Урок математики в 5 классе по теме "Окружность и круг"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Яруллина Гульшат Ильясовна

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_uchit.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе по теме

«Окружность и круг»

Цель урока: формировать представление о круге и окружности, их радиусах и диаметрах; познакомить учащихся с правилом нахождения диаметра; развивать умение строить окружность с помощью циркуля (различать окружность и круг; определять радиус и диаметр; выполнять построение окружности)

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД) научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «правило нахождения диаметра окружности»; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД) умение обрабатывать информацию; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

В результате изучения темы учащиеся должны:

Предметные результаты:

1.Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;                              

2.Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);

3.Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Метапредметные результаты:

1.Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

2 Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

  • Регулятивные: уметь планировать свои действия; уметь работать по предложенному образцу.
  • Познавательные: уметь работать по алгоритму; уметь проводить сравнение; уметь обосновывать свой выбор.
  • Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимоконтроль и оказывать помощь.

Личностные: развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы и технологии, используемые на уроке: проблемно-поисковые, ИКТ, дифференцированные, групповые  

Оборудование: компьютер, проектор, циркули, карандаши

Дидактические средства: рабочий лист, раздаточный материал (копия страницы учебника, круги для практической работы, смешарики для рефлексии, гора и цифры для этапов прохождения).

План –конспект урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, настрой детей на позитивную работу.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу для вас я, а зовут меня Гульшат Ильясовна! Присаживайтесь!

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку
пять.

-Какой сегодня день?

-Какая сегодня погода?

-А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее?

Улыбнитесь! Какие вы все красивые, милые!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспедицию с нашими героями в поисках елки, узнали кто они?

Не боитесь, что путь будет труден?  

Кто не боится? Хорошо. Кто немного боится?

Тоже хорошо, ведь никакие открытия и достижения людям не давались легко.

Приветствуют учителя и садятся за парты

Дети отвечают на вопросы учителя

1-2

2

Актуализация

А сейчас проверим, готовы ли вы к экспедиции?

Ведь, чтобы новых знаний набраться,

Нужно на старые опираться!

Посмотрите пожалуйста на экран! Ежику нужна наша помощь! Кто знает ответ поднимает руку.

1 вопрос:

Как называют эти линии? (прямая, кривая, ломаная)

2 задание:

Что общего у красных фигур? Что у синих? (кривые, ломаные) Молодец!

3 задание:

Что общего у зеленых фигур? (замкнутые) Спасибо! 

4 задание:

Какая фигура лишняя и почему?   (Спасибо! Отлично! Умница!)

(Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю. 1) лишний квадрат, т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка. 2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся есть точки, а на границе треугольника – нет. 3) лишняя окружность, т.к. две другие фигуры – замкнутые ломаные линии, а окружность – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А затем строится работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода)

Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет каждый из вас в дорогу.

У вас на столах лежат РАБОЧИЕ листы. В течении урока мы с вами будем выполнять задания и ставить оценки в них. Подпишите их, пожалуйста.

Выполним первое задание «Багаж знаний»! В течение 30 секунд нужно найти на чертеже предметы, в составе которых есть окружность, отметь их знаком +  

Задание понятно? Время пошло! (таймер)

Класс выполняет самостоятельную работу.  

И так, время вышло! проверим, что каждый из вас выбрал. Взаимопроверка! обмениваемся листочками с соседом по парте.  (ответы на слайде).

Сколько ответов, верно, такая оценка и ставится в оценочный лист

 

Учащиеся отвечают на вопросы

Показывают! Объясняют!

Отвечают!

Подписывают рабочие листы

Учащиеся выполняют работу

Обмениваются листами и проверяют друг у друга

Фиксируют оценки

6-7

3

Постановка проблемы

Выполним следующее ПРАКТИЧЕСКОЕ задание от Лосяша!

Работаем в парах! На столах у вас есть чистые листы бумаги, положите их перед собой. Также на столе у вас стаканчики и тарелка с краской.

Ребята, сидящее на первом варианте, берете стакан, опускаете горлышком в тарелку и ставите отпечаток на бумагу. Сделайте еще раз. Получилось? Молодцы!

Второй вариант! Вы опускаете дно стакана в тарелку и ставите отпечаток на том же листе бумаги. Получилось? Молодцы!

Обратите внимание на след, обсудите с соседом по парте, какие геометрические фигуры вы получили и почему вы так считаете? (30 секунд)

Итак, какие фигуры вы получили? Замечательно! Оцените выполнение этого задания, если вы справились на отлично и у вас все получилось, ставим 5, если у вас немного не получилось, не расстраивайтесь, 4 — это тоже хорошая оценка.

Какая же тема нашего урока?

Запишите её в ваших рабочих листах.

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать?

Сформулируйте цели нашей дальнейшей экспедиции.

Молодцы!

Так как отличить круг от окружности? Что такое окружность и круг, давайте запишем определение.

Вы сказали, что окружность – это замкнутая линия. Так может, я чего-то не знаю? У меня есть три замкнутых линии.

Это все окружности?

Готовят лист бумаги.

Выполняют задание по шагово за учителем

 Работают в паре, обсуждают

"Окружность и круг"

(запис. в тетр. тему и дату)

Научиться ….

3-4

4

Физ-культ-минутка

Ребята, попрошу вас всех встать и приготовиться на физкультминутку:

Внимание на экран, если на картинке есть окружность или круг, то вы хлопаете, а если нет, то вы топаете!

Готовы?

Молодцы, все справились! Присаживайтесь!

Сравнивают и выполняют движение

1

5

Открытие нового знания

Давайте это выясним.

Выполним следующее практическое задание!

У вас на столе есть вырезанный круг, а по краю круга идет окружность. Выполним задание (читают, выполняют).

Возьмите вырезанный круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется___________________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет _______________. Точка пересечения сгибов – это_______________ круга.

(если есть затруднения, то посмотрите п. 25 учебника, стр.6) 

Проверяем, какие слова вы записали. Обратите внимание, как пишутся эти слова!!!

На этом круге карандашом обведите диаметр, центр круга и радиус.

Что такое радиус?

Диаметр?

Край круга – это окружность. Измерьте расстояние от центра круга до любой точки окружности., можно по линии сгиба измерять. Что вы можете сказать об этих расстояниях? Какой вывод можно сделать?

         Вернемся к определению окружности и круга.

6-7

6

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Возьмите карандаши и попробуйте начертить окружность.

Покажите свою работу друг другу и мне. Получилась окружность? Почему же у фигуры неровные края?

Для этого существует специальный чертежный инструмент:

               Я – циркач лихой,  

Окружность я черчу одной ногой,

А другой – проткну бумагу,

Уцеплюсь я и ни шагу!

- Что это?

- С каким словом созвучно это название? (Цирк)

-А почему?  

 - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад.

Ну что, попробуем теперь начертить окружность с помощью циркуля, соблюдая правила безопасности!

Как же построить окружность с помощью циркуля?

  1. Отмечаем центр окружности в рабочих листах.
  2. Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
  3. Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность радиусом 2 см.

Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.

Отметьте ее центр. Соедините его с точкой на окружности. Что получится? Продолжите радиус до пересечения с другим краем окружности. Как называется этот отрезок? Чему равна его длина?

Сравните свой ответ с ответом на экране. Поставьте себе оценку. МОЛОДЦЫ!

7

Закрепление нового материала

Устно. Посмотрите на слайд.

Сколько точек изображено на рисунке?

Какие точки лежат на окружности? Что является центром? Соединив некоторые точки получаем отрезки. Назовите все радиусы и диаметры окружности.

Проверим свои знания с помощью теста. Задание: соедини стрелочками понятие с его определением. Время на выполнение: 1 минута! Готовы? Начинаем!

Время вышло. Правильность выполнения теста проверим и зафиксируем оценку в рабочий лист. 

Все справились с тестом?   Молодцы! (флажок на вершину горы)

Отвечают

Выполняют задание.

Проверяют. Оценку ставят в оценочный лист.

3

8

Подведение итогов урока

– А что сегодня вы нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

Мы вместе со смешариками достигли цели. Елку нашли!

Теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке:

на партах у вас лежат смешарики! Прикрепите их пожалуйста на тот уровень елочки, до которого вы сегодня добрались на уроке! И не забудьте сдать мне рабочие листы, средний балл за работу будет выставлен в журнал.

Урок полезен, всё понятно! (вершина елки)

Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (середина)        

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться! (внизу)

 Домашнее задание!

Совсем чуть-чуть осталось до Нового года ребята и я для Вас приготовила небольшие подарки на память о нашем уроке!

Друг мой хоть и небольшой,

Но работает с душой!

Закорючки тут же сьест,

Уберет в один присест

До чего хорош жевастик

Мягкий светлый кругый … (ластик)

Листочки сдаем. Спасибо за урок. Вы большие молодцы!

Мне понравилось с вами работать!

Слушают

Отвечают

Прикрепляют смешариков у тех слов, которые им больше подходят к

окончанию урока.

Сдают оценочные листы.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Окружность, круг"

основные понятия и формулы, задачи по теме "Окружнось, круг"...

Урок математики 6 класс Длина окружности и площадь круга

Данный урок математики с использованием мультимедийной презентации по теме «Длина окружности. Площадь круга» является уроком изучения нового материала. Преподавание в 6 классе ведется по учебник...

технологическая карта урока математики по теме "Длина окружности. Площадь круга"

Урок объяснения нового материала по теме "Длина окружности. Площадь круга" - математика, 6 класс. Урок с применением ЭОР....

План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс». Тема: «Окружность и круг»

Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг»....

Урок математики по теме "Длина окружности. Площадь круга"

Урок открытия новых знаний посвящен теме "Длина окружности. Площадь круга". Целевая аудитория- 6 класс. Программа -Зубарева, Мордкович....

Самостоятельная работа. Математика 6 класс. Длина окружности. Площадь круга

Самостоятельная работа по программе Мерзляка А.Г. составлена в 2 вариантах...