Педагогическая рефлексия как условие эффективности педагогической деятельностиМетодические рекомендации по организации рефлексии на уроках химии.
статья по химии

Методические рекомендации по организции рефлексии на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya.doc90 КБ
Microsoft Office document icon refleksiya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе

Педагогическая рефлексия как условие эффективности

педагогической деятельности

«Один не разберёт, чем пахнут розы,

Другой из горьких трав добудет мёд,

Кому-то мелочь дашь, - навек запомнит,

Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймёт»

Омар Хайям

Начиная свою педагогическую деятельность, я столкнулась с серьёзной проблемой, которая заставила меня переосмыслить целый ряд представлений об учебном процессе. Дети имеют разные учебные возможности. Организуя традиционное обучение, ориентированное на всех учеников класса, нельзя обеспечить успех и развитие каждого ученика, не каждый ребенок может обучаться на одинаково высоком уровне, о чем свидетельствуют данные проведенных мною мониторингов успеваемости и качества обучения.

Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших психолого-педагогической практики. Ведущие психологи считают, что она может быть решена, если обучение имеет специальную направленность, применяется определённый метод обучения. Каждый из нас – индивидуален, по-разному мыслим, воспринимаем по-разному, у каждого разная фиксация воспринимаемого, своё видение. Причём не достаточно использовать проблемное изложение, эвристические беседы, поисковый эксперимент и т.п. Необходима система заданий, вовлекающая учащихся в ранообразную познавательную деятельность. Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим с собой: что я знаю?, чего я не знаю?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, пробы, следующий шаг.  Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ, щелчок. Современная педагогика под рефлексией понимает самоанализ деятельности и её результат, в упрощённом определении это разговор с самим с собой. Направлена на осознание пройденного пути, обдуманного, понятного каждым. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексии невозможно обучить. Можно лишь создать условия, при которых  рефлексивная «вспышка» в сознании ребёнка возникает с наибольшей вероятностью.  

Зачем необходима рефлексия на уроке?

Для учителя: оценка собственной работы, выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов.

Для ученика: подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений, отметить успехи и достижения, вывести перспективы движения.

Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызвал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Необходимо использовать природный механизм – любознательность – и включать весь возможный арсенал стимулов. Большинство требует дополнительной мотивации, и задача педагога вовлечь и сформировать устойчивый познавательный интерес различными средствами.

Следовательно, если мы хотим научиться осуществлять рефлексию над своими действиями, мы должны знать какими средствами и способами она выполняется и освоить средства и способы осуществления рефлексии, т.е. мы должны овладеть рефлексивными умениями».         

Рефлексивный анализ малополезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

Практически каждый урок химии – это новая тема. Её можно начать со стадии вызова. Это самостоятельная актуализация имеющихся знаний и пробуждение познавательной активности. Самостоятельные определения учащимися темы и аспектов, которые хотелось бы обсудить. «Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?».

Можно использовать следующие приёмы: рисунок, вопрос, задача, проблемная ситуация, мозговой штурм, работа с ключевыми терминами, перевёрнутые логические цепи. Многие проблемные вопросы и задания в химии можно начать с предложения: «Сравнить…» и т.д.

В теме «Свойства веществ. Отличие химического элемента и простого вещества» на доску выносятся ключевые слова: «атом», «химический элемент», «простое вещество» и «сложное вещество». Где можно использовать эти понятия и как? Продолжить вопросом: Можно ли отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?         Пояснить на примерах:

медь – оксид меди – медный купорос

углерод – мел – сахар

В каких случаях медь и углерод являются «простыми веществами», и в каких «химическим элементом»? Используется рефлексия содержания учебного материала для выявления уровня осознания пройденного. Используется приём работы с определением химического элемента и простого вещества. Например: из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название самого твёрдого природного вещества:

а) в состав глины входит алюминия___________________________  А

б) многие природные соединения содержат серу__________________ Л

в) из алюминия делают фольгу_______________________________ О

г) молекула вещества состоит из двух атомов кислорода__________ М

д) азот не имеет запаха_____________________________________ И

е) кислород входит в состав воды____________________________ А

ж) порошок серы имеет жёлтый цвет__________________________ Н

з) с минеральными удобрениями в почву вносят азот_____________ З

После задания можно дать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Например: стадия вызова на уроке по теме: «Лекарства». Создание проблемной ситуации «Писатель фантаст, учёный биохимик Айзек Азимов, писал: химия – это смерть, упакованный в банки и коробки». Но только ли для химии справедливо это выражение? (понимать границу собственного знания и «незнания»).

В 1891 году учёный Д.Л. Романовский сформулировал общий химиотерапевтический принцип: «Идеальным лекарством можно считать вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему». Мозговой штурм: «А что о лекарственных средствах хотели бы узнать?», «А что нам в этом поможет?».

 Уроки рефлексии, отвечающие современным требованиям требуют огромной затраты времени и индивидуальной подготовки. Наибольшее внимание на уроках уделяется групповой работе, а также работе выявления пробелов в знаниях и ликвидации их путём самостоятельного выбора одного из предложенного затруднения. Такие уроки напоминают увлекательную игру, учащиеся не только сидят пассивно, а становятся главными лицами урока. Им приходится вспоминать, делиться своими рассуждениями, отвечать на вопросы, выполнять практические задания. Все эти действия развивают такие базовые понятия, как рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность качеств. Побуждает учащихся к активной деятельности и в данном случае рефлексия нужна не только для того, чтобы проверить, как усвоен материал, но и для правильного анализа поставленных целей, что достигли, выяснили. Какие моменты у них «западают». Им предоставляется возможность самим найти свои ошибки. Например: «работа в группах», «урок лекарства».

1 группа – «Золотой фонд лекарственных средств»

2 группа – «Чудо лекарство»

3 группа – «Адресная доставка»

Работа с инструктивными картами и листы опроса ученика. Ученики должны найти ответы в течение урока, проводят собственную работу, обсуждают результаты внутри группы и предоставляют выводы всему классу. Также обязательно проведение химического эксперимента для подтверждения своих результатов. Например: 1 группа исследовала препарат из «Золотого фонда лекарственных средств».

Вопрос ученикам:

1. Сколько в медицинской практике используется вещество?

2. Можно ли назвать это лекарство «лекарством вековой давности»?

3. Какое место оно занимает в «Золотом фонде»?

4. Обоснуйте версию: Ивы, которые не страдают от того, что «их ноги растут в воде» могут быть полезны от болезней, вызванных промокшими ногами.

5. Провести химический эксперимент на исследовании свойств аспирина.

Методика проведения опыта:

Разотрите в ступке таблетку аспирина. Порошок аспирина поместите в пробирку, растворите в воде, добавьте карбонат натрия (Na2 CO3) и прокипятите. Добавьте раствор соляной кислоты (HCl) - смесь нагрейте. Что наблюдаете? Учащиеся делают вывод. После изученных вопросов рекомендуется заполнить таблицу:

«Положительное действие»

«Отрицательное действие»

Можно использовать примеры в виде приёма «маркированный текст», используя слова: противовоспалительное, противоревматическое, раздражающее, жаропонижающее, снижает иммунитет, вызывает гастрит, болеутоляющее, кислотное. В конце урока провести этап рефлексии. Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния. Предлагается ученикам дописать предложения об их впечатлениях на уроке, представленные в их листах опроса:

- самым интересным на уроке для меня было …

- самым сложным на уроке для меня было…

- сегодня на уроке я узнал…

В старших классах более глубокой становится содержательная рефлексия. Лучше всего учащиеся помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Для содержательной рефлексии можно организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критического отношения к ней и на перенормирование практики. Например: если изучили новую тему, провели научно-практическую конференцию, приняли участие в олимпиаде. Можно подумать о результатах и ответить на вопросы:

- чего вы ожидали и что получилось?

- какие этапы вы считаете наиболее удачными и почему?

- какие события были наиболее яркими?

- была ли польза от такой работы?

- что мы делали не рационально?

- перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали?

Например:  взять за основу опыт публичных выступлений при защите проектно-исследовательской деятельности учащихся в областном фестивале научных ученических обществ «Вместе в будущее-2019»: конференция «Шаг в науку. Путь к успеху», Всероссийский фестиваль «Меня оценят в XXI веке».

Вариантами письменной формы рефлексии являются: резюме, эссе, мини-сочинения составить рассказ. Например: тема «Периодическая система химических элементов». Составьте рассказ, используя понятия в логической последовательности  (задание рассчитано на более высокий уровень усвоения):

1. Химический элемент.

2. Электронные слои.

3. Протон.

4. N = 2n2 .

5. Заряд ядра.

6. Внутренний, внешний слой.

7. Атомы металлов.

8.Завершённый, незавершённый электронный слой.

9. Нейтрон

10. Изотопы.

11. Электрон.

12. Атомы неметаллов.

13. Ядро атома.

14. Общее число электронов.

15. Масса атома.

16. Атом электронейтрален.

17. Атомы инертных элементов.

Задание рассчитано на более низкий уровень усвоения.

Например: закончить предложение в листе рассказа и пересказать его.

«Периодический закон и строение атома»:

1. Главная характеристика атома - …

2. Заряд ядра численно совпадает с…

а) …

б) …

и определяется числом …

3. Изотопы – это …

4. Химический элемент – это …

5. Физический смысл порядкового номера химического элемента …

6. Электроны располагаются по электронным слоям, которые могут         быть:

а) …

б) …

7. На внешнем электронном слое может находиться не более …

8. Максимальное число электроном на внутренних электронных слоях можно рассчитать по формуле …, и т.д.

Данный вид целесообразно использовать по окончании изучения темы, проведения семинара, дидактической игры. Участникам предлагается написать небольшие по объёму тексты на тему: «Как я оценил результаты семинара?», «Что мне дало участие в конкурсе?» и т.д.  

Один из способов применения рефлексии «работа с концептуальной таблицей». Особенно полезно, когда предлагается сравнение трёх и более объектов и нескольких вопросов, например:

Объект сравнения

алканы

алкены

алкины

арены

На занятии учащиеся рефлексировали свое отношение к химии как учебному предмету. Им был предложен такой опросник:

  1. Напиши несколько прилагательных к словам: «Химия – это предмет…»
  2. Как ты думаешь, почему большинство учащихся очень посредственно занимаются химией?
  3. Как ты относишься к этому предмету?

        При изучении новой темы предлагается ряд вопросов на определение усвоения межрефлекторного совмещения информации, например: при изучении темы «Фенолы»:

        - что нового вы узнали на уроке …

        - что такое «Фенолы» …

        - напишите формулу фенола …

        - исходя из строения фенола, предположите, какие химические свойства для него характерны …

        - в чём особенности свойств фенола по сравнению со спиртами и         аренами …

        Важное место в школьном обучении химии занимает эксперимент, его доступность для каждой возрастной группы учащихся. Лабораторные опыты, практические занятия дают возможность учащимся непосредственно соприкасаться с веществами, экспериментально изучать их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций.

Химический эксперимент ставит учащихся в положение исследователей, оказывает положительные влияния на мотивацию изучения химии. Заданиями для практических занятий являются: демонстрационный эксперимент, индивидуальные задания, эксперименты в парах и т.д. Задания по выполнению практических работ являются инструкциями. Они представляют собой план по достижению учебной цели, минимум действий, который нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата. Для более высокого результата работы, обучающий должен сформулировать свои личные работы, направленные на доказательства связи теория – практика. Обычно во вступительной беседе обучающимся ставится или формируется цель.

        Например, «Я хочу:

- исследовать зависимость …;

- доказать, что …;

- убедиться в том, что …т.д.;

        Для оформления практических работ используется вариант таблицы:

Действия (название опытов, рисунки с поясняющими надписями)

Наблюдение при проведении опыта

Уравнения химических реакций и условия проводимых реакций

Объяснения наблюдаемых явлений. Выводы. Ответы на контрольные вопросы.

Например: Решение экспериментальных задач на получение и распознавание (идентификацию) органических веществ.

Программа С. Дифференцированные задания. 

Опыт 1. В пробирку прилейте каплю раствора фенола и каплю раствора хлорида железа (II) FeCl3. Какого цвета образуется раствор? Запомните: реактивом на фенол является хлорид железа (III) при этом образуется фенолят железа фиолетового цвета C6H5OH + FeCl3 -

Программа Б. Дифференцированные задания.

Опыт 2. В трёх пробирках 1, 2, 3 находятся растворы уксусной кислоты, фенола, мыла. С помощью характерных реакций определите содержимое каждой пробирки.

         

Программа А. Дифференцированные задания.

1. Докажите опытным путём, что в результате гидролиза крахмала образуется глюкоза.

2. Докажите опытным путём, что подсолнечное масло (спирто-водный раствор) содержит остатки непредельных кислот.

3. Докажите опытным путём, что сырой картофель, белый хлеб содержат крахмал.

        Практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

        Репродуктивный характер – обучающиеся пользуются подробными инструкциями. Частично поисковые требуют самостоятельного подбора материала и методики, выбора способа выполнения работы. Поисковые работы обучающиеся решают новые для них проблемы, опираясь на имеющиеся теоретические знания.

        Большинство обучающихся не ограничиваются планом – минимум, предложенным в инструкции и успешно справляются с работой по постановке своих личностных целей и рефлексии по их достижению. Это позволяет пережить состояние удовлетворённости от учения.

        Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленных на экспериментальные подтверждения теоретических предположений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

В заключении хочу сказать: вы не услышали и не увидели никаких открытий. Перечисленные типы учебных заданий используются всеми нами.

В своей статье я постаралась кратко изложить самые эффективные методики рефлексии и показала некоторые способы их проведения на уроке химии.

 

 

Введение

  1. Теоретические аспекты - метапредметность и рефлексия…………4

  1. Проведение рефлексии на уроках химии (из опыта работы)……..6

Заключение ………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………...16

 

Список литературы.

  1. Косинцева Ю.Ф. Инновационное образование как социокультурный феномен: социологический подход// Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы / под ред. Д.В. Тырсикова., Н.М. Швалевой. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. С. 33-45.
  2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия. Псков 2004, стр.208
  3. Варламова Е.П., Степанов C.IO. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. - № 5. - С. 28-44.
  4. Гусева В. Но сами мы должны уметь анализировать свою работу! // Первое сентября. 2002. №38. С.2.
  5. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. - 304 с.
  6.  Калашникова Н. А. Рефлексия как принцип философского мышления. Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2006. - 35 с.
  7.  Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.
  8.  Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002.
  9.  Россохин, А.В. Внутренний диалог и его связь с рефлексией / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова // Вопросы психологии. 2008. - №4. - С. 3-14.
  10.  Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. -№ 3.-С.25-36.
  11.  Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). – 2000. – № 1. – С. 25-27.
  12.  Щедровицкий Г.П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г.П. Щедровицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995. - С. 327-329.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе

Педагогическая рефлексия как условие эффективности

педагогической деятельности

«Один не разберёт, чем пахнут розы,

Другой из горьких трав добудет мёд,

Кому-то мелочь дашь, - навек запомнит,

Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймёт»

Омар Хайям

Начиная свою педагогическую деятельность, я столкнулась с серьёзной проблемой, которая заставила меня переосмыслить целый ряд представлений об учебном процессе. Дети имеют разные учебные возможности. Организуя традиционное обучение, ориентированное на всех учеников класса, нельзя обеспечить успех и развитие каждого ученика, не каждый ребенок может обучаться на одинаково высоком уровне, о чем свидетельствуют данные проведенных мною мониторингов успеваемости и качества обучения.

Проблема развития и совершенствования мышления учащихся – одна из важнейших психолого-педагогической практики. Ведущие психологи считают, что она может быть решена, если обучение имеет специальную направленность, применяется определённый метод обучения. Каждый из нас – индивидуален, по-разному мыслим, воспринимаем по-разному, у каждого разная фиксация воспринимаемого, своё видение. Причём не достаточно использовать проблемное изложение, эвристические беседы, поисковый эксперимент и т.п. Необходима система заданий, вовлекающая учащихся в ранообразную познавательную деятельность. Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим с собой: что я знаю?, чего я не знаю?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, пробы, следующий шаг.  Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ, щелчок. Современная педагогика под рефлексией понимает самоанализ деятельности и её результат, в упрощённом определении это разговор с самим с собой. Направлена на осознание пройденного пути, обдуманного, понятного каждым. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексии невозможно обучить. Можно лишь создать условия, при которых  рефлексивная «вспышка» в сознании ребёнка возникает с наибольшей вероятностью.  

Зачем необходима рефлексия на уроке?

Для учителя: оценка собственной работы, выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов.

Для ученика: подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений, отметить успехи и достижения, вывести перспективы движения.

Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызвал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Необходимо использовать природный механизм – любознательность – и включать весь возможный арсенал стимулов. Большинство требует дополнительной мотивации, и задача педагога вовлечь и сформировать устойчивый познавательный интерес различными средствами.

Следовательно, если мы хотим научиться осуществлять рефлексию над своими действиями, мы должны знать какими средствами и способами она выполняется и освоить средства и способы осуществления рефлексии, т.е. мы должны овладеть рефлексивными умениями».         

Рефлексивный анализ малополезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

Практически каждый урок химии – это новая тема. Её можно начать со стадии вызова. Это самостоятельная актуализация имеющихся знаний и пробуждение познавательной активности. Самостоятельные определения учащимися темы и аспектов, которые хотелось бы обсудить. «Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?».

Можно использовать следующие приёмы: рисунок, вопрос, задача, проблемная ситуация, мозговой штурм, работа с ключевыми терминами, перевёрнутые логические цепи. Многие проблемные вопросы и задания в химии можно начать с предложения: «Сравнить…» и т.д.

В теме «Свойства веществ. Отличие химического элемента и простого вещества» на доску выносятся ключевые слова: «атом», «химический элемент», «простое вещество» и «сложное вещество». Где можно использовать эти понятия и как? Продолжить вопросом: Можно ли отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?         Пояснить на примерах:

медь – оксид меди – медный купорос

углерод – мел – сахар

В каких случаях медь и углерод являются «простыми веществами», и в каких «химическим элементом»? Используется рефлексия содержания учебного материала для выявления уровня осознания пройденного. Используется приём работы с определением химического элемента и простого вещества. Например: из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название самого твёрдого природного вещества:

а) в состав глины входит алюминия___________________________  А

б) многие природные соединения содержат серу__________________ Л

в) из алюминия делают фольгу_______________________________ О

г) молекула вещества состоит из двух атомов кислорода__________ М

д) азот не имеет запаха_____________________________________ И

е) кислород входит в состав воды____________________________ А

ж) порошок серы имеет жёлтый цвет__________________________ Н

з) с минеральными удобрениями в почву вносят азот_____________ З

После задания можно дать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Например: стадия вызова на уроке по теме: «Лекарства». Создание проблемной ситуации «Писатель фантаст, учёный биохимик Айзек Азимов, писал: химия – это смерть, упакованный в банки и коробки». Но только ли для химии справедливо это выражение? (понимать границу собственного знания и «незнания»).

В 1891 году учёный Д.Л. Романовский сформулировал общий химиотерапевтический принцип: «Идеальным лекарством можно считать вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему». Мозговой штурм: «А что о лекарственных средствах хотели бы узнать?», «А что нам в этом поможет?».

 Уроки рефлексии, отвечающие современным требованиям требуют огромной затраты времени и индивидуальной подготовки. Наибольшее внимание на уроках уделяется групповой работе, а также работе выявления пробелов в знаниях и ликвидации их путём самостоятельного выбора одного из предложенного затруднения. Такие уроки напоминают увлекательную игру, учащиеся не только сидят пассивно, а становятся главными лицами урока. Им приходится вспоминать, делиться своими рассуждениями, отвечать на вопросы, выполнять практические задания. Все эти действия развивают такие базовые понятия, как рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность качеств. Побуждает учащихся к активной деятельности и в данном случае рефлексия нужна не только для того, чтобы проверить, как усвоен материал, но и для правильного анализа поставленных целей, что достигли, выяснили. Какие моменты у них «западают». Им предоставляется возможность самим найти свои ошибки. Например: «работа в группах», «урок лекарства».

1 группа – «Золотой фонд лекарственных средств»

2 группа – «Чудо лекарство»

3 группа – «Адресная доставка»

Работа с инструктивными картами и листы опроса ученика. Ученики должны найти ответы в течение урока, проводят собственную работу, обсуждают результаты внутри группы и предоставляют выводы всему классу. Также обязательно проведение химического эксперимента для подтверждения своих результатов. Например: 1 группа исследовала препарат из «Золотого фонда лекарственных средств».

Вопрос ученикам:

1. Сколько в медицинской практике используется вещество?

2. Можно ли назвать это лекарство «лекарством вековой давности»?

3. Какое место оно занимает в «Золотом фонде»?

4. Обоснуйте версию: Ивы, которые не страдают от того, что «их ноги растут в воде» могут быть полезны от болезней, вызванных промокшими ногами.

5. Провести химический эксперимент на исследовании свойств аспирина.

Методика проведения опыта:

Разотрите в ступке таблетку аспирина. Порошок аспирина поместите в пробирку, растворите в воде, добавьте карбонат натрия (Na2 CO3) и прокипятите. Добавьте раствор соляной кислоты (HCl) - смесь нагрейте. Что наблюдаете? Учащиеся делают вывод. После изученных вопросов рекомендуется заполнить таблицу:

«Положительное действие»

«Отрицательное действие»

Можно использовать примеры в виде приёма «маркированный текст», используя слова: противовоспалительное, противоревматическое, раздражающее, жаропонижающее, снижает иммунитет, вызывает гастрит, болеутоляющее, кислотное. В конце урока провести этап рефлексии. Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния. Предлагается ученикам дописать предложения об их впечатлениях на уроке, представленные в их листах опроса:

- самым интересным на уроке для меня было …

- самым сложным на уроке для меня было…

- сегодня на уроке я узнал…

В старших классах более глубокой становится содержательная рефлексия. Лучше всего учащиеся помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Для содержательной рефлексии можно организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критического отношения к ней и на перенормирование практики. Например: если изучили новую тему, провели научно-практическую конференцию, приняли участие в олимпиаде. Можно подумать о результатах и ответить на вопросы:

- чего вы ожидали и что получилось?

- какие этапы вы считаете наиболее удачными и почему?

- какие события были наиболее яркими?

- была ли польза от такой работы?

- что мы делали не рационально?

- перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали?

Например:  взять за основу опыт публичных выступлений при защите проектно-исследовательской деятельности учащихся в областном фестивале научных ученических обществ «Вместе в будущее-2019»: конференция «Шаг в науку. Путь к успеху», Всероссийский фестиваль «Меня оценят в XXI веке».

Вариантами письменной формы рефлексии являются: резюме, эссе, мини-сочинения составить рассказ. Например: тема «Периодическая система химических элементов». Составьте рассказ, используя понятия в логической последовательности  (задание рассчитано на более высокий уровень усвоения):

1. Химический элемент.

2. Электронные слои.

3. Протон.

4. N = 2n2 .

5. Заряд ядра.

6. Внутренний, внешний слой.

7. Атомы металлов.

8.Завершённый, незавершённый электронный слой.

9. Нейтрон

10. Изотопы.

11. Электрон.

12. Атомы неметаллов.

13. Ядро атома.

14. Общее число электронов.

15. Масса атома.

16. Атом электронейтрален.

17. Атомы инертных элементов.

Задание рассчитано на более низкий уровень усвоения.

Например: закончить предложение в листе рассказа и пересказать его.

«Периодический закон и строение атома»:

1. Главная характеристика атома - …

2. Заряд ядра численно совпадает с…

а) …

б) …

и определяется числом …

3. Изотопы – это …

4. Химический элемент – это …

5. Физический смысл порядкового номера химического элемента …

6. Электроны располагаются по электронным слоям, которые могут         быть:

а) …

б) …

7. На внешнем электронном слое может находиться не более …

8. Максимальное число электроном на внутренних электронных слоях можно рассчитать по формуле …, и т.д.

Данный вид целесообразно использовать по окончании изучения темы, проведения семинара, дидактической игры. Участникам предлагается написать небольшие по объёму тексты на тему: «Как я оценил результаты семинара?», «Что мне дало участие в конкурсе?» и т.д.  

Один из способов применения рефлексии «работа с концептуальной таблицей». Особенно полезно, когда предлагается сравнение трёх и более объектов и нескольких вопросов, например:

Объект сравнения

алканы

алкены

алкины

арены

На занятии учащиеся рефлексировали свое отношение к химии как учебному предмету. Им был предложен такой опросник:

  1. Напиши несколько прилагательных к словам: «Химия – это предмет…»
  2. Как ты думаешь, почему большинство учащихся очень посредственно занимаются химией?
  3. Как ты относишься к этому предмету?

        При изучении новой темы предлагается ряд вопросов на определение усвоения межрефлекторного совмещения информации, например: при изучении темы «Фенолы»:

        - что нового вы узнали на уроке …

        - что такое «Фенолы» …

        - напишите формулу фенола …

        - исходя из строения фенола, предположите, какие химические свойства для него характерны …

        - в чём особенности свойств фенола по сравнению со спиртами и         аренами …

        Важное место в школьном обучении химии занимает эксперимент, его доступность для каждой возрастной группы учащихся. Лабораторные опыты, практические занятия дают возможность учащимся непосредственно соприкасаться с веществами, экспериментально изучать их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций.

Химический эксперимент ставит учащихся в положение исследователей, оказывает положительные влияния на мотивацию изучения химии. Заданиями для практических занятий являются: демонстрационный эксперимент, индивидуальные задания, эксперименты в парах и т.д. Задания по выполнению практических работ являются инструкциями. Они представляют собой план по достижению учебной цели, минимум действий, который нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата. Для более высокого результата работы, обучающий должен сформулировать свои личные работы, направленные на доказательства связи теория – практика. Обычно во вступительной беседе обучающимся ставится или формируется цель.

        Например, «Я хочу:

- исследовать зависимость …;

- доказать, что …;

- убедиться в том, что …т.д.;

        Для оформления практических работ используется вариант таблицы:

Действия (название опытов, рисунки с поясняющими надписями)

Наблюдение при проведении опыта

Уравнения химических реакций и условия проводимых реакций

Объяснения наблюдаемых явлений. Выводы. Ответы на контрольные вопросы.

Например: Решение экспериментальных задач на получение и распознавание (идентификацию) органических веществ.

Программа С. Дифференцированные задания. 

Опыт 1. В пробирку прилейте каплю раствора фенола и каплю раствора хлорида железа (II) FeCl3. Какого цвета образуется раствор? Запомните: реактивом на фенол является хлорид железа (III) при этом образуется фенолят железа фиолетового цвета C6H5OH + FeCl3 -

Программа Б. Дифференцированные задания.

Опыт 2. В трёх пробирках 1, 2, 3 находятся растворы уксусной кислоты, фенола, мыла. С помощью характерных реакций определите содержимое каждой пробирки.

         

Программа А. Дифференцированные задания.

1. Докажите опытным путём, что в результате гидролиза крахмала образуется глюкоза.

2. Докажите опытным путём, что подсолнечное масло (спирто-водный раствор) содержит остатки непредельных кислот.

3. Докажите опытным путём, что сырой картофель, белый хлеб содержат крахмал.

        Практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

        Репродуктивный характер – обучающиеся пользуются подробными инструкциями. Частично поисковые требуют самостоятельного подбора материала и методики, выбора способа выполнения работы. Поисковые работы обучающиеся решают новые для них проблемы, опираясь на имеющиеся теоретические знания.

        Большинство обучающихся не ограничиваются планом – минимум, предложенным в инструкции и успешно справляются с работой по постановке своих личностных целей и рефлексии по их достижению. Это позволяет пережить состояние удовлетворённости от учения.

        Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленных на экспериментальные подтверждения теоретических предположений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

В заключении хочу сказать: вы не услышали и не увидели никаких открытий. Перечисленные типы учебных заданий используются всеми нами.

В своей статье я постаралась кратко изложить самые эффективные методики рефлексии и показала некоторые способы их проведения на уроке химии.

 

 

Введение

  1. Теоретические аспекты - метапредметность и рефлексия…………4

  1. Проведение рефлексии на уроках химии (из опыта работы)……..6

Заключение ………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………...16

 

Список литературы.

  1. Косинцева Ю.Ф. Инновационное образование как социокультурный феномен: социологический подход// Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы / под ред. Д.В. Тырсикова., Н.М. Швалевой. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. С. 33-45.
  2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия. Псков 2004, стр.208
  3. Варламова Е.П., Степанов C.IO. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. - № 5. - С. 28-44.
  4. Гусева В. Но сами мы должны уметь анализировать свою работу! // Первое сентября. 2002. №38. С.2.
  5. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. - 304 с.
  6.  Калашникова Н. А. Рефлексия как принцип философского мышления. Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 2006. - 35 с.
  7.  Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.
  8.  Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002.
  9.  Россохин, А.В. Внутренний диалог и его связь с рефлексией / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова // Вопросы психологии. 2008. - №4. - С. 3-14.
  10.  Слободчиков В. И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. -№ 3.-С.25-36.
  11.  Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). – 2000. – № 1. – С. 25-27.
  12.  Щедровицкий Г.П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г.П. Щедровицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995. - С. 327-329.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной пара­дигме образования ученик ...

Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Современная молодежь характеризуется наличием клипового мышления. Данный тип мышления необходимо активно использовать при обучении. Помогут в обучении логико-смысловые модели. В данной работе дано опи...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

В презентации рассматриваются субъекты образовательного процесса, характеристика и типы взаимодействия, техники и приемы активного слушания....

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

Методические рекомендации по организации рефлексии на уроках биологии

В методической разработке представлен материал по организации рефлексии на уроках биологии разного типа...