поэтому усилия всех участников обучения должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

Некоторые рекомендации учителю:

1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.

 2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.

 3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.

 4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.

 5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно–образное мышление.

 6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.

 7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Организация системной подготовки учащихся к ЕГЭ с целью повышения качества знаний

Цель: представить  содержание и направления деятельности  школы  с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации выпускников 11 класса.Задачи:1.П...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...