Конспект урока по математике "Задачи на движение"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Течнологическая карта урока по математике в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon задачи на движение418 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме:

«Решение задач на движение»

Учитель: Науменко Р. А.

Предмет

Математика

Класс

5

Автор УМК

Е.А. Бунимович

Тема урока

Решение задач на движение

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цели и задачи

Цель: Формирование практических навыков решения основных задач на движение.

Задачи

Образовательные:

  • Закрепить усвоения обучающими понятий: скорость, время, расстояние, умения применять формулы нахождения скорости, времени, расстояния, формировать  межпредметные  понятия.

Воспитательные: 

  • Стремиться к формированию навыков самостоятельной и коллективной деятельности, умения слушать и вступать в диалог;

Развивающие: 

  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез; повысить познавательный интерес к предмету.

Планируемые

образовательные

результаты

Планируемые результаты.

Предметные:

  • отработать приемы решения задач на движение, совершенствовать вычислительные навыки

Личностные

  • умение работать фронтально, индивидуально, в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

Метапредметные:

  • уметь воспроизводить смысл понятий скорости, пройденного пути, времени, уметь обрабатывать информацию;
  • формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Целевые приоритеты воспитания

      5.        Активное участие в решении практических задач математической направленности

      6.        Готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, сформированность

            навыка       рефлексии, признанием права на ошибку

      7.Готовность к действиям в условиях неопределенности, повышения уровня своей компетентности

            через практическую деятельность

Основные понятия

Скорость, время, расстояние

Ресурсы

Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение. Академический школьный учебник. Сферы.

 - интерактивная доска;

 - проектор;

 - документ камера.

 - Раздаточный материал.

Организация

пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Структура и ход урока

         Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

 

Цель: организация самооценки учащимися, готовности к предстоящей деятельности на уроке, формирование положительной мотивации  к освоению нового содержания.

Приветствует учащихся, контролирует готовность к уроку.

-- Дорогие ребята, добрый день. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

- Давайте обговорим правила сегодняшнего занятия. Предлагаю вам поработать сегодня в трёх группах, быть внимательными к мнению своих товарищей, дружными и рассудительными.

1. Выберите капитанов ваших команд (каждая команда выбирает).

2.Сегодня каждая команда будет выполнять ряд заданий, а капитаны будут определять кто будет давать ответ на данный вопрос. В случае необходимости участники команд могут дополнять эти ответы или сделать замену выступающего.

3. Капитан оценивает ответы участников своей команды. Заполняет таблицу, в конце подводит итоги.

4.«Правило хлопка» - если в классе становится шумно, я хлопаю один раз в ладоши, должна восстановиться тишина.

- Какие ассоциации возникли у вас, когда вы увидели названия ваших команд?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Просмотр проблемного ролика про время. Что является причиной опоздания главного героя?

Давайте сегодня посмотрим от чего зависит время. Сформулируйте цель урока.

Учащиеся заходят в класс, где расставлены столы для 3 команд, и рассаживаются в зависимости от выбранной карточки. На каждой карточке написаны единицы измерения скорости, времени и расстояния. На столах стоят карточки: СКОРОСТЬ», «ВРЕМЯ», «РАССТОЯНИЕ». Учащиеся должны увидеть: единицей измерения какой величины является его карточка.

На столах перед участниками лежит рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Предполагаются ответы учащихся: единицы измерения скорости, времени и расстояния.

Решать задачи на движение.

Не умеет грамотно распоряжаться временем.

Зависимость времени от скорости и расстояния.

 

Предметные: Формулы скорости, времени и расстояния

Регулятивные: способность к саморегуляции.

Личностные формирование способности к эмоциональному восприятию материала.

II. Актуализация знаний и умений

Цель: организация восприятия знания учащимися, актуализация опорных знаний.   

 

Мы живем рядом с красивым городом и не менее красивыми пригородами. Показываем фотографии трех пригородов СПб: что изображено на фото.

20 октября в школе отмечался День лицеиста. У нас был конкурс чтецов, в котором вы тоже участвовали. В каком пригороде расположен Царскосельский лицей?

Именно туда мы и совершим сегодня с вами виртуальное путешествие. Это место сегодня популярно еще и тем, что железнодорожной станции Царское село в этом году исполняется юбилейное количество лет. А вот сколько мы сейчас узнаем, правильно решив примеры устного счета (185 лет).

  1. Задумайте число
  2. Увеличьте его в 2 раза
  3. Увеличьте его на 2
  4. Уменьшите его в 2 раза
  5. Вычесть задуманное число

  1. Задумайте число
  2. Увеличьте его в 2 раза
  3. Увеличьте его на 16
  4. Уменьшите его в 2 раза
  5. Вычесть задуманное число

  1. Задумайте число
  2. Прибавьте число, следующее за ним
  3. Увеличьте его на 9
  4. Уменьшите его в 2 раза
  5. Вычесть задуманное число

185 лет.  Железнодорожный транспорт в Российской империи открыт в 1837 г. указом императора Николая Павловича. Станция Царское Село до столицы империи — Санкт-Петербурга была открыта в составе первой в России Царскосельской железной дороги, до 22 мая 1838 года являлась конечной станцией.

И так, поехали!

Дают ответ на вопрос

Царское село

Получают 1

Получают 8

Получают 5

   

Познавательные:

умение анализировать условие.

Коммуникативные

умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве.

Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль.

Личностные УУД:

познавательный интерес.

III.  Включение новых знаний в систему и повторение 

Физкультминутка

1 задание.

Первого наша задача: добраться из д. Агалатово до станции метро. Какие ближайшие станции метро вы знаете?

У каждой группы свой маршрут. Капитаны, возьмите задания. Каждая команда совершает данную поездку на маршрутном такси. Скорость такси 800 м/мин. За какое время вы доберетесь до своей станции.

Вопрос: Почему время в пути оказалось разным, ведь скорость была у всех одинаковая?

2 задание:

Каждая группа должна добраться от своей станции метро до Витебского вокзала. Капитаны, возьмите задания. Время движения у вас известно, средняя скорость электропоезда также известна. Что по этим данным мы можем найти и какой вывод мы можем сделать?

Проводит учитель

3 задание:

Все группы решают одну задачу. Необходимо добраться до Царского села 2 способами: на электричке и на маршрутном такси. Расстояние в обоих случаях известно, скорости различны. Посчитать время в пути и сделать вывод.

4 задание:

От железнодорожной станции Царское село до  Екатерининского дворца 2400 метров.

Первая группа идет со скоростью 60 м/мин без остановок. Вторая группа потратила 10 минут на фотосессию. С какой скоростью необходимо идти второй группе, чтобы нагнать первую в крайнем случае у дворца.

Возврат к проблемному вопросу: от чего зависит время движения? 

Проспект Просвещения, Девяткино, Парнас

Получают схему движения, решают задачи.

Разное расстояние.

Вывод: При равной скорости чем больше расстояние, тем больше время пути.

Вычисляют расстояние и делают вывод: при движении с постоянной скоростью чем больше время в пути, тем больше пройденное расстояние.

Вычисляют время и делают вывод: при одинаковом расстоянии чем больше скорость, тем меньше время в пути.

Решают задачу. Делают вывод: Что если в пути была остановка, то нагнать время можно путем увеличения скорости.

  1. От расстояния
  2. От скорости
  3. От наличия остановок в пути

Личностные УУД: проявление интереса к новому содержанию,  осознавая неполноту своих знаний, понимание смысла познавательной задачи; критичность мышления.

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос, самостоятельно выделять познавательную цель.

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности.

Коммуникативные умение вести диалог, высказывать и обосновывать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве

 

 IV. Рефлексия и оценка деятельности на уроке

Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками в классе

Оценить по 5ти бальной шкале работу на уроке с позиции:

        

Рефлексивный экран:

  1. Сегодня я узнал …
  2. Было интересно …
  3. Было трудно …
  4. Я выполнял задание …
  5. Я понял, что …
  6. Теперь я могу …
  7. Я почувствовал, что …
  8. Я приобрел …
  9. Я научился …
  10. У меня получилось …
  11. Я смог …
  12. Я попробую …
  13. Меня удивило …
  14. Урок дал мне для жизни …
  15. Мне захотелось …

Спасибо всем за урок!

Отвечают на вопросы.

  1. Сегодня я узнал …
  2. Было интересно …
  3. Было трудно …
  4. Я выполнял задание …
  5. Я понял, что …
  6. Теперь я могу …
  7. Я почувствовал, что …
  8. Я приобрел …
  9. Я научился …
  10. У меня получилось …
  11. Я смог …
  12. Я попробую …
  13. Меня удивило …
  14. Урок дал мне для жизни …
  15. Мне захотелось …

Оценивания участников своей группы по пятибалльной шкале.

Регулятивные УУД:

структурируют знания, осознают качество и уровень усвоения, способность к самооценке

Познавательные

УУД:

умение формулировать точные определения

Личностные УУД:

сформированность эстетического сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Реактивное движение. Реактивные двигатели"

конспект урока по теме "Реактивное движение. Реактивные двигатели" с использование мультипликационных фильмов...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

конспект урока по физике "реактивное движение" 9 класс

Конспект урока по физике в 9 классе разработан по теме «Закон сохранения импульса» с применением ЭОР (в конце имеются ссылки).Главной целью урока является изучение закона сохранения импульса и Необход...

Конспект урока геометрии по теме "Движение", 9 класс

Конспект урока сопровождается тематической презентацией....