Метод координат
план-конспект урока по математике (9 класс)

Короткевич Валентина Михайловна

Открытый урок. 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._metod_koordinat.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет, класс

Геометрия, 9класс

УМК

Атанасян Л.С. и др.

ФИО учителя, школа

Короткевич Валентина Михайловна, МОУ СОШ № 21, город Люберцы

Тема урока

Метод координат

Тип урока

Урок – повторение, обобщение и закрепление полученных знаний

Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

Средства

Цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

первом

втором

третьем

Ц 1: приобретение и преобразование УИ, формирование ПУД

Составляет схему решения предложенных заданий

Составляет схему, решает примеры

Может исследовать объекты; составляет схему решения; решает сложные задания, составляет предписания для их решения.

Учебник и учебные пособия; карточки – информаторы;

Ц 2: контроль усвоения теории; формирование РУД

Может использовать формулы в типовых задачах, решает стандартные задания.

Знает соответствующие формулы, использует их при  решении стандартных заданий 1 – 2 уровня сложности.

Знает и умеет применять соответствующие формулы при решении задач разного  уровня сложности.

предписания для решения заданий; карточки – информаторы; образцы решения.

Ц 3: применение знаний и умений

Решает задания своего уровня сложности, используя карточки – информаторы и  образцы решений.

Решает задания своего уровня сложности; использует различные алгоритмы решения и предписания; умеет использовать прием саморегуляции.

Решает задания своего уровня сложности; использует различные алгоритмы решения и предписания; умеет использовать прием саморегуляции; составляет задания самостоятельно.

предписания для решения заданий различных типов; карточки – информаторы; образцы решения.

Ц 4: формирование КУД

На своем уровне: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы, оказывает взаимопомощь, организует взаимоконтроль и взаимопроверку на всех уровнях  УПД по заданиям предыдущего уровня с обоснованиями.

На своем уровне: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы, оказывает взаимопомощь, организует взаимоконтроль и взаимопроверку на всех уровнях  УПД по заданиям предыдущего уровня с обоснованиями

На своем уровне: работая в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы, оказывает взаимопомощь, организует взаимоконтроль и взаимопроверку на всех уровнях  УПД по заданиям предыдущего уровня с обоснованиями

Приемы контроля усвоения понятия, решения заданий на умножение, рецензирования; эталон самопроверки; приемы саморегуляции УПД

Ц 5: формирование организационных умений

В соответствии со своим уровнем освоения темы: выбирает уровень усвоения; выбирает дополнительные темы для изучения; формирует цели учебной деятельности; осуществляет самопроверку с использованием образцов и алгоритмов; оценивает свою УПД по собственным объективным критериям, сравнивая их с данными объективными критериями; делает выводы; планирует коррекцию УПД.

В соответствии со своим уровнем освоения темы: выбирает уровень усвоения; выбирает дополнительные темы для изучения; формирует цели учебной деятельности; осуществляет самопроверку с использованием образцов и алгоритмов; оценивает свою УПД по собственным объективным критериям, сравнивая их с данными объективными критериями; делает выводы; планирует коррекцию УПД.

В соответствии со своим уровнем освоения темы: выбирает уровень усвоения; выбирает дополнительные темы для изучения; формирует цели учебной деятельности; осуществляет самопроверку с использованием образцов и алгоритмов; оценивает свою УПД по собственным объективным критериям, сравнивая их с данными объективными критериями; делает выводы; планирует коррекцию УПД.

Приемы выбора и рефлексии достижения цели; диагностика и коррекция собственной УПД; эталон для самопроверки

Учитель математики МОУ СОШ № 21 г. Люберцы, Короткевич В.М.

Открытый  урок: Использование  «Метода координат»  при решении геометрических задач, 9а  класс.

Урок – повторение, обобщение и закрепление полученных знаний.

Цели урока:

- Расширить и углубить знания учащихся о методе координат.

- Показать  многообразие  возможностей использования метода координат в геометрии.  Нацелить учащихся на более широкое применение метода координат.

- Подготовить базу для дальнейшего изучения метода координат в пространстве, развитие пространственного и образного мышления.

Задачи:

- Закрепить изученный материал и повторить основные формулы.

- Научиться распознавать  задачи, которые могут быть решены методом координат.

- Рассмотреть примеры решения типовых геометрических задач методом координат.

- Рассмотреть примеры сложных и нестандартных задач на  применение метода координат.

Планируемые результаты.

Предметные: структурирование собственных знаний, применение изученных понятий, формул, методов для решения задач разных типов.

Личностные: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, проявлять критичность мышления, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: выстраивать аргументацию, участвовать в диалоге.

Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи и аналогии; строить логическое рассуждение, делать умозаключения, формулировать выводы.

Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах, групповое обсуждение.

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.

Технологии: системно - деятельностный подход, элементы технологии проблемного диалога, критического мышления, основы  здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: карточки – информаторы, карточки с заданиями, листы  самооценки.

Цели урока:

- Расширить и углубить знания учащихся о методе координат.

- Показать  многообразие  возможностей использования метода координат в геометрии.  Нацелить учащихся на более широкое применение метода координат.

- Подготовить учащихся к успешному прохождению ГИА.

- Подготовить базу для дальнейшего изучения метода координат в пространстве.

Задачи:

- Закрепить изученный материал и повторить основные формулы.

- Научиться распознавать  задачи, которые могут быть решены методом координат.

- Рассмотреть примеры решения типовых геометрических задач методом координат.

- Рассмотреть примеры сложных и нестандартных задач на  применение метода координат.

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя – 2 минуты.
  2. Повторение формул. Простейшие задачи в координатах по карточкам - 5 – 7  минут.
  3. Решение задачи  двумя способами – стандартные геометрические преобразования и метод координат – 5 – 7 минут.(задача № 1)
  4. Обсуждение решений, анализ по затратам времени и уровню сложности решения – 5 минут.
  5. Решение задачи способом, выбранным учащимся самостоятельно – 5 – 7 минут.(задача №2)
  6. Обсуждение. Выбор оптимального варианта решения – 3 минуты.
  7. Решение  задачи  комбинированным способом – 10 минут.(задача № 3)
  8.  Обсуждение  - 3 минуты.
  9. Домашнее задание -  1 – 5 минут.

Задача № 1. В прямоугольном  ∆ АВС, с прямым  углом С,  АС = 12, ВС = 16. Найдите медиану, проведенную к гипотенузе.

Задача № 2. Высота треугольника, равная 10 см, делит основание на два отрезка, равные 10 см и 4 см. Найдите медиану, проведенную к меньшей из двух других сторон.  (№ 955 из учебника Атанасяна).

Задача № 3. В ∆ АВС    АВ =ВС = АС = 1, точки О, М и К – середины отрезков СВ, СА и АО. Найдите длины отрезков  ВК и  ОМ.

   Метод координат незаслуженно редко используется  в  планиметрии при  решении задач. Хотя с его помощью можно упростить и  фактически алгоритмизировать  решение разнообразных по уровню сложности заданий   (от элементарных до  трудных, отнимающих много времени при общепринятых способах решения, нестандартных задач ). Этот способ целесообразно применять не только при изучении темы «Метод координат», но и в дальнейшем в том случае, если рассматриваемая геометрическая фигура легко «вписывается» в систему координат.    

    В учебнике геометрии 7 – 9 (автор – Атанасян) есть небольшой набор задач на применение метода координат в темах «Применение метода координат к решению задач» и «Применение скалярного произведения к решению задач», также подобные задания есть в пособии по геометрии для 7 – 11 класса (автор – Зив). Дополнительные задания можно составлять самостоятельно, брать подходящие задания для подготовки к ОГЭ из различных источников. Если задачу можно решить стандартным способом и методом координат – предлагать учащимся рассмотреть несколько вариантов решения с выбором оптимального.

   В стереометрии, с помощью данного метода можно будет решать довольно большой набор сложных заданий, например на  определение  расстояний и углов. Поэтому в 9 классе необходимо подготовить базу для  дальнейшего применения метода в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод координат в пространстве

Теория по теме "Метод координат в пространстве" с образцами решения заданий по данной теме....

Практическая работа по теме Метод координат для учеников 5-го класса

Практическая работа позволяет закрепить знания, навыки и умения по данной теме....

Урок информатики по теме "Метод координат"

Цели урока: Обучающая:сформировать представление о методе координат, как о способе числового кодирования графической информации, научить представлять информацию с помощью системы координат, освоить ос...

Кодирование информации. Метод координат.

Урок по информатике. Интегрированный урок (математика и информатика)....

Метод координат. Информатика и ИКТ - 5 класс

Материалы к уроку: конспект урока по информатике и ИКТ «Метод координат» (5 класс), презентация и раздаточный материал к уроку. Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 5 класса Цели урока: 1...

Разработка урока по теме "Метод координат"

Урок по теме «Метод координат» в 5 классе по учебнику Л.Л. Босовой разработан на основе деятельностной образовательной технологии активных методов обучения и модерации. Вид урока -  урок по...

Метод координат в пространстве

Презентация для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике по теме "Метод координат в пространстве"...