Дифференцированное обучение. Подготовка к ОГЭ по математике. Текст к презентация
статья по математике (9 класс)

Анализ ошибок ОГЭ по математике 2023 по материалам  МО МО ВО МО АСОУ и рекомендации учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текст к презентации113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, коллеги!

1 слайд. Тема моего выступления: Анализ результатов основного государственного экзамена по математике 2023 года и рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки, подготовленные на основе анализа типичных ошибок по материалам АСОУ.

В целом по результатам ГИА-9 наблюдается улучшение уровня обученности и улучшение показателей качества знаний обучающихся.

2 слайд. Наметилась положительная динамика в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (это задания 1-5 КИМ). Этому способствовало использование:

- материалов сайта АСОУ в разделе «Учитель будущего», в которых ведущие учителя региона делятся опытом работы по формированию функциональной грамотности на уроках математики

- пособий серии «Функциональная грамотность авторы Рослова Л.О., Ковалева Г.С. и другие, а также, использование Интернет-ресурсов (указаны на слайде)

3 слайд Несмотря на улучшение уровня обученности и показателей качества знаний, анализ результатов ОГЭ по математике 2023 года позволяет выявить методические проблемы в системе обучения. Это, прежде всего, работа с формулами, решение квадратных неравенств с одной переменной, преобразование алгебраических выражений, составление математической модели при решении задачи, нахождение элементов геометрических фигур.

4 слайд Итак, особое внимание следует уделить формированию вычислительной культуры обучающихся еще в начальной школе, продолжая непрерывно эту работу в основной и даже средней школе. Особенно сложными для школьников являются арифметические действия с рациональными числами. Формирование вычислительных навыков достигается в результате длительного целенаправленного процесса, эффективность которого напрямую зависит от способов подачи материала.

5 слайд Для контроля и своевременной коррекции этого вида умений АСОУ рекомендует использовать методику формирования вычислительных навыков и развития математических способностей Хлевнок Н.Н и др., созданную на основе опыта работы в общеобразовательной школе

6 слайд Учитывая результаты, полученные по выполнению заданий блока «Алгебра» базового и повышенного уровней сложности, следует обратить внимание на формирование умений:

  • уметь выполнять преобразования алгебраических выражений с использованием свойств квадратного корня;
  • уметь решать дробно-рациональные уравнения;

-уметь строить и исследовать простейшие математические модели задач

7 й слайд Необходимо обратить внимание на изучение геометрии, начиная с 7 класса. Причем речь идет не о «натаскивании» на решение конкретных задач, предлагавшихся в различных вариантах ОГЭ, а именно о серьезном систематическом изучении предмета. Проводить доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.

При организации повторения по курсу геометрии необходимо обратить внимание на обязательное включение тем, указанных на слайде.

8 слайд Именно пробелы в изучении основных геометрических формул и теорем, неумение их использовать лишает учащихся возможности применять свои знания по планиметрии. При формировании умения решать геометрические задачи полезно использовать метод ключевых задач.

9 слайд Данный метод хорошо представлен, в частности, в УМК «Геометрия» для 7-9 классов авторского коллектива Мерзляк О.Г., Полонский, а также в пособиях Мельниковой Н.Б..

Как известно, при решении геометрических задач большую роль играют приемы и средства, которые могут способствовать визуализации предлагаемых обучающимся задач. Для этой цели можно воспользоваться пособием Балаян Э.Н.. Задачи, представленные в пособии, позволяют в течение минимума времени решить и повторить значительно большой объем материала.

10 слайд Для этой же цели можно использовать различные предметные модели, компьютерные программы, позволяющие выполнять чертежи, организовать проектную деятельность по соответствующей тематике.

11 й слайд Для повышения качества преподавания предмета в основной школе АСОУ рекомендует обратить внимание на разработку рабочих программ, выделяя резерв времени.

Методически грамотно составленные рабочие программы по предмету позволяют эффективно использовать учебное время не только на изучение тем школьного курса, но и на

-организацию контроля знаний обучающихся, а также на организацию коррекционной работы по предмету с различными группами обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

12й слайд Также, необходимо своевременно знакомиться и работать с материалами по ОГЭ, учебно-методическими материалами для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом. Нужную информацию можно найти на сайте ;

13 й слайд Следует изучить систему оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом; Критерии оценивания экзаменационной работы должны быть известны учащимся и их родителям, а проверка тренировочных работ и пробных экзаменов в формате ОГЭ должна выполняться учителем только по этим критериям;

14 й слайд Необходимо повышать профессиональную квалификацию на вебинарах и семинарах, посвященных методике преподавания «западающих» тем по математике;

 каждому учителю математики необходимо проанализировать и при необходимости пересмотреть собственный опыт обучения учащихся математике и провести сравнение результатов ОГЭ.

15й слайд Учителю нужно работать над формированием навыков самоконтроля, так как многие обучающиеся допускают ошибки по невнимательности (в том числе и при заполнении бланков), не умеют делать элементарную проверку и оценку правильности полученного результата;

Также, нужно обратить внимание на большой объем справочного материала, который участник получает на экзамене. Для того, чтобы ученик мог эффективно работать с этой информацией на экзамене, он должен хорошо ориентироваться в ней.

немаловажную роль играет психологическая подготовка школьников, их собранность. Каким бы лёгким ни казалось то или иное задание, к его выполнению следует относиться предельно серьёзно. Именно поспешность наиболее часто приводит к неверному ответу на вопрос задачи;

16 слайд Необходимо научить школьников правильно планировать свое время при выполнении заданий. Некоторые школьники не набрали на экзамене возможного для них количества баллов, т.к. они неоправданно долго занимались решением простых заданий с кратким ответом.

Для того, чтобы показать максимально возможный для себя балл на экзамене, школьник должен привыкнуть к самостоятельному жесткому, постоянному контролю времени, уметь в течение всего отведенного времени интенсивно и плодотворно работать без отдыха.

Отсутствие привычки напряженно трудиться продолжительное время - одна из причин низкого качества написания экзамена.

17 слайд При работе с учащимися, слабо мотивированных на изучение предмета целесообразно предлагать больше типовых задач на прямое использование определений и алгоритмов, геометрические задачи по готовым чертежам.

-При работе с обучающимися этой группы необходимо представлять учебный материал

«порционно» с организацией обязательного контроля усвоения теоретического материала и отработкой практических навыков

- Полезно использовать прием проведения диктантов на знание формул с использованием справочного материала КИМ ОГЭ.

-На заключительном этапе подготовки к экзамену добиваться безошибочного выполнения 10 задач (из которых 3 по геометрии) из заданий части 1.

18 слайд Обучающиеся второй группы (демонстрирующих умения решать задания базового уровня) обычно успешны в освоении счета и теоретического материала.

Необходимо их привлекать к выполнению типовых заданий с нетипичной формулировкой условия, лишними и недостающими данными,

-больше включать в решение комплексных заданий,

-учить проверять выполненные задания на «правдоподобность».

При создании мотивации и организации правильной коррекционной работы эти школьники способны выйти на уровень хорошо успевающих по предмету обучающихся.

19 слайд Обучающиеся, имеющие повышенный и высокий уровень подготовки, должны добиваться безошибочного выполнения всех заданий базового уровня. С этой целью следует проводить короткие срезы из 5-10 заданий, содержащие задания с кратким ответом, нацеленные на проверку усвоения «западающих» тем

- Иногда, увлекаясь решением заданий повышенного уровня сложности, учащиеся этой группы не всегда правильно выполняют «базовые» задания. Так, например, в 2023 году процент выполнения задания 8 у участников с отметкой «5» за экзамен ниже соответствующего результата у учащихся с отметкой «4».

20 слайд. Перейдем к основным рекомендациям по оформлению заданий повышенного и высокого уровня сложности. Рассмотрим задания 21 и 22.

21 слайд Минимальными требованиями к оформлению текстовой задачи с помощью уравнения являются:

1) Указание, какая неизвестная величина обозначена переменной;

2) Объяснение (в виде словесных формулировок или в виде таблицы), как составлено уравнению по условию задачи;

3) Решение составленного уравнения в соответствии с алгоритмом

4) Получение и запись ответа на вопрос задачи.

22 слайд В заданиях на построение графика функции должны быть указаны явные подходы к построению графика.

1) При необходимости выполняется преобразование формулы, указываются ограничения на область определения;

2) Должен быть указан вид функции и графика. Именно этот шаг часто пропускается в выполнении задания, что свидетельствует о методических ошибках при изучении функциональной линии в курсе математики;

23 слайд Выполняется построение графика в соответствии с алгоритмом, характерным для данной функции. Например, для квадратичной функции необходимо указать направление ветвей, и найти координаты вершины параболы.

24 слайд При изображении прямоугольной системы координат необходимо указывать направление и названия осей координат, начала отсчета, единичные отрезки;

Особо хотелось бы обратить внимание на работу с точками разрыва или «склеивания» участков графика. Координаты точки должны быть явно найдены в решении (причем, для обоих участков графика), после чего становится очевидным вид данной точки;

25 слайд Особенностью критериев оценивания задания 22 КИМ ОГЭ является тот факт, что если эксперт не признает верным построение графика, то ответ на поставленный вопрос не проверяется;

При переходе ко второй части задания (ответа на вопрос о значениях параметра, соответствующих условию) необходимо провести исследование для всех возможных значений параметра, а не только дать ответ на поставленный вопрос). Задание 22 является заданием повышенного уровня сложности и должно продемонстрировать соответствующий уровень владения материалом курса математики. Следует иметь ввиду, что это должна быть описательная форма исследования, а не только иллюстрации с помощью рисунка.

26 слайд Муниципальным органам управления образованием рекомендуется реализовать следующие организационные мероприятия:

- провести в октябре-ноябре диагностическую работу (90 минут) в формате ОГЭ

- ознакомить родителей с информацией о содержании КИМ, критериях оценивания, требований к оформлению бланков, выставления оценки за экзамен

- проводить мониторинг внутришкольного контроля готовности к ОГЭ (например, тренировочные работы Статград)

- организовать систему наставничества молодых учителей, а также повышать предметную методическую подготовку учителей математики

27 слайд. Благодарю всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Разработка урока дифференцированного обучения для 11 класса для подготовки к ЕГЭ «Формулы приведения»

Урок дифференцированного обучения:«Формулы приведения»     Тип урока: комбинированный.      Цели урока: • Обучающая: выработать у учащихся умени...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

"Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся".

Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся....

Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение

Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся...

Решение задач повышенной сложности для дифференцированного обучения и при подготовке к ЕГЭ по информатике

Презентация создана в помощь учителю-предметнику. Она содержит разбор решения задач из нескольких тематик  по информатике. Задания могут быть использованы как в учебном процессе, так и при подгот...