Формирование математической грамотности
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гуслина Анна Викторовна

Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, предполагает способность человека проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в реальных жизненных ситуациях. Формирование математической грамотности может осуществляться как на уроках по математике, так и во внеурочное время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математической грамотности

обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

     Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, предполагает способность человека проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в реальных жизненных ситуациях. Формирование математической грамотности может осуществляться как на уроках по математике, так и во внеурочное время.

     Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение  - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя. Математика, как школьный предмет, обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств.

     «Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, опровергать, что и способствует формированию математической грамотности. Все математические задачи, вся математическая теория родилась из чисто практических нужд людей. Все математические знания, которые ученик получает в школе, должны стать фундаментом для его успешного развития в жизни.

     Без математических знаний затруднено восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, понимать вероятностный характер случайных событий.

     Формирование математической грамотности можно осуществлять на уроках  по математике и на внеурочных занятиях.  В процессе данной деятельности можно использовать различные образовательные технологии, такие как технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, информационные, здоровьесберегающие, игровые и проектно-исследовательские методы, которые позволяют формировать у учащихся творческие способности, развивать вариативное мышление.

     Формирование математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Задания, предлагаемые ученикам при формировании математической грамотности, можно включать как проблемный элемент в начале урока, как игровой момент на уроке, как задание для смены деятельности на уроке, как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке.

     В последнее время наблюдается постоянное увеличение объема информации, принимаемой обучающимися. Следствием этого является и увеличение умственной нагрузки на урокax.  Эти факты заставляют задуматься на тем, как поддержать у обучающихся интерес к учебному материалу, их активность на протяжении всего урока. Одной из технологий, позволяющей повысить интерес к изучаемому предмету, является образовательные онлайн платформы.

При формировании математической грамотности можно активно использовать такие образовательные компьютерные технологии, как «Сферум», «Учи.ру», «Якласс», «fg.resh.edu.ru», «sdamgia.ru».

     Платформа «Сферум» используется для дистанционного обучения и призвана сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.

     Образовательные онлайн – платформы «Учи.ру» и «Якласс» позволяют обучающимся изучать математику в интерактивной форме. Данные платформы используются на уроках математики для решения задач практического применения, на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний, для постановки домашних заданий, проверочных работ и формирования дополнительных заданий с целью отработки навыков по конкретным темам.

    Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес обучающихся к предмету.

     Представление ситуации, описанной в задании и её моделирование можно осуществлять через практическую деятельность.          

     В момент прикосновения обучающегося к различным предметам в мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся. Практическая деятельность вызывает положительные эмоции и помогает снизить умственное утомление на уроках.

     Математическая грамотность ученика – это в первую очередь хорошо сформированные вычислительные навыки и навыки устного счета. В современных условиях, не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными и играют важную роль в жизни человека.

     Один из подходов к развитию математической грамотности осуществляется через формирование умения работать с практико-ориентированной задачей. Текстовые задачи и задания на составления математической модели должны включаться в каждый урок. Задача, если она направлена на формирование математической грамотности, должна содержать проблему, представленную в контексте реальной ситуации. Практико-ориентированные задачи  можно применять на различных этапах урока: актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение.

     Существуют положительные моменты, связанные с решением практико-ориентированных задач:

- повышение мотивации учащихся к получению новых знаний;

- более осмысленное освоение нового материала;

- стремление к творческой и исследовательской деятельности;

- приобретение навыков самостоятельной и коллективной работы;

- осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.

     Систематическое решение практико-ориентированных задач на уроках математики, несомненно, дает хорошие результаты, повышая уровень математической грамотности учащихся. Решение практико-ориентированных задач готовит их не только к успешной сдаче ОГЭ, где первые пять заданий являются практико-ориентированными, но и дает ценные навыки по применению математических знаний в реальной жизни.  

     Существеннейшую роль в жизни каждого человека играет семья. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно, поэтому они играют большую роль при формировании функциональной грамотности.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам: участие в труде по домашнему хозяйству, в организации семейного досуга, в решении некоторых экономических вопросов. В жизни каждой семьи появляются задачи, при решении которых основное внимание уделяется формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях. Поэтому родителей обучающихся, при формировании математической грамотности, можно привлекать к учебному процессу. Взаимодействуя с родителями, дети лучше усваивают материал и приобретают первичный опыт использования математических знаний в быту, повышают свой уровень математической грамотности.

      Семья играет огромную роль в образовании школьника. Родители не просто вовлечены в учебный процесс, но и выступают менеджерами, выбирая для ученика дополнительные занятия в школе и за её пределами. Таким образом, они конструируют его образовательное пространство.

     Формирование математической грамотности можно осуществлять при обучении математике на внеурочных занятиях.  Внеурочная деятельность открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках современного урока. В процессе внеурочной деятельности можно использовать ресурсы ИКТ.

     Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.  Все задачи практического содержания невозможно рассмотреть в рамках урока, и в программах нет отдельной темы по решению таких задач. Практические задачи более сложные и трудоемкие. Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают сложные вычисления.  

Задания такого типа помогают ответить на вопрос: «Где в жизни вам пригодятся математические знания и умения?».

     Существует много заданий для формирования математической грамотности, связанных с разнообразными аспектами окружающей жизни, наиболее близкими к личному миру учащихся и вызывающими у них интерес. Например, измерение ширины реки, высоты дерева, скорости течения реки.

    Формирование математической грамотности – сложный и длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через современные образовательные технологии, методы и приемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности на уроках математики

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

формирование математической грамотности

как формировать математическую грамотность на уроках...

Формирование математической грамотности обучающихся.

Выступление на августовской секции по математике 2017 год...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.  Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...