Разработка открытого урока по теме : "Показательные уравнения"
учебно-методический материал по математике (10 класс)

Тема урока – Показательные уравнения

Цель урока: сформировать представление о показательных уравнениях, освоить основные способов решения показательных уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка открытого урока 38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по теме: «Показательные уравнения»

ФИО: Корешкова Анжелика Анатольевна

Класс – 11

Тема урока – Показательные уравнения

Цель урока: сформировать представление о показательных уравнениях, освоить основные способов решения показательных уравнений.

Задачи:

  • Обучающие  введение определения показательных уравнений, формирование основных способов решения простейших показательных уравнений; формирование умения и навыки правильно определять и применять данные способы при решении конкретных показательных уравнений.
  • Развивающие – развитие мышления, различных видов памяти, внимания, речи, умения делать обобщения и выводы, умение работать с новым материалом, структурировать полученные знания; выработка умений решения показательных уравнений;
  • Воспитательные  воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе, взаимопомощи, воспитывать навыки самостоятельности и саморазвития, взаимоконтроля.

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: понимание значения применение различных способов решения показательных уравнений; интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения в практической деятельности; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Предметные: знание определения показательных уравнений, систематизированные представления о способах решения показательных уравнений; умения решать показательные уравнение с применением различных способов, закрепление свойств показательной функции в процессе решения показательных уравнений;

Метапредметные: умение применять на практике знания способов решения показательных уравнений; применение данного материала при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, формирование умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Методы, приёмы, формы работы: словесные (беседа), наглядные (иллюстрации), проблемный (информационно-поисковый), репродуктивный, фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: Колягин, Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин; под ред. А. Б. Жижченко. – Москва: Просвещение, 2021. – 463 с. – ISBN 978-5-09-025401-4. Шабунин, М. И. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Дидактические материалы. Базовый и углубленный уровни / М. И. Шабунин, М. В. Ткачева, Н. Е. Фёдорова. – Москва: Просвещение, 2021. – 142 с. – ISBN 978-5-09-070944-6.презентация «Показательные уравнения», карточки для самостоятельной работы, оценочный лист.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

Дидактическая структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

Планируемые результаты

Планируемое время

Личностные

Мета

предметные

Предметные

I. Мотивационно – целевой этап

Приветствие. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.

Приветствие учителя.

Подготовка класса к работе.

 2 мин.

Формулирование темы и задач урока.

Подведение к теме урока:

Актуализирует знания по пройденной теме. Учитель по очереди осуществляет фронтальный опрос учащихся. 

  • Пожалуйста, ответьте на вопросы:

1. Какую функцию называют показательной?

2. Какие их перечисленных ниже функций являются показательными:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)
3. Назовите основные свойства показательной функции.

4. Выберите возрастающие функции:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

5. Укажите область определения функции

Задание на повторение свойств степени.

Вычислите устно:

4)

5)

Предлагает решить задания, записанные на доске. Контролирует выполнения задания, осуществляет проверку правильности решения заданий. Предлагает выбранному ученику предъявить свое решение классу. При решении задания, учащиеся встретятся с затруднением.

Задание. Назовите виды уравнений. Решите их.

1);

2);

3);

4);

5);

6);

7)

Учитель предоставляет возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Задает вопросы.

Вопросы:

- Получилось ли у вас полностью выполнить задание?

- Что не получилось?

- Почему не получилось?

Подведение к формулированию темы и целей урока.

- Исходя из того, что у вас возникли трудности при выполнении задания попробуем сформулировать тему нашего урока и поставим цели на урок. 

- Обратимся еще раз к данным уравнениям, неизвестная переменная в уравнениях 2, 4, 6 стоит в основании степени

- Где стоит неизвестная переменная в уравнениях 3, 5, 7?

- Отсюда мы можем сделать вывод к какому виду относятся данные уравнения? Ваши варианты?

-Верно, итак, какова тема сегодняшнего урока?

- Правильно! Тема сегодняшнего урока:

«Показательные уравнения»

-Какие цели вы поставите на урок?

-Открываем тетради, записываем число,

«Классная работа»

Тему урока: «Показательные уравнения».

Отвечают на вопросы.

1. Показательной функцией называется функция вида где а – заданное число, такое, что a>0, a1.

2. Из перечисленных функций, показательными являются функции под номерами 1, 3,6,7.

3. Основные свойства показательной функции: область определения – множество всех действительных чисел; множество значение – множество всех положительных чисел; показательная функция является возрастающей на множестве действительных чисел, если a>1, и убывающей, если 0

4. Из предложенных функций возрастающими являются функции под номерами 1, 3, 6.

5. Область определения функции  является промежуток (-;+).

Устно выполняют предложенное учителем задание.

Выходят к доске, решают примеры, записывают решения в тетрадь.

Пробуют выполнить задание, предложенное учителем, сталкиваются с проблемой. Не знают вид уравнений 3,5,7, не знают способы решения данных уравнений.

В процессе рассуждений, выясняют в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Отвечают на вопросы:

- Задание выполнить полностью не получилось.

- Не получилось решить уравнения под номерами 3, 5, 7.

- Не получилось потому, что не знаем вид данных уравнений и их способов решения.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

- Неизвестная переменная в данных уравнениях стоит в показатели степени.

-Возможно, данные уравнения являются показательными.

Формулируют тему урока.

-Тема сегодняшнего урока «Показательные уравнения»

Формулируют цели урока:

- Цель урока: овладение основными способами решения показательных уравнений.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют

учебные действия

Учащиеся оперируют понятиями: степень с целым показателем;

функция, область определения, множество значений, промежутки монотонности, график функции;

тождество, уравнение.

 Применяют свойства степени для преобразования выражений; выполняют преобразования целых, рациональных выражений и решают основные виды целых, рациональных уравнений.

6 мин.

II. Изучение нового материала.

Объяснение нового

материала. Физ. минутка.

Предлагает учащимся совместно вывести способы решения показательных уравнений. Для этого сначала проговаривает теоретический материал, после с помощью примеров совместно с учащимися выводит алгоритм.

Выводит на слайд примеры уравнений. Совместно с учащимися решает их.

(Приложение 1).

Слушают объяснение учителя. Записывают примеры в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя, предлагают свои методы решения.

Проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Получение информации из источников

разных типов,

самостоятельный поиск, анализ, систематизация

информации.

Понимание преимуществ командной работы

Учащиеся, через совместную деятельность, развивают навык извлечения информации, находят общее решение задания, развивают навыки устного высказывания

15 мин.

Закрепление нового материала.

- Попробуем применить полученные знания к решению заданий из учебника.

Организует работу у доски. Вызывает учащихся по списку. Контролирует уровень понимания новой темы. Корректирует недочеты учащихся, задает вопросы.

- Записываем в тетрадь задание под номером 208. К доске пойдет решать задание (ученик)…

Каждый шаг решения проговариваем вслух.

Задания:

208. Решить уравнения:

1) ;

2);

3)

4)

210. Решить уравнение:

1)3

2)

3);

4)

5);

6).

Задает вопросы к заданиям.

-Каким способом решаем данное уравнение?

-Назовите алгоритм решения показательного уравнения выбранным методом.

Открывают учебник, читают еще раз алгоритм, записанный в учебнике. Выбранный ученик читает его вслух всему классе.

Выбранный ученик работает у доски, проговаривает решение вслух всему классу. Остальные работает в тетрадях.

Ученики отвечают на вопросы.

Самостоятельно активизируют мыслительные процессы,

правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы.

Разработка плана решения проблемы с учётом анализа

имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.

Осуществление актуализации, систематизация полученных ранее знаний по данной теме

13 мин.

III. Самоконтроль и самооценка. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Цель:

Оценить урок, выделить в сознании учащихся то, что усвоено.

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и предлагает подвести итоги урока, организуя самостоятельную работу учащихся с проверкой по эталону.

Сейчас, каждый из вас попробует выяснить на сколько он понял решение показательных уравнений различными способами.

Раздает учащимся карточки с самостоятельной работой (Приложение 2).

После выполнения выводит ответы на экран и просит сверить свои решения с готовыми.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, выполняют самостоятельную работу, проверяют правильность выполнения, оценивают друг друга, оценивают друг друга.

Понимают причины успешности не успешности учебной деятельности, устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Оценка качества своего вклада и каждого участника команды в общий результат;

Признание своего права и права других на ошибки

Подведение итогов урока через анализ своих ошибок, допущенных во время выполнения самостоятельной работы.

2 мин.

Дать подробные инструкции по выполнению письменного домашнего задания.

Параграф 12 изучить, № 212, 213, 216.

Спасибо за работу! Урок окончен.

Ученики записывают домашнее задание.

2 мин.

Приложение 1. Совместная работа с обучающимися.

1) 

2)

3)

4)

5)

6)

Приложение 2. Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1. Какое из чисел -2, 0, 1 является корнем уравнения

2. Решить уравнение:

а)

б)

в);

г)

Вариант 2.

1. Какое из чисел 3, 0, -1 является корнем уравнения

2. Решить уравнение:

а)

б)

в);

г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме" Показательные уравнения" 10кл.(2ч.)

Урок-обобщения знаний и способов решения показательных уравнений.На уроке использованы технология дифференцированного и разно-уровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-г...

Открытый урок по теме "Показательные и логарифмические уравнения"

Обобщение материала по заданной теме  в  курсе алгебры 10 класса....

Открытый урок по математике «Показательные уравнения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни»

Методическая разработка открытого урока по теме  «Целое уравнение и его корни»    Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах...

Методическая разработка открытого урока по теме "Решение показательных уравнений"

Представленный  урок проводился на первом курсе колледжа. Подходит для всех специальностей...

Методическая разработка урока по теме: "Показательные уравнения и неравенства"

Данная  разработка конспекта предусматривает использование на уроках математики интерактивных технологий....