Сохранение здоровья в математических задачах.
творческая работа учащихся по математике (5 класс)

Цель работы: создать сборник задач по математике, усиливающий интерес к предмету, собственному здоровью и здоровому образу жизни посредством решения математических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_zdorovya.docx67.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Весенненская средняя общеобразовательная школа»

Здоровая Россия – наше будущее

Номинация: «Точные науки и здоровье»

Сохранение здоровья в математических задачах

Автор:

Степыко Маргарита                                                                       учащаяся 5класса Руководитель:АрндтИринаВасильевна,учитель математики

с. Весеннее

2022 год

Оглавление

Введение.        3

§1.  Математические задачи – источник знаний о здоровье человека.        4

§2.Сборник задач по математике        4

2.1. Математика и знание своего тела.        4

2.2. Математика и здоровый образ.        5

2.3.  Математика и здоровое питание.        6

2.4.  Математика и вредные привычки.        8

Заключение.        10

Литература.        11

Введение.

“Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто”.

Сократ

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества.

Сейчас много говорят о здоровье и здоровом образе жизни. Нас убеждают в том, что спорт и физическая культура – это залог здоровья, что это модно, что это ключ к успеху.

А как быть с математикой? Ведь математика – один из основных предметов в школе. Может ли математика помочь здоровья?

На уроках математики мы решаем устные и письменные задачи. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни.

И мне стало интересно, могут ли математические задачи быть источником знаний о здоровье человека.

Актуальность  моей работы состоит в том, что в наше время большинство учащихся имеют значительные отклонения в здоровье. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается здоровье нации. Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно - нужно соблюдать основные правила здорового образа жизни. Именно в детстве закладывается путь развития, по которому человек будет следовать до конца жизни.

В  связи с этим тема моей исследовательской работы «Сохранение здоровья в математических задачах».

Это выражается в том, что в содержании задач будет информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, вредных привычках характеристик, от которых зависит наш такие задачи. К сожалению, таких задач оказалось очень мало. Я просмотрела учебники математики 4 и 5 класса, и практически ничего не нашла. А ведь так важно, чтобы школьники сами могли подсчитывать, контролировать, корректировать своё поведение в соответствии с нормами и требованиями растущего организма. Для работы над темой я использовала факты из разных информационных источников: учебники природоведения и биологии, интернет ресурсы,

А найденные статистические данные применила для составления задач. Сборник получился небольшим, но, думаю, очень полезным.

Цель работы: создать сборник задач по математике, усиливающий интерес к предмету, собственному здоровью и здоровому образу жизни посредством решения математических задач.

Задачи:  

- проанализировать учебники математики 4-5 классов;

- изучить литературу по теме;

- составить сборник задач.

Объект исследования: математические задания.

Предмет исследования: содержание математических задач.

Методы исследования:

- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, Интернет сети;

- практический метод при решении задач.

§1.  Математические задачи – источник знаний о здоровье человека.

Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. А сейчас особенно математика проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии. Это математики учат вычислительные машины измерять размеры атома, проектировать дома, проводить медицинские обследования, сочинять стихи и музыку. Казалось бы, причем здесь здоровье? Оказывается, путь к математическим вершинам начинается со здоровья. Поэтому необходимо ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности.

Согласно словарю Ожегова С.И. «Здоровье – это правильная, нормальная  деятельность организма».

Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой частью которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

§2.Сборник задач по математике

2.1. Математика и знание своего тела.

Человеческое тело можно сравнивать с огромным зданием, состоящим из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки  образуют ткани. Ткани объединяются в органы. Слаженная работа всех органов – счастье для человека.

   Задача №1.

У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?

Решение:

300-206=94 (кости)

Ответ: 94 кости.

Задача №2.

Одна клетка кожи живет 1 месяц (30 дней), потом отпадает и ее заменяет новая. Сколько клеток сменится одна за другой на одном и том же месте за всю жизнь мужчины, если его продолжительность его жизни составляет 60 лет?

Решение:

60*12=720 (клеток)

Ответ: 720 клеток.

   Задача №3.

Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет  продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?

Решение:

  1. 75:5*4=60 (лет) – продолжительность жизни мужчины
  2. 75-60=15 (лет)

Ответ: 15 лет

.

   Задача №4.

Рост Джона 5 футов 11 дюймов. Выразите рост Джона в см, если 1 фут равен 0,305 м, а 1 дюйм равен 2,5 см. Результат выразите в сантиметрах. (Сборник ЕГЭ)

Решение:

5*0,305м+11*2,5см=1,525м+27,5см=152,5см+27,5см=180см

Ответ: 180 см        

2.2. Математика и здоровый образ.

Полноценный сон – важный источник наших сил. Полноценный  сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать. А  если он не выспится он чувствует себя вялым, мозг плохо работает.

Задача №5.

Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Какую часть суток спит взрослый человек? Сколько часов проспит взрослый человек за неделю?

Решение:

Ответ: 56 часов

Задача №6.

Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Ребенок должен спать 11 ч в сутки. На сколько процентов сон ребенка должен быть больше сна взрослого человека?

Решение:

Ответ: 37,5%

Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.

Задача №7.

Бегун пробежал 450 м за 50 секунд. Найдите среднюю скорость бегуна. Ответ дайте в км/ч. (Сборник ЕГЭ)

Решение:

450:50*3,6=32,4 (км/ч) – средняя скорость бегуна

Ответ: 32,4 км/ч

Задача №8.

Ученик 6 класса способен задержать дыхание на 45 с, что составляет 9/50 от способности тренированного ловца жемчуга. Сколько времени может продержаться под водой тренированный человек?

Решение:

45:9*50=250 (с)

Ответ: 250 секунд

Задача №9.

Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1,5 ч. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется?

Решение:

  1. 45 мин+1,5ч=45 мин+90 мин=135 мин=2ч 15 мин – Ваня находился за компьютером
  2.  2ч 15 мин – 1ч=1ч 15 мин – находился больше, чем положено

Ответ: 1ч 15 мин

        

2.3.  Математика и здоровое питание.

Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества. Например, девятиклассник должен ежедневно получать около 2500 ккал. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира.

Задача №10.

Чтобы приготовить полезный для здоровья коктейль, надо смешать 200г молока, 120г малины, 60г клубники, 150г черники и 30г меда. Сколько всего граммов ягод нужно положить в коктейль? На сколько процентов в коктейле больше ягод, чем молока? Запомните этот рецепт и приготовьте.

Решение:

  1. 120+60+150=330 (г) – ягод нужно положить в коктейль

  1.   165-100=65%

Ответ: 330г; на 65% ягод больше, чем молока

Задача №11.

Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится 140 г соли. Сколько соли содержится у человека весом 40 г?

Решение:

Ответ: 80 г соли содержится у человека весом 40 кг.

Задача №12.

Вечерний прием пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?

Решение:

Если ученик должен встать в 7 часов утра и продолжительность сна 10 часов, значит, он должен лечь спать в 21 час и поужинать в 18 часов.

Ответ: в 18 часов.

Задача №13.

В среднем человек за 70 лет съедает 40 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. Сколько приблизительно воды выпьет человек за 14  лет жизни?

Решение:

  1. 40+5ч=45 (т) – воды выпивает человек за 70 лет

Ответ: 9 тонн

Задача №14.

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества  упаковок хватит на весь курс лечения? (Сборник ЕГЭ)

Решение:

  1. 0,5*3*21=31,5 (г)
  2. 31,5: (0,5*10)=6,3 (упаковок)

Ответ: 7 упаковок

Задача №15.

Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров? (Сборник ЕГЭ)

Решение:

  1. 100-85=15%

Ответ: 15%

2.4.  Математика и вредные привычки.

Математическая статистика

В   мире   проживает  более 1,1 млрд.  курильщиков.

80%  курильщиков  начали курить  в  школе.  

30%  среди  12 летних  подростков  начали  курить, 

к  14  годам  эта  цифра возрастает  почти  вдвое, 

в  18  лет  попробовали  сигарету  хоть  раз  уже  80%.     

75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.

90% рака легких наблюдается у курильщиков.

До 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.

Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.

Задача №16.

Одна выкуренная сигарета разрушает 25 мг витамина С, норма питания приема витамина С 500 мг. Сколько витамина С ворует у себя тот, кто выкуривает 10 сигарет в день?

Решение:

500-25*10=250 (мг)

Ответ: 250 мг

Задача №17.

Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать  - меньше на 255 г. Определите, сколько будет весить новорожденный, если курит папа; курит мама; курят оба.

Решение:

  1. 3 кг 400 г – 119 г = 3 кг 281 г- вес новорожденного, если курит папа
  2. 3 кг 400 г – 255 г = 3 кг 145 г - вес новорожденного, если курит мама
  3. 3 кг 400 г – (119 г+255 г) = 3 кг 26 г - вес новорожденного, если курит папа и мама

Ответ: 3 кг 281 г; 3 кг 145 г

Задача №18.

В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми?

Решение:

     Взрослых – х чел.

     Подростков – 2х чел.

     Всего -  60 чел.

х+2х=60

х=20 (чел.) – взрослых

20*2=40 (чел) - подростков

Ответ: 40 человек

Задача №19.

В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, еслибы своевременно бросили курить?

Решение:

Ответ: 210000 человек

Заключение.

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. В одной из пословиц говорится «Было бы здоровье, а остальное приложится». В период обучения в школе многие дисциплины знакомят школьников с основами здорового образа жизни. А математика? Каким же образом математика может стать источником знаний учащихся о здоровье человека? Я подумала, так как в математике много текстовых задач, то именно через содержание задач можно знакомить учащихся с фактами из реальной жизни о здоровье человека.

Решение задач с таким содержанием не только способствует сохранению здоровья, но и пропагандирует здоровый образ жизни, вызывает негативное отношение к вредным привычкам, в ненавязчивой форме обучает правилам поведения в различных жизненных ситуациях. Представленные проблемы здорового образа жизни в виде задач способно оказывать большое влияние на учеников, чем просто слова. Включение  в уроки математики таких задач делает уроки математики более познавательными и интересными.

Практическое значение исследовательской работы обусловлено тем, что в ней разработан сборник задач по математике для 4-5 классов, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Он включает вопросы на знание своего тела, пропагандирует здоровый образ жизни, освещает некоторые вопросы рационального питания, осуществляет профилактику вредных привычек. А где же взять эти факты? Для составления задач я использовала различные информационные источники. Я пришла к выводу, что математика, так же, как и другие школьные дисциплины может помочь сохранить и укрепить здоровье. Мой сборник пока очень мал, но, думаю, будет полезен. Данная разработка может найти широкое применение на уроках математики.

Берегите себя, свое здоровье и тогда жизнь станет прекрасной и удивительной.

Литература.

  1. Алимова Т.М. Здоровье: Математика про себя. Сборник задач по математике.  – М., 2003
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый Словарь. – М.: «Азъ»,  2000
  3. Уроки здоровья в задачах. /Электронный ресурс/. – Режим доступа: www.festival.1september.ru/articles/568171/
  4. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. /Электронный ресурс/. – Режим доступа: www.eduvluki.ru/ch/upr
  5. Культура здоровья на уроках математики и во внеурочной работе в рамках… uchportal.ru>Статьи>23-1-0-3886


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические задачи здоровье сберегающейся направленности.

Математические задачи здоровье сберегающей направленности....

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

ЗАЩИТА, СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКА – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Выступление классного руководителя 5 класса в рамках районной недели классного руководителя по теме "Здоровый образ жизни". Обмен опытом работы по проблеме сохранения и развития здоровья дет...

ЗАЩИТА, СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКА – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Компьютерная презентация к выступлению классного руководителя 5 класса по заявленной теме....

Здоровье сберегающие математические задачи

Математические задачи, способствующие укреплению здоровья. Можно использовать в устном счёте....

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника....

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...