Рефлексия на уроках
материал по математике
Предварительный просмотр:
«Приёмы рефлексии на уроках математики».
Согласно Закону РФ «Об Образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
В ФГОС стандарт определяет направленность общего образования на личностное развитие детей, на достижение таких метапредметных результатах как:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Что же понимается под рефлексией?
Существуют несколько подходов к определению рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
Рефлексия (в самом общем виде) – способность понимать, оценивать мысли и действия свои и другого человека. *
Психологи утверждают, что рефлексия это свойство человеческой психики, способность мышления к критическому самоанализу поступков, мыслей, чувств. Подобное свойство, позволяет, образно говоря, «оглянуться назад» и сделать необходимые выводы.
Мы же будем рассматривать особенности педагогической рефлексии в системе «учитель - ученик» по отношению к содержанию образования к формированию метапредметных умений в образовательном процессе. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет ученику и учителю оценивать свои действия и мысли, планировать деятельность, выбирать стратегию обучения.
Таким образом, рефлексия является обязательным условием развития таких качеств человека как:
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности;
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их;
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
- диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
- проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
- организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
- коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
- коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Рефлексивные умения, с помощью которых происходит осмысление, конструирование и оценка реальной деятельности, управление ею, называют метакогнитивными умениями. Выше названные педагогические функции рефлексии отображаются в следующих метакогнитивных умениях учащихся*1:
- Умение диагностировать то, что уже знает и то, что ещё не знает;
- Умение ставить перед собой определённую учебную задачу и продумывать программу её осуществления;
- Умение реализовывать намеченные планы (подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его);
- Умение регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий;
- Умение анализировать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями;
- Умение определять направление дальнейшей работы над собой.
Итак, мы видим, что рефлексия это то средство, которое позволяет нам достичь тех метапредметных результов о которых говорится ФГОС. Рефлексия это тот инструмент который позволяет нам воспитать человека – думающего, умеющего анализировать ситуацию, умеющего критически оценивать обстановку, находить пути решения, что так важно в условиях современного мира.
Рефлексия, с неё урок начинается, ею урок и заканчивается. Начиная урок мы задаемся вопросом, что мы делали на прошлом уроке, что узнали, чему научились, решая определенную задачу мы сталкиваемся с проблемой нехватки знания и начинаем планировать, что же ещё надо узнать, чему надо научиться. Заканчивая урок мы вновь задумываемся, а удалось ли нам достичь того что было запланировано, что успели сделать чего не успели, что получилось, а что наоборот вызвало затруднения. На мой взгляд, окончание урока должно быть похоже на не дописанную книгу, не досмотренный фильм, чтобы ученики понимали, что им есть ещё к чему стремиться.
Рефлексия может осуществляться по итогам различных временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Выше мы уже обговаривали, что рефлексия это способность, а значит, как любую способность её можно развивать.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
- анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и трудности учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся.
Какая рефлексия бывает?
Однозначного подхода к определению классификации рефлексии нет. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в различной литературе.
В психологии различают следующие виды рефлексии:
- Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
- Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
- Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
В педагогике различают рефлексию
- по содержанию: устная и письменная;
- по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
- по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок;
- по функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
Так же различают рефлексию собственной деятельности субъекта. Она рассматривается в трех формах:
-перспективная рефлексия проводится, как правило, в начале выполнения каждого практического задания и включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе планирования, выборе наиболее эффективных способах и приемов достижения поставленной цели
- ситуативная рефлексия проводится как правило, в процессе выполнения упражнения и предназначена для выявления непосредственной включенности обучающегося в проблему или ситуацию, осмысления её элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь» и «теперь». Как правило, такой вид рефлексии осуществляется в процессе диалога.
- ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной работы должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного результата.
Приемы организации рефлексии на уроке.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
- «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
4.Мишень настроения. День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.
- «Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 1 слово из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
- Раздражение
- Злость
- Радость
- Равнодушие.
- Удовлетворение
- Вдохновение
- Скука.
- Тревога.
- Покой.
- Уверенность
- Неуверенность.
- Наслаждение.
Рефлексия деятельности
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
1.Огонёк общения.
А) Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовало…
- Сегодня меня огорчило…
Б) На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
2.Дерево творчества. По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.
3.Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
- Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
- "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
- "Я похвалил бы себя…";
- "Особенно мне понравилось…";
- "После урока мне захотелось…";
- "Я мечтаю о …";
- "Сегодня мне удалось…";
- "Я сумел…";
- "Было интересно…";
- "Было трудно…";
- "Я понял, что…";
- "Теперь я могу…";
- "Я почувствовал, что…";
- "Меня удивило…" и т.п.
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрёл…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
- Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
- На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
- «Мишень»
11. «10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
12. «Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
13. «Пантомима». Данный приём можно применять не только в конце урока, но и после объяснения какого – либо блока материала.
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
14. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«0» - не ответил
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Рефлексия содержания учебного предмета
Рефлексия осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Этот приём рефлексии способствует осмыслению помех и затруднений в определённой ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1. «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
2. «Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
3. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
4.Незаконченные предложения. Урок :
- Привлёк меня тем…
- Показался интересным…
- Взволновал…
- Заставил задуматься…
- Навёл на размышления…
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вы считаете нужным запомнить?
- Над чем ещё надо поработать?
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- Они мне нравятся больше остальных;
- Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
- Они легче остальных заданий;
- Затрудняюсь ответить.
Выбери верное утверждение:
- Я сам не смог справиться с затруднением;
- У меня не было затруднений;
- Я только слушал предложения других;
- Я выдвигал идеи...
Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с
целью содержательной рефлексии:
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,
по просьбе учителя…):
- Что мы хотели выяснить на уроке?
- Что нам удалось узнать?
- Мы ответили на поставленный вопрос?
- Что будем делать завтра?
- Что было самым важным на уроке?
- Кто хочет кого-нибудь похвалить?
- Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
- Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
7. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью
знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал) «?» - хочу узнать
- Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
- Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Синквейн «Квадратное уравнение»:
Квадратное уравнение. (Заголовок)
Неполное, приведенное.(2 прилагательных)
Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни. (3 глагола)
Знак дискриминанта– количество корней.
(Фраза, несущая определенный смысл)
Легко. (Резюме)
Синквейн «Таблица пифагора»
Теорема Пифагора. (Заголовок)
Для прямоугольных треугольников. (Свойство)
По двум сторонам нахожу третью. (Действие)
Могу использовать в жизни. (Отношение)
Великая. (Резюме)
10.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для
5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка
в соответствии с этапами урока:
- Сначала мы рассуждали так…
- Потом мы столкнулись с проблемой…
- Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
- Мы увидели (поняли)…Значит…
- Теперь мы будем…
12.Бортовой журнал. Обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Простейший вариант бортового журнала
Уже известно | Узнал за урок (хочу узнать) |
13.Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.
Азы работы над текстом.
(найдите в тексте основные понятия и запишите их).
Ты уже знаешь последние новости?
(выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).
Известное и неизвестное.
(найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).
Что, не ждали?
(выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).
Главная мудрость.
(постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).
Поучительный вывод.
(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).
Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).
14.Работа ЗА и ПРОТИВ. Используется на заключительном этапе изучения темы. Позволяет выявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).
Пример 1
Урок в 7-ом классе. Тема урока: Треугольники. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников. Тип урока : урок систематизации и обобщения
Цель урока: развивать умение оперировать понятиями, владеть компонентами доказательства, умение высказывать оценочные суждения по заданным критериям, умение находить ошибки в информации и исправлять её, умение выслушивать мысли других, устную и письменную математическую речь, умение сотрудничать с окружающими и получать знания путем коллективной деятельности.
Суть проведения урока. В начале урока учащиеся совместно с учителем определяют цели и задачи урока. В ходе урока учащиеся работая в группах по 4 человека. Каждая группа получает задачу на доказательство. Время выполнение задания 5-10 мин. Группы рассказывают по очереди свое доказательство. Класс в это время внимательно слушает и готовится дать рецензию решению задачи и ответу группы использую критерии ответа у доски и доказательства задачи.
Таблица: Критерии ответа у доски и доказательства задачи
Выполнено (1б) | Выполнено частично (0,5 б) | Не выполнено (0б) | ||
Анализ условия задачи | Построение графической модели | Чертеж аккуратный выполнен верно, отмечены все элементы фигуры, отображено условие задачи | Чертеж построен верно, но не все элементы фигуры данные в условии отображены или чертеж не аккуратно выполнен | Чертеж сделан не верно или чертеж отсутствует |
Условие | Условие названо верно, полностью | Некоторые данные условия не были перечислены | Условие не было указано | |
требование | выполнено | частично | Не выполнено | |
Владение компонентами доказательства | Факт | Перечислены все фактические данные | Фактические данные перечислены частично | Нет фактических данных |
Обоснование | Обоснованы все факты | Фактические данные обоснованы не достаточно или обоснованы не верно | Обоснование доказательства отсутствует | |
Вывод | Вывод сформулирован верно , обоснован | Вывод сформулирован, но не обоснован | Нет вывода или вывод не верен | |
Речь учащегося | Изложение грамотное, доступное, последовательное | Нарушена последовательность изложения, правильность произношения терминов | Ответ не сопровождался монологической речью | |
Таблица взаимооценивания ответа групп при доказательстве задач
№ группы | Анализ условия задачи | Владение компонентами доказательства | Речь учащегося | Всего баллов | ||||
Построение графической модели | Условие | требование | Факт | Обоснование | Вывод | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
Выполняя рецензию ответа учащегося мы формируем умение выполнять рефлексию содержания учебного материала и деятельности одноклассника и собственной деятельности, т.к. по этим же критериям ребята могут самостоятельно проанализировать свой ответ.
Параллельно этой работе у каждой группы есть бланк самооценивания группы и самооценивания работы членов группы. С помощью которого они могли проанализировать работу группы в целом и каждого члена группы в отдельности.
Таблица самооценки работы группы
Состав группы 1____________________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________________
Найди ошибку | Решение задачи | Всего баллов |
3б | 7б | |
В конце урока можно провести рефлексию учебного материала применив рефлексивный экран.
Аналогичная работа проводится в 5-6 класса при решении текстовых задач. С помощью таблицы само и взаимоанализа решения задач и плана ответа у доски учащиеся учатся правильно и грамотно отвечать, тем самым развивая математическую речь. Учатся контролировать себя во время ответа, внимательно выслушивать ответ других учащихся и находить ошибки в решении, высказывать оценочные суждения.
Пример 2.
Приём описанный ниже позволяет не только проанализировать изученный на уроке материал, но и определить цели на следующий урок, сформировать у учащихся чувство не законченности урока, желания прийти сюда снова и продолжить беседу. Ребята уходят с урока с чувством, что им ещё многому надо научиться.
Урок в 5-ом классе. Тема: шкалы и координаты. Тип урока: открытие новых знаний.
В качестве рефлексии использовалась таблица Знать –Уметь. Совместно с учителем ребята заполняют таблицу в начале урока и определяют, что они должны узнать и чему они должны научиться за урок. Эта же таблица и помогает сформулировать цели урока.
Знать | Уметь |
Единичный отрезок | Определять значение величины по шкале |
Координатный луч | Строить координатный луч |
Координата точки | Читать координату точки |
Отмечать точки на луче по заданным координатам | |
Определять координату точки |
В конце урока вновь возвращаемся к данной таблице и анализируем, что было пройдено, а что нам осталось ещё изучить на следующий урок.
Так же в конце урока была проведена рефлексия деятельности (приём рефлексивный экран)
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
При выполнении заданий:
- У меня возникли трудности при …
- У меня не возникло трудностей и …
Пример 3.
Урок в 6-ом классе. Тема: Умножение обыкновенных дробей. Анализ контрольной работы. Этот приём можно применять с целью формирования умения видеть допущенные в работах ошибки, понимать почему эти ошибки были допущены, планировать дальнейшую образовательную деятельность.
В начале урока проводим беседу с классом. Выясняем, какие задания были в контрольной работе, какие правила, умения надо было применить при решении работы, где они могли допустить ошибки. Далее дети самостоятельно работают с рефлексивной таблицей и своими работами. Анализируют с помощью таблицы свои работы и составляют индивидуальный образовательный маршрут.
Таблица самоанализа _________________________________________
№ | задание | умение | Допущенная ошибка | Отметка ученика | Отметка учителя | Коррекционные задания |
1 | Найти произведение | Применять в ходе вычисления алгоритмы умножения обыкновенных дробей, умножения смешанных чисел, сокращения дробей | Не знание правил умножения, при умножении дробей | Повторить п. 13, составить конспект. № 433 | ||
При умножении целого числа на дробь | Повторить п. 13 №427 | |||||
При сокращении дробей | Повторить П.9, № 243,244 | |||||
При умножении смешанны чисел | Повторить п. 13 № 446 | |||||
2 | Выполнить действия | Применять в ходе вычисления алгоритмы вычитания дробей, умножения обыкновенных дробей, умножения смешанных чисел, сокращения дробей | При определении порядка действий | Повторить п. 13, 12, 11, № 445 | ||
При умножении дробей | ||||||
При вычитании дробей | ||||||
3,4 | Решить задачу | Решать задачи на нахождение части от целого, величины по его. | При анализе условия задачи | Выговская Сборник практически задач по математике № 332- 338 | ||
При определении хода решения задачи | ||||||
При нахождении дроби от числа | ||||||
При нахождении числа по его проценту | ||||||
При сравнении величин | ||||||
Вычислительные ошибки | № 472 | |||||
5 | Вычислить удобным способом | Применять свойства умножения при вычислении | Не знание распределительного свойства умножения | Повторить п.15 № 538 (д-з), №568 (в,г) | ||
Вычислительные ошибки | Повторить п. 13, 12, 11,№472,445 |
Составление индивидуального образовательного маршрута.
При выполнении контрольной работы мной были допущены следующие ошибки _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для отработки умений __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне необходимо выполнить следующие задания______________________________________________________________________________
Дома учащиеся выполняют составленный ими образовательный маршрут.
Пример 4:
6 класс Тема: Деление обыкновенных дробей. Применение приёма «Бортовой журнал»
В начале изучения темы цели ставились не на один урок, на всю тему. Цели записывались в тетрадь (можно было выполнить в форме таблицы). В конце каждого урока учащихся возвращаем к этим целям и планируем дальнейшую деятельность, а заодно и анализируем достигнутые результаты. Перед контрольной работой домашнее задание задаём дифференцированное, в зависимости от уровня усвоения темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рефлексия на уроках математики
Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания учащихся по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...

Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы
В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...

Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.
Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....

Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....
Педагогическая рефлексия как условие эффективности педагогической деятельностиМетодические рекомендации по организации рефлексии на уроках химии.
Методические рекомендации по организции рефлексии на уроках химии....
Методическая разработка. Правописание наречий (урок рефлексии/ комбинированный урок). 7 класс
М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов, у...

