Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника математики"
рабочая программа по математике (9 класс)

Пастарнакова Светлана Михайловна

Рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы,расчитана на 1 час в неделю. Есть пояснительная записка, общая характеристика курса внеурочной деятельности,место курса в учебном плане,направление , цели,задачи,а также содержание программы, тематическое планирование и календарно- тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №19

имени Героя России Панова» г. Смоленска

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ШМО

заместитель директора

директор МБОУ «СШ №19»

комплексного обучения и воспитания

_________/ Смазнова Т. А. /  

________ /Кушнерёва М. В. /

__________ /Борисова Ю. В./

приказ № ____ - ОД

протокол № 1 от

от  «01» сентября  2023 г.

«31» августа  2023 г

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«За страницами учебника математике»

9 класс

(является частью основной общеобразовательной программы)

Учитель: Пастарнакова С.М.   

Класс: 9Б

Общее количество часов по учебному плану:  34

                                                                 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозора и применению своих творческих навыков в других ситуациях.

 Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506,- является «популяризация математических знаний и математического образования».                                      

Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».

      Данная программа «За страницами учебника математики» для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

    ∙ Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

   ∙ Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);

   ∙ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;

   ∙ Распоряжением Комитета по образованию Правительства СанктПетербурга от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарных учебных графиков государственных образовательных учреждений СанктПетербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год»;

   ∙ Приказом Министерства Просвещения РФ № 254 от 20.05.2020 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

   ∙ Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих 3 государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»;

    ∙ Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 703 № Московского района Санкт-Петербурга;

   ∙ Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденной приказом директора от 01.09.2022 № 1;

   ∙ Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБОУ школе № 703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом директора от 01.09.2022 № 1;

   ∙ Календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 703 № Московского района СанктПетербурга, утвержденного приказом директора от 01.09.2022 № 1;

   ∙ Протоколом Педагогического совета ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга № 1 от 01.09.2022 «О принятии Учебного плана ООО ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга на 2022- 2023 учебный год»;

   ∙ Положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей ГБОУ школы № 703 Московского района Санкт-Петербурга, утвержденным приказом директора от 01.09.2022 № 1;

   ∙ Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" Институтом образования ФГАУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" совместно с ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина" от 18.08.2017 №09-1672

ОБЩАЯ ХАОАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «За страницами учебника математики» 

Программа предназначена для того, чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать.

Отличительной особенностью данной программы является то, что курс предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на 4 уроках спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми дисциплины. Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» разработана в соответствии с требованиями ФГОС основной школы. Она расширяет предметную область курса «Математика» за счет дополнительных сведений о возможности применения математики в реальном мире.

НАПРВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ- общеинтеллектуальное.

Цель и задачи программы

Цель: Систематизация и углубление материала по отдельным темам предмета математики. Задачи:

   ∙ повышение интереса к изучению предмета;

   ∙ формирование более глубокого понимания математики;

   ∙ развитие мышления и формирование навыков интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение, умозаключении);

   ∙ формирование навыков и подходов к решению задач повышенного уровня и олимпиадных задач.  

Принципы программы:

1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

 3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность: Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение задач различной сложности, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в олимпиадах разного уровня, других математических конкурсах и экзаменах.

 5. Обеспечение мотивации. Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат понимание основных тем на уроках математики.

 Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» состоит в привлечении школьников к 5 познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ реализуется через:

 - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

 - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

 - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

 - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Настоящая рабочая программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школа №703 Московского района Санкт-Петербурга. В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности ГБОУ школы № 703 Московского района СанктПетербурга общее количество времени на 2022-2023 учебный год составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.

УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля для педагога 

М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич  Сборник задач по алгебре: учеб. Пособие для 8-9 кл. с углубл. Изучением математики – М.: Просвещение, 2001.

Содержание программы курса внеурочной деятельности:

          Решение геометрических задач ( 8 часов )

Вычисление площадей. Метод площадей. Метрические соотношения. Геометрическое место точек. Окружность. Вписанная, описанная и вневписанная окружности.

         

          Элементы комбинаторики и теории вероятностей ( 6 часов )

 Множества. Факториал. Размещения и перестановки. Сочетание. Классическая вероятность. Правила умножения и сложения. Формула включений и выключений.

           

          Азы теории чисел ( 6 часов )

Делимость. Арифметика остатков. Решение сравнений. Уравнения в целых числах.

         

          Текстовые задачи ( 6 часов ) 

Задачи на смеси и сплавы. Задачи на движение. Задачи на работу и производительность. Задачи с целочисленными неизвестными. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Простейшие задачи на проценты, обратные задачи на проценты, простой и сложный процентный рост.

          Модуль ( 4 часа )

 

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. Упрощение выражений, содержащих знак модуля. Построение графиков с модулем.

          Задачи с параметром ( 4 часа ) 

Линейное уравнение с параметром. Дробно - рациональные уравнения с параметром. Квадратные уравнения с параметром. Теорема Виета.    

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

          Результаты обучения  (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, позволяющего приобрести опыт исследовательской и проектной деятельности.

          Личностные результаты: 

формирование следующих умений: самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

          Предметные результаты: 

   − углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса;

   − формирование исследовательских умений ;

    − формирование умений защиты проектов.

 Метапредметные результаты:

    − освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

   − овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

   − освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

   − активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

   − умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

   − осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

   − адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    − готовность слушать собеседника и вести диалог.  

В результате освоения программы «За страницами учебника математики», учащиеся должны:

    − организовывать процессы изучения;

   − выбирать собственную траекторию образования;

   − выполнять учебные и самообразовательные программы;

    − получать и использовать информацию из различных источников; − самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

   − самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.        Перечисленные ориентиры могут составить основу проектируемой программы формирования универсальных учебных действий. Можно выделить четыре блока основных видов УУД:

    - личностные универсальные учебные действия: умение жить по правилам; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение выделять нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    - регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание; планирование; осуществление учебных действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция;

    - познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; знаковосимволические; информационные; логические;

    - коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Тематическое планирование 

Темы занятий

Количество часов

Формы проведения

Раздел 1.   Решение геометрических задач.

Основные свойства площади

1

Беседа

Метод площадей

1

Практикум

Метрические отношения

2

Практикум

Окружность. Геометрическое место точек

1

Теоретическое занятие

Вписанная окружность в треугольник и четырехугольник

1

Практикум

Описанная окружность около треугольника и четырехугольника

1

Практикум

Вневписанная окружность

1

Теоретическое занятие

Итого:

8

Раздел 2.Элементы комбинаторики и теории вероятности.

Множества. Факториал

1

Теоретическое занятие

Размещения. Перестановки. Сочетания.

1

Практикум

Классическая вероятность

1

Теоретическое занятие

Правила умножения и сложения

1

Практикум

Формула включений и выключений

2

Практикум

Итого:

6

Раздел 3. Азы теории чисел

Делимость

2

Теоретическое занятие

Арифметика остатков

1

Практикум

Решение сравнений

1

Практикум

Уравнение в целых числах

2

Практикум

Итого:

6

Раздел 4. Текстовые задачи

Задачи на смеси и сплавы

1

Практикум

Задачи на движение, на  работу и производительность

1

Практикум

Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии

1

Практикум

Простейшие задачи на проценты. Обратные задачи на проценты

1

Практикум

Простой и сложный процентный рост

2

Практикум

Итого:6

Раздел 5. Модуль

Модуль числа , его геометрический смысл, основные свойства модуля

Упрощение выражений, содержащих знак модуля

1

Теоретическое занятие

Уравнения, содержащие знак модуля

1

Практикум

Неравенства, содержащие знак модуля

1

Практикум

Построение графиков с модулем

1

Практикум

Итого:

4

Раздел 6. Задачи с параметром

Линейные уравнения с параметром

1

Практикум

Дробно-рациональные уравнения с параметром

1

Практикум

Квадратные уравнения с параметром

1

Практикум

Теорема Виета для уравнений 3 степени

1

Практикум

Итого:

4

Всего:

34

Поурочно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Дата проведения по плану/ по факту

1

Основные свойства площади

1

Практикум

2

Метод площадей

1

Практикум

3

Метрические соотношения

1

Практикум

4

Метрические соотношения

1

Самостоятельная работа на 15 мин.

5

Окружность. Геометрическое место точек

1

Практикум

6

Вписанная окружность

1

Практикум

7

Описанная окружность

1

Практикум

8

Вневписанная окружность

1

Практикум

9

Множества. Факториал

1

Практикум

10

Размещения и перестановки. Сочетания.

Практикум

11

Классическая вероятность

1

Практикум

12

Правила умножения и сложения

1

Рассказ учителя. Практикум

13

Формула включений и выключений

1

Теоретическое занятие

14

Формула включений и выключений

1

Самостоятельная работа на 15 минут

15

Делимость. Простой и сложный процентный рост

1

Практикум

16

Делимость

1

Практикум

17

Арифметика остатков

1

Теоретическое занятие

18

Решение сравнений

1

Практикум

19

Уравнение в целых числах

1

Теоретическое занятие

20

Уравнение в целых числах.

1

Практикум

21

Задачи на сплавы и смеси.

1

Практикум

22

Задачи на движение, Задачи на работу и производительность.

1

Самостоятельная работа на 15 минут

23

Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Самостоятельная работа на 15 минут

24

Простейшие задачи на проценты, обратные задачи на проценты.

1

Исследовательская работа

25

Простой и сложный процентный рост.

1

Теоретическое занятие

26

Простой и сложный процентный рост.

1

Практикум

27

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Упрощение выражений , содержащих знак модуля.

1

Презентация. Работа в группах.

28

Уравнения , содержащие знак модуля и способы их решения.

1

Практикум

29

Неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

1

Практикум

30

Построения графиков с модулем.

1

Презентация

31

Линейные уравнения с параметром

1

Практикум

32

Дробно-рациональные уравнения с параметром.

1

Практикум

33

Квадратные уравнения с параметром.

1

Практикум

34

Теорема Виета для уравнений 3 степени

1

Теоретическое занятие

Список литературы:

1.Гордин Р.К. Теоремы и задачи школьной геометрии. Базовый и профильный уровни. - М.: МЦНМО, 2018

2. Гордин Р.К. Геометрия  Планиметрия 7-9 классы. . - М.: МЦНМО, 2006

3.Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В.  Ленинградские  математические кружки. – Киров: «САС», 1994

4.Кноп К.А. Азы теории чисел. - М.: МЦНМО, 2017

5. Вольфсон  Г.И. и др ., под ред. И.В.Ященко ЕГЭ 2017 задача 19 (профильный уровень) - М.: МЦНМО,2018

6. Колесникова С.И.  Задачи с параметром. ЕГЭ математика / С.И.Колесникова. –М,: ООО «Азбука-2000» , 2017. -112 с.

7. Шень А Вероятность: примеры и задачи.- М.: МЦНМО,2016.-72 с.

8. Галицкий М.Л., Гольфман А.М., Л.И.Звавич Сборник задач по алгебре :учеб. Пособие  для 8-9 кл. с углубленным изучением математики – М.:Просвещение, 2001.-217с.

9. Агафанов Н., Подлипский О.  Математические олимпиады Московской области – М.: Физматкнига , 2006

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики» (6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир математики" (общеинтеллектуальная направленность). Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 12-13 лет....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)

Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития лично­сти, таким ка...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу  составила : Маёнкова Ирина Ни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"

Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обу­чение более успешным, включить учащихся в активную по­знавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики»

Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Удивительный мир математики», составлена на основе:  примерной программы по математике и авторского темат...