Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы
статья на тему

Ильясова Фидания Гатаевна

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы

        

 Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.  

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы  сохранить здоровье  детей,  укрепить его,  а  не  ухудшить  на  протяжении  всех  лет  обучения  в  школе?  

Школа  как  социальная  среда,  в  которой  дети  находятся  значительное  время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса  обусловлена  как  продолжительностью  учебного  дня  и  обилием  домашних

заданий,  так  и  структурой  деятельности,  количеством,  темпом  и  способами  подачи

информации,  исходным  функциональным  состоянием  и  адаптивностью  ученика,

характером  эмоционального  фона  и  другими  факторами.  Ученику  приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл  в  школу,  что  является  исходным  фоном  на  старте  обучения.  На  этом  фоне  в   дальнейшем  не  менее  важна  и  правильная  организация  учебной  деятельности.  От  того насколько  органичен  образовательный  процесс,  насколько  педагоги  учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все  отрицательно  влияющие  на  здоровье  ребенка  факторы  обучения,  напрямую  зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.  

    Задумываясь  о  здоровье  школьников,  нужно признать,  что традиционная  классно-урочная  система  организации  учебного  процесса  устарела, она неблагоприятно влияет на  здоровье  детей.  Особенно  отрицательно  влияют на  физическое и психическое здоровье   детей следующие факторы:  

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии.  Рациональная  организация  учебного  процесса  необходима  для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников,  сохранения  их  здоровья.  Сохранить  и  укрепить  здоровье  школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  –  совокупность  всех

используемых  в  образовательном  процессе  приемов,  методов,  технологий,  не  только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной  среды,  но  и  способствующих  воспитанию  у  учащихся  культуры

здоровья. Применение этих технологий  способствует созданию специальных  условий, обеспечивающих  развитие  сильных,  знающих  о  своем  здоровье,  умеющих  его  беречь  и подготовленных для жизни личностей.

    Таким  образом,  одной  из  актуальных  практических  задач  школы  является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и  созданию педагогических условий  для  саморазвития  и  творческой реализации детей и

подростков.

.   Цель  здоровьесберегающего  сопровождения -  создание  безопасного  для  здоровья образовательного  пространства  на  уроках,  а  также  создание оптимальных  психолого-педагогических  условий  для  развития  и  самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования  к  учителю  просты  и  естественны:  не  допускать переутомления  учащихся  на  уроках  и  перегрузки  их  домашними  заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка  к  одному  уроку  не  должна  занимать  в  среднем  более  20  минут,  т.е.  более половины  времени  урока.  Этого  можно  добиться,  если  полностью  и  эффективно использовать для обучения всё время урока.

  Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных  особенностей  детей  даже  при  внедрении  всех  форм  физкультурно-

оздоровительной работы  приводит  к выраженному  утомлению  учащихся  в  течение  дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к  ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный  режим,  прежде  всего,  предусматривает  четкое  чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных  видов  деятельности.  Подавляющее  число  функциональных  отклонений  в  

 организме  учащегося  за время обучения в школе  связано  с  увеличением учебной  нагрузки,  условиями  протекания  учебно-воспитательного  процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать  вперёд  и  контролировать  учебный  процесс  так,  чтобы  учащиеся  учились

искусству  учёбы.  Успешная  учебная  деятельность и  состояние  здоровья детей  не  могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны     и требуют к себе  пристального  внимания  взрослых,  учителей-практиков  и  родителей.  Хорошее здоровье  только  благоприятным  образом  способствует  полноценному  развитию  детей, способствует  безболезненной  адаптации  к  новой  для  школьника  учебной  деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.    

Сбережение  и  укрепление  здоровья  тесно  связано  с  применением  в  школе  информационно-коммуникативных  технологий  обучения,  при  которых  дети  не  устают,  а  продуктивность  их  работы возрастает.  Однако внедрение  компьютерных  технологий  в  нашу  жизнь  неминуемо  сказывается  на здоровье. Что  должен  сделать  учитель для  обеспечения  безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?  В  первую  очередь,  создать  соответствующие  условия  работы.  Очень  важно соблюдать  температурный  режим,  грамотно  оформить  кабинет,  подобрать  удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся,  а также  улучшить  качество восприятия материала. Работа за  компьютером во

время  выполнения  практических  заданий  и  тестирования  дает  возможность  укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.  

   На уроках  нужно учить строить взаимоотношения с компьютером  грамотно  и  технологично,  чтобы  максимально  уменьшить  риск  для  здоровья,  развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям,  делают  их  желанными,  комфортными,  приятными,  привлекательными, исключают  угнетение,  стрессы,  различные  негативные  реакции,  плохо  влияющие  на психику  подростков.  А  все  это  помогает  сберечь  и  укрепить  здоровье  подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

        "Забота о человеческом здоровье - тем более о здоровье ребенка, - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества" - говорил Сухомлинский.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление  учащихся  в традиционной       школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к  сохранению   здоровья  детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

 4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Обобщение опыта по теме: «Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»

Работу  над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет...

Проект "Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания"

Тема: «Сохранение здоровья  учащихся через организацию здорового питания»Цели проекта: 1. Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.2. Укрепление нрав...

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся....

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, со...

Сохранение здоровья в математических задачах.

Цель работы: создать сборник задач по математике, усиливающий интерес к предмету, собственному здоровью и здоровому образу жизни посредством решения математических задач....