ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
методическая разработка по математике

ДОКЛАД НА ТЕМУ:  «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Подготовил:

учитель математики

Зелинская А.Г.

Джанкой, 2022 г.

«Развитие критического мышления на уроках математики» (Слайд1)

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

                                                                                /Я.А. Коменский /  (Слайд2)

 (Слайд3) «Кто не владеет техникой какого-нибудь

   искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет

   способен создать что-нибудь  выдающееся»

                                                                                                        /И.В.Мичурин/

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления.

(Слайд4)   Учителей волнует вопрос как и какими средствами, с помощью чего достигать результатов, как формировать и развивать личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия (УУД).

 КАК УЧИТЬ, если в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.

 Одним из решений данной проблемы может быть обновление педагогических технологий.

 Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения и применения обширного арсенала образовательных технологий. 

(Слайд5) Перед  учителем, возникает проблема: какую педагогическую технологию выбрать ведущей, чтобы достичь оптимального  результата?

Благодаря способности человека мыслить,  решаются трудные задачи, совершаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно, КРИТИЧНО?

Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

(слайд 6) Эти моменты затрагивает технология развития критического мышления.

(Слайд7) Основная идея технологии развития критического мышления заключается в следующем  – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают,  сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

(Слайд8) Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп-колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), предлагает определение критического мышления, состоящее их пяти пунктов:

    1.  Критическое мышление – мышление самостоятельное.

     Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа.

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

     Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромное количество информации. И только тогда знание становится продуктивным, личностным.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

     Сторонники критического мышления считают, что учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы на основе собственного жизненного опыта, а затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставила им школа.

 4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

    Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, обоснованными доводами.

5. Критическое мышление – мышление социальное.

     Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция

      Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

(Слайд 9) Структура урока в ТРКМ включает в себя три фазы: вызова, осмысления и рефлексии.

Функции трех фаз критического мышления

(Слайд10) Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Стадия осмысления нового материала  (новой информации, идеи, понятия). - непосредственное получение новой информации, корректировка целей обучения

Стадия рефлексии предполагает:

целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

размышление, рождение нового знание;

поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

   Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс.

Технологическая карта урока (слайд 11)

Учитель

Ученик

Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает все, что знает по данной теме. Формулирует первые гипотезы, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые  хотел бы получить ответ

Осмысление

Предлагает опорный текст по теме. Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии. Управляет групповой динамикой. Поддерживает мотивацию и цели. Учит работать сообща

·  Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии.

·  Участвует в групповом взаимодействии.

·  Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

·  Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

·  Учится работать сообща

Рефлексия

Управляет подведением итогов. Ставит новые вопросы и задачи на будущее .Оценивает деятельность ученика.

Суммирует в групповой работе весь изученный материал. Задает вопросы на будущее. Делает самооценку своей деятельности

 Учителю в ТРКМ  отводится роль ведущего, направляющего, советующего (слайд 12)

  •  направляю усилия учеников в определенное русло;
  •  сталкиваю различные суждения;
  • создаю условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • даю учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Ученик в ТРКМ учится (слайд 13)

  • формировать собственное мнение;
  • совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
  • решать проблемы;
  • аргументировано спорить;
  • ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
  • уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Технология ТРКМ предлагает широкий набор методических приемов ведения урока, многие из приемов можно применять на разных фазах урока. Хочется отметить те приемы, которые  чаще всего можно  применять на уроках математики. (слайд 14)

Стадия (фаза)

Возможные приемы и методы

Вызов

Составление списка известной информации; рассказ –предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Выслушивается, записывается, обсуждается. Работа в парах, в группах, индивидуально.

Осмысление содержания

Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?»  (по мере чтения их ставят на полях); ведение различных записей; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Осуществляется контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа. Работа индивидуально или в парах.

Рефлексия

Заполнение кластеров, таблиц; установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организации различных видов дискуссий.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

(Слайд15). Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. ТРКМ ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любых из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация пройденного.

«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, «толстые» - многозначный.

Данный прием способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы, которые ведут к поиску решения проблемы.

(Слайд16) Приём «Вопросы Блума»

Между уровнями мышления и ответами на вопросы, которые мы задаем, существует прямая связь.

 (Слайд17-18) При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, анализируют идеи, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Рассмотрим несколько табличных форм, которые больше всего применимы к математике.

 (Слайд19) Это таблица Знаю-Хочу узнать-Узнал, в математике она имеет место при изучении действий с любыми числами, например:

З – что мы    

       знаем

Х – что мы        

    хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Знаю

Сложение десятичных дробей,

сравнение,….

 Хочу  узнать

Умножение десятичных дробей.

Узнал

Умножение десятичных дробей, осталось узнать

   деление…

(Слайд 20-22) Кластеры. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Главное записывать все идеи, а потом осуществлять связь.

(Слайд 23-24) Инсерт- маркировка текста значками по мере его чтения.

«v» - уже знал

«+» - новое  

«-»  - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Этот прием работает на стадии осмысления. Таким образом мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

(Слайд 25) прием Концептуальная таблица

Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

(Слайд 26-27) Можно привести такой пример, из геометрии. Такие же таблицы мы составляем по алгебре, в теме функции.

Зачем мы это делаем, нас обязывают экзамены. Задание на соответствие графиков аналитическому виду функции  

В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения, даже годами может заполняться.

 (Слайд 28) Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Этот прием может быть началом урока, когда даются утверждения по новой теме, а потом  ответы анализируются и исправляются  в конце урока . А может быть средством проверки.

Прием “Лови ошибку” (слайд 29)

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема. 

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые  достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б  - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

(Слайд 30) ВЫВОД    Таким образом, комбинируя технологические приемы, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии развития критического мышления– научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

(Слайд 32)    Подведем итоги, решать весь спектр задач современной школы средствами одной технологии сложно, необходима интеграция технологий. Только тогда мы будем способны выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по теме "Развитие критического мышления на уроках математики"

дается краткая характеристика приемов данной технологии, приводятся примеры из опыта работы по применению технологии критическогомышления на уроках математики...

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"

Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

Доклад "Использование технологии развития критического мышления на уроках физики»

В  публикуемом материале  обозначены стратегии технологии развития критическго мышления через чтение и письмо с применением на уроках физики...

Мастер-класс на тему:«Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различн...