ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике

Степанян Жанна Александровна

Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя оборачиваются безразличием и инертностью ученика. Любая педагогическая технология уникальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция – репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Жанна Александровна Степанян

учитель математики МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2» Республика Марий Эл

Аннотация. Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя оборачиваются безразличием и инертностью ученика. Любая педагогическая технология уникальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция – репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях.

Ключевые слова: «Перевёрнутый класс»; технология смешанного обучения; активные формы обучения.

Модель «Перевёрнутый класс» целесообразно использовать в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется учениками дома: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. Это, например, образовательные Интернет-ресурсы, учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в глобальной сети. Ученик просматривает электронные ресурсы в любое удобное для него время. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. В классе обязательно найдется несколько учащихся, которые либо не поняли то что задавали на дом, либо не выполняли вообще. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. Учитель из источника знаний становится фасилитатором, а ученик из потребителя становится активным участником образовательного процесса. При работе в режиме «Перевёрнутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т. п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т. д.). На уроке применяются следующие универсальные виды деятельности обучающихся: работа в парах; самостоятельная работа; дискуссия (обсуждение просмотренной видеолекции); практическая деятельность (выполнение заданий). Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок. Очень важно в данном случае подать обучающимся четкую инструкцию по выполнению домашнего задания.

Рассмотрим, как модель смешанного обучения «перевернутый класс» может быть реализована на уроках математики. Опишем последовательность действий учителя при реализации данной модели на теме «Деление дробей».

Шаг 1 – определение целей и задач темы, предметных и метапредметных результатов.

Цель: научиться выполнять деление дробей. Задачи: ввести правило деления обыкновенных дробей; способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей; содействовать развитию познавательных умений; развивать логическое мышление, то есть формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии; прививать аккуратность в оформлении заданий; формирование интереса к математике.

Предметные результаты темы: ученик научится делить обыкновенные дроби.

Метапредметные результаты:

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства. В том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства её осуществления.

Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить своё собственное мнение. Высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Шаг 2 – создание или подбор интернет-ресурсов по теме для самостоятельного изучения учащимися дома.

Необходимо подготовить видеолекцию по теме (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет). Обучающиеся смотрят данную видеолекцию дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем: ученик осваивает материал в индивидуальном темпе; отсутствуют временные ограничения, ученик может просмотреть объяснения многократно. Видео нужно сопроводить небольшим заданием, где ученик сможет применить то, что он только что посмотрел; так же следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео. Нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео (выписать основную формулу деления дробей и несколько примеров). Видеолекцию и задания лучше разместить на собственном сайте, что бы ученики смогли сразу иметь доступ ко всем материалам. Задание будет интереснее и эффективнее, если выполнить его, например, в learningapps.org. В среднем видеолекция может быть продолжительностью 5 мин, задание в learningapps.org должно быть не сложным и должно быть выполнено за 5-8 минут. Так же ученики должны себе в тетрадь выписать тему, формулу и несколько примеров, что может занять еще до 10 мин. Таким образом, изучение материала дома может занять около 25 минут.

Шаг 3 - разработка инструкции в соответствии с которой учащиеся должны самостоятельно изучить тему.

Таким образом, ученик должен посмотреть видеолекцию и выписать себе в тетрадь тему и основное правило. Так же в видеолекции можно показать несколько примеров, как применить данное правило. Ученик должен внимательно посмотреть решение и выписать в тетрадь. После нужно выполнить задание в learningapps.org.  Таким образом, ученик изучил сам тему и, если возникли вопросы их можно задать на уроке учителю.

Шаг 4 - проведение урока.

Учебное занятие начинается с мотивации к деятельности. Учитель активизиpует уже имеющиеся знания по самостоятельно изученной теме. Учащиеся отвечают на вопросы. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. На данном этапе урока используется устное диагностическое оценивание. Обязательно нужно поинтересоваться, какие затруднения испытали учащиеся при подготовке домашнего задания. Далее выполняются упражнения по теме. И в конце учитель организует рефлексию и самооценку результатов работы учащихся. В завершении урока предлагается дифференцированное задание на дом.

Таким образом, время на объяснение материала сокращается, а количество решенных примеров в классе значительно увеличивается. На отработку умения решения задач на умножение дробей остается больше времени, что приводит к быстрому формированию такого умения.

Можно сделать вывод, что преподавание по методике «перевернутый класс» повышает мотивацию обучающихся и улучшает качество их знаний, способствует формированию и развитию личностных качеств обучающихся. Усиливается вовлеченность учеников в учебный процесс, повышается их ответственность за свое обучение. Формируются такие качества, как самостоятельно, умение планировать свою работу, в целом это можно охарактеризовать как умение учиться. А значит, модель перевернутого класса позволяет эффективно достигать метапредметных результатов обучения.

Литература

  1. Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс – инновационная модель обучения // Инновационные педагогические технологии.
  2. Куртвис М. Модель «Перевернутый класс», Управление школой, № 5– 6, 6–7.