РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Прикладная математика»
рабочая программа по математике (9 класс)

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курс поможет  школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platnyy_kruzhok_prikladnaya_matematika.docx53.38 КБ

Предварительный просмотр:


Частное общеобразовательное учреждение религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви
 (Московский Патриархат)»  
 «Сормовская  православная гимназия
 имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

«Прикладная математика»

 

 

 

 

Направленность:

Возраст обучающихся: 14-15 лет
 Срок реализации -1 год

Количество часов:  всего 28ч., в неделю – 1ч.

Разработал: учитель

Воронина Наталья Александровна, 1 квалиф. категория

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород
 2021 - 2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Назначение программы. Одним из главных моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курс поможет  школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Новизна  состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания и  позволяет ученикам повысить образовательный уровень всех учащихся. Программа  прививает интерес к предмету и позволяет использовать полученные знания на практике. Правильно  подобранный материал, уровень сложности заданий, позволит обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед,  обеспечит переживания успеха в деятельности.  

Обоснование актуальности курса. 

К сожалению, школьная математика часто бывает оторвана от реальный жизни, многие школьники вообще не понимают, как можно применить знание математики “в быту”. А между тем нам очень часто приходится в жизни решать “школьные” задачки: от покупки фруктов на развес на рынке, до кредита в банке - дроби, проценты, умножение сотых долей, и многое другое. А с учетом изменения структуры экзаменационной работы при сдаче экзамена в форме ОГЭ потребность уделить особое внимание прикладным задачам возросла. Многие учащиеся, несмотря на несложность в решении задач прикладной направленности теряются, не могут построить математическую модель решения такой задачи. Ведь прикладная (практическая) задача – это задача, поставленная вне математики, но решаемая математическими средствами.

Прикладные задачи могут быть использованы с разной целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.

Прикладная задача повышает интерес учащихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.

В педагогических исследованиях прикладная направленность математики понимается как содержательная и методическая связь школьного курса с практикой, что предполагает у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач. А так как в основе их решения лежит математическое моделирование, то для реализации прикладной направленности необходимо организовать обучение школьников элементам моделирования, которыми с дидактической точки зрения являются учебные действия, выполняемые в процессе решения задач.

Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения. Занятия проводятся с постоянным составом детей в  1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 40 минут.

Цель курса: создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к задачам прикладной направленности, развитие логического мышления и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи курса: 

  • обосновать актуальность решения задач практической направленности;  
  • показать связь тем по математике из школьной программы с “задачками” из реальной жизни;
  • создать необходимые условия для самостоятельной работы учащихся;
  • научить анализировать решенную задачу, формулировать вывод по ней;  
  • развивать логическое мышление и вычислительные навыки
  • совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных вычислительных приемов
  • воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
  • формировать приемы умственных операций  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Формы организации работы:

  • тематические конкурсы, олимпиады,  
  • практическое решение задач,  
  • математический турнир,  
  • выполнение тестов,  
  • индивидуальная и групповая работа;  
  • дидактическая игра;   защита проектов;  проблемная ситуация.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА

 

Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы : 

  • учебно-познавательный интерес к математическим задачам прикладного характера и способам решения этих задач;
  • умение         адекватно         оценивать         результаты         своей         работы         на         основе         критерия успешности учебной деятельности;  
  • понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников и учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования: 

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к методам моделирования прикладных задач; - адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится: 

-принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать         построение         математической         модели         прикладной         задачи,         определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя контроль;
  • анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться: 

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

  • проявить         познавательную         инициативу         и         самостоятельность; - самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: 
  • применять нестандартные методы решения различных математических задач;
  • строить математические модели для решения прикладных задач;
  • различать понятия «чистая» и «прикладная» математика;
  • поэтапно решать прикладные задачи с помощью математических методов;  -читать графики и анализировать таблицы данных.

Обучающийся получит возможность научиться: 

-строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

  • выбирать метод построения математической модели;
  • преобразовывать прикладную задачу в математическую;

-различать обоснованные и необоснованные суждения;

  • самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: 

-принимать участие в совместной работе коллектива;

-вести диалог, работая в парах;

  • допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

-совершенствовать математическую речь; -формулировать собственное мнение и позицию Обучающийся получит возможность научиться: 

-критически относиться к своему и чужому мнению;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА с определением форм организации и видов деятельности обучающихся

 

№ п/ п

Элементы содержания

Виды деятельности обучающихся

Форма организации деятельности обучающихся

1

Введение 

Научно-познавательная деятельность

 

Фронтальная работа: объяснение, лекция, беседа, показ презентации.

 

2

Алгебраические задачи

Научно-познавательная деятельность; практическая деятельность;

систематизация

учебного материала

 

Сочетание фронтальной, индивидуальной групповой форм: объяснение, лекция, беседа, показ презентации, проблемная ситуация,

математический турнир; дидактическая игра; практическое решение задач, тестов;  

3

Геометрические задачи

Научно-познавательная

деятельность; практическая деятельность; систематизация

учебного материала

 

Сочетание фронтальной, индивидуальной групповой форм: объяснение, лекция, беседа, показ презентации, проблемная ситуация, математический турнир; дидактическая игра; практическое решение задач, тестов;  

4

Итоговые занятия

Практическая

деятельность

 

Защита         творческих         и исследовательских работ учащимися, проведение итогового тестирования; практическая работа.  

 

 


Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма организации деятельности

1. Введение

1

Понятие         чистой         и         прикладной математики. 

1

Лекция,         показ презентации, информационный поиск. 

2. Алгебраические задачи

2

Круговые диаграммы. 

1

Объяснение, практическая работа, работа в группах. 

3

Круговые диаграммы. 

1

Урок-исследование, работа в группах

4

Столбчатые диаграммы. 

1

Практикум « Работа с информацией». Тренинг «Читаем диаграммы». 

5

График зависимости величин. 

1

Чтение графиков, работа в группах

6

График зависимости величин. 

1

Работа с информационно-иллюстративным материалом.

7

Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. 

1

Лекция,         показ презентации, информационный поиск. 

8

Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. 

1

Работа в малых группах

9

Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. 

1

Объяснение, практическая работа

10

Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. 

1

Постановка и решение проблемных вопросов

11

Задачи         на операции. 

проценты:         Банковские операции

1

Демонстрация         примеров повседневного использования процентных вычислений в настоящее время.

12

Задачи         на операции. 

проценты:         Банковские операции

1

Лекция,         показ презентации, информационный поиск.

13

Задачи         на  проценты:         Банковские операции. 

1

Практическое решение задач  

14

Задачи на движение. 

1

Лекция, показ презентации

15

Задачи на движение. 

1

Практическая работа

16

Задачи статистики. 

1

Анализ информационных источников, работа с текстом

17

Задачи теории вероятности. 

1

Мини-лекция. Беседа. Решение задач.

18

Задачи теории вероятности. 

1

Постановка и решение проблемных вопросов Работа в малых группах

3.Геометрические задачи

19

Ремонт помещения. 

1

Беседа,         просмотр презентации, решение задач

20

Ремонт помещения. 

1

Практическая работа

21

Паркеты. Искусство укладки. 

1

Работа         с информационно-

иллюстративным материалом Решение занимательных задач

22

Задачи «Геометрия в природе». 

1

Просмотр фрагментов фильма

23

Задачи «Геометрия в природе». 

1

Практикум « Работа с информацией».

24

Геометрия перегибания листа бумаги. 

1

Практическая работа

25

«Золотое         сечение»         и искусство цветоводства. 

1

Беседа. Просмотр  фрагментов фильма

4. Итоговые занятия

26

Защита творческих исследовательских  работ. 

и

1

Практическая работа. 

27

Защита творческих исследовательских  работ. 

и

1

Практическая работа. 

28

Итоговое тестирование 

1

Практическая работа. 

 

 

34

 

 

 


«СОГЛАСОВАНО»
 
Заместитель директора 
 __________________

                                                                                                                     Архиреева И.Е.

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА»
 В ГРУППЕ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
 

 

Название ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА

Руководитель   Воронина Наталья Александровна

Количество часов в неделю 1 час

Количество часов по  программе 34 часа

Количество часов в I полугодии 13 часов

Количество часов в II полугодии 21 час

Количество часов по планированию 34 часа

 

 

Планирование составлено на основе дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Прикладная математика»  

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА »

  •  

Тема занятия

Кол-во

 

 

занятия

 

часов

Дата по плану

Коррекция

 1

 Понятие         чистой         и прикладной математики

 5.10  /6.10

 

 2

Круговые диаграммы. 

 1

12.10/13.10 

 

 3

Круговые диаграммы. 

 1

19.10/20.10 

 

 4

Столбчатые диаграммы. 

 1

2.11/3.11 

 

 5

График зависимости величин. 

 1

9.11/10.11 

 

 6

График зависимости величин. 

 1

16.11/17.11 

 

 7

Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. 

 1

23.11/24.11 

 

 8

Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. 

 1

 30.11/1.12

 

 9

Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. 

 1

7.12/8.12 

 

 10

Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. 

 1

14.12/15.12 

 

 11

Задачи         на операции,  проценты: Банковские операции

 1

 21.12/22.12

 

 12

Задачи         на операции,  

проценты:         Банковские операции

1

28.12/29.12 

 

13

Задачи         на  проценты: Банковские операции. 

1

11.01/12.01

14

Задачи на движение. 

1

18.01/19.01

15

Задачи на движение. 

1

25.01/26.01

16

Задачи статистики. 

1

1.02/2.02

17

Задачи теории вероятности. 

1

8.02/9.02

18

Задачи теории вероятности. 

1

15.02/16.02

19

Ремонт помещения. 

1

22.02/2.03

20

Ремонт помещения. 

1

1.03/9.03

21

Паркеты. Искусство укладки. 

1

22.03/23/03

22

Задачи «Геометрия в природе». 

1

29.03/30.03

23

Задачи «Геометрия в природе». 

1

5.04/6.04

24

Геометрия перегибания листа бумаги. 

1

12.04/13.04

25

«Золотое         сечение»         и искусство цветоводства. 

1

19.04/20.04

26

Защита творческих исследовательских  работ. 

1

26.04/27.04

27

Защита творческих исследовательских  работ. 

1

11.05/17.05

28

Итоговое тестирование 

1

24.05/18.05

 

 Учебно методическое обеспечение, электронные образовательные ресурсы

  1. М. Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре. 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-15-е изд.-

М.Просвещение,2014

Дополнительная литература для учителя:

  1. Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001.
  2. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразовательных организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2014.
  3. Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы / Г. И. Кукарцева. – М., 1999. 11. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М., 1987.

 1. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.  

  1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ).
  2. CD «Уроки геометрии. 7–9 классы» (в 2 ч.) (КиМ).
  1. CD «Математика. 5–11 классы. Практикум».
  2. CD «1С: Образовательная коллекция. Планиметрия. 7–9 кл.».

2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

 1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа : http://www.rusolymp.ru

  1. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm
  2. Информационно-поисковая         система         «Задачи».         –         Режим         доступа         :

http://zadachi.mccme.ru/easy 4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. – Режим доступа :  http://zadachi.mccme.ru

  1. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. – Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm  
  2. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/free-books
  3. Математика         для         поступающих         в         вузы.         –         Режим         доступа         :  http://www.matematika.agava.ru
  4. Выпускные и вступительные экзамены по математике : варианты, методика. – Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru
  5. Олимпиадные задачи по математике : база данных. – Режим доступа : http://zaba.ru  
  6. Московские         математические         олимпиады.         –         Режим         доступа         :  http://www.mccme.ru/olympiads/mmo
  7. Виртуальная         школа         юного         математика.         –         Режим         доступа         :

http://math.ournet.md/indexr.htm  12. Библиотека электронных учебных пособий по математике. – Режим доступа :  http://mschool.kubsu.ru

  1. Образовательный         портал         «Мир         алгебры».         –         Режим         доступа         :  http://www.algmir.org/index.html
  2. Словари БСЭ различных авторов. – Режим доступа : http://slovari.yandex.ru
  3. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. – Режим доступа : http://www.etudes.ru
  4. Заочная         физико-математическая         школа.         –         Режим         доступа         :  http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php
  5. Министерство образования РФ. – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru;

http://www.edu.ru  

  1. Тестирование on-line. 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo
  2. Архив учебных программ информационного образовательного портала «RusEdu!». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
  3. Сайты         энциклопедий.         –         Режим         доступа         :         http://www.rubricon.ru;  http://www.encyclopedia.ru
  4. Вся элементарная математика. – Режим доступа : http://www.bymath.net
  5. ЕГЭ по математике. – Режим доступа : http://uztest.ru  www.fipi.ru  24.ege.edu.ru
  1. alexlarin.net 
  2. https://statgrad.org 
  3. Решу ГИА 

Материально-техническое обеспечение: 

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1

Программа "Основы химического анализа" была создана для углубленного изучения курса аналитической химии. Предлагаемый мной курс расчитан на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны уже достаточно...

Программа прикладного обучения "Очумелые ручки"

Данная программа предназначена для воспитанников детского дома с 7 до 16 лет и содержит систему диагностики...

Рабочая программа "Прикладное творчество"

Учебный курс «Прикладное творчество» - вариант программы трудового обучения учащихся 5-7 классов. Это интегрированный курс «Изобразительного искусства» и «Технологии» и рассчитан на 2 часа в нед...

Программа прикладного курса "Микробиология с основами вирусологии"

Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков....

Рабочая программа прикладного элективного курса "Электромагнитные излучения"

Прикладной элективный курс "Электромагнитные излучения"...

Рабочая программа "Прикладной дизайн"

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Рабочая программа - Прикладная робототехника

Общеразвивающая рабочая программа дополнительного образования детей 1 года обучения 13 – 14 лет «Ардуино – Старт» имеет техническую направленность, составлена на основе Общеобр...