Методические рекомендации по организации рефлексии на уроках биологии
методическая разработка по биологии

Князева Ольга Викторовна

В методической разработке представлен материал по организации рефлексии на уроках биологии разного типа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_na_urokah_biologii.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе

Методические рекомендации по организации рефлексии на уроках биологии

Елфимчева Ольга Викторовна, учитель биологии первой квалификационной категории

р.п. Ишеевка, 2019 – 2020 учебный год

Содержание

  1. Введение. Теоретические аспекты по организации рефлексии на
    уроках в школе        
    стр. 3

  1. Практическая часть (из опыта работы)        стр. 4

  1. Рефлексия содержания учебного материала:  способы и приемы организации рефлексии на уроках биологии в 5 – 9 классах        стр. 4

  1. Использование дидактических карточек при организации

        рефлексии        стр. 6

  1. Рефлексия при выполнении лабораторных работ по биологии        стр.7

  1. Организация взаимоконтроля знаний учащихся на уроках 

биологии        стр. 8

  1. Заключение и выводы        стр. 9

  1. Список литературы        стр. 10

  1. Приложения        стр. 11

        


Введение
Теоретические аспекты по организации
рефлексии на уроках в школе

В настоящее время приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Английский философ Герберт Спенсер сказал «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

В связи с этим одной из задач в образовании является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.

Таким образом, организация рефлексии является важным этапом любого урока.

Что же такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Как правило, большинство педагогов этапу рефлексии  отводят место в конце урока, как бы подводя итог самого урока. На самом деле,  рефлексия может осуществляться  на любом его этапе занятия, а не только в конце его, как это принято считать.  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Существует много способов и приемов организации рефлексии на уроках. Это и синквейны, и фиш-техногии, дерево настроения и многое другое. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии, следует выделить основные функции рефлексии, а именно, на какую сферу деятельности она направлена. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Таким образом, рефлексия может:

  • выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  • отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
  • быть средством самопознания.

Практическая часть (из опыта работы)

Рефлексия содержания учебного материала:  способы и приемы организации рефлексии на уроках биологии в 5 – 9 классах

В соответствии с Федеральным базисным учебном планом количество часов, отводимое на освоение обучающимися предмета биология, уменьшилось до 1 часа в неделю по разделам ботаника и зоология. При этом содержание учебного материала существенно не изменилось. Для успешной сдачи основного государственного экзамена по биологии требуется качественная подготовка детей, начиная уже с самых первых уроков. Поэтому очень важно проводить рефлексию содержания учебного материала на каждом уроке. Это позволит во время выявить наиболее  сложные проблемы в освоении материала, с одной стороны, а с другой стороны, приучив детей к самоанализу, умению заглянуть внутрь себя, мы тем самым вкладываем в руки детей мощный инструмент, который поможет им достичь высоких результатов в любой сфере деятельности.

Одним из самых простых способов организации рефлексии на уроке является устный опрос учащихся. Например, что нового мы сегодня узнали на уроке или какую информацию на уроке вы считаете наиболее важной. Эффективность такого способа будет невысокой, так как устный опрос не позволяет задействовать всех детей. Как правило, поднимут руки и выскажут свое мнение те дети, которые не испытывают трудностей в обучении.

Если организовать рефлексию в письменной форме, т.е. каждый учащийся будет письменно отвечать на те же самые вопросы, то результат мало изменится. Как показывает практика, грамотные ответы мы увидим у тех же самых детей, а те, кто испытывает трудности в обучении, опять останутся в стороне (либо сдадут пустые бланки, либо их ответ будет не корректен).

Но, несмотря на все трудности в организации рефлексии, в целом этот этап урока является очень важным моментом, так заставляет ребенка задуматься о том, что, же он на самом деле узнал нового на уроке, насколько понял новую тему. Если данный вид деятельности будет регулярно осуществляться на каждом уроке, то рано или поздно дети привыкнут к нему, и проблем в высказывании или в написании своего мнения станет меньше.

Безусловно, рефлексивные умения, как и любые другие, у детей развиты по-разному, поэтому задача педагога состоит еще и в том, чтобы совершенствовать эти умения. На мой взгляд, нужно организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы этап рефлексии был ожидаем, значимым не только для педагога, но и для самих детей.  

Использование дидактических
карточек при организации рефлексии

Чтобы повысить мотивацию деятельности учащихся на уроке биологии, особенно в 5-6 классах, я часто привлекаю детей к самоконтролю, самооценки знаний. Многие дети не могут себя адекватно оценить и соглашаются с оценкой учителя. Для этого мной были разработаны критерии для самооценки  деятельности учащихся на уроке биологии (приложение 1). Эти критерии, в виде дидактических карточек, я раздаю учащимся в начале урока. Такой подход, с одной стороны, активизируют мотивацию деятельности учащихся, направленную на получение новых знаний. С другой стороны, просматривая критерии, дети самостоятельно задумываются над тем, что изучили на уроке, все ли они поняли, насколько они были активны на уроке. Конечно, у некоторых детей самооценка будет во многом отличаться от оценки учителя, необходима длительная работа по ее формированию. Но сам факт того, что ребенок заглянул внутрь себя, задумался о том, что он конкретно изучает на уроке, имеет большое значение для успешного освоения учебного материала в целом.

Рефлексия при выполнении лабораторных работ по биологии 

Лабораторная работа является одним из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

На мой взгляд, выполнение любой лабораторной работы связано с рефлексией. Даже если у учащихся имеется подробная инструкция по выполнению заданий, требуется умения грамотно соотнести свои действия. А это, в свою очередь, требует постоянного осмысления своих действий. Опыт показывает, что чем больше вопросов задают дети на уроке (что и как делать, правильно ли я делаю и т.д.), тем эффективнее осуществляется рефлексия.

В моей практике самым сложным этапом в лабораторной работе для детей является формулировка вывода. И это неудивительно, так как вывод, по своей сути, является общим итогом всего урока. Многие дети в качестве вывода указывают, что ими выполнено в лабораторной работе. Например, вывод в лабораторной работе в 6 классе:  «Изучили внешнее строение зеленого мха». Такая формулировка не является выводом, так как в ней отсутствует содержательная часть (что конкретно изучили). Чтобы написать вывод грамотно, необходимо проанализировать всю информацию, полученную в ходе выполнения лабораторной работы.  Например, то, что кукушкин лён имеет стебель, листья, ризоиды, коробочку со спорами и т.д.

Сформировать у детей навыки выполнения лабораторной работы – довольно сложная задача. Но, если постоянно привлекать учащихся к осмыслению полученной информации, то результат будет эффективным. Мною были разработаны памятки для учащихся о том, как грамотно написать вывод в лабораторной работе (приложение 2).

Организация взаимоконтроля знаний учащихся
на уроках биологии

Для организации рефлексии на уроках биологии в 9-х классах требуется особый подход. И, одной форм деятельности, позволяющей эффективно решить данную задачу, на мой взгляд, является взаимоконтроль знаний учащихся. Для этого мною были разработаны контрольно-измерительные материалы по разным темам. На уроке я предлагала учащимся решить один из вариантов КИМа. Затем просила детей поменяться вариантами, проверить работы друг у друга и поставить оценку. Причем, ключ к КИМам я не давала. Другими словами, учащиеся должны были выполнить оба варианта работы. Только один из вариантов они выполняли в качестве обучающегося, а другой – в качестве учителя. Первый вопрос, который задали мне дети, звучал следующим образом: «А вдруг мы неправильно оценим и сами допустим ошибки, проверяя работы других?». На этот случай есть учитель, который сумеет объективно оценить всю деятельность учащихся на уроке. Но сам факт взаимоконтроля остается неизменным, и требует от детей более глубокого, более полного осмысления изученной темы.

Этот психологический прием, позволяет мне не только развивать у детей навыки взаимоконтроля знаний, но и более эффективно формировать знания по биологии.

В моей практике был случай, когда учащийся не указал свою фамилию в проверенной им работе (хотя оценка была им выставлена). Этот факт свидетельствует о том, что данная тема, «Вирусы», была им освоена частично. Знаний, необходимых для выставления оценки, было недостаточно. И, понимая это, учащийся не написал свою фамилию. Для меня, для педагога, важно, во-первых, что подросток сам выявил у себя пробелы в знаниях. Во-вторых, видя результат данной работы, можно своевременно провести коррекцию знаний, что является немаловажным, особенно в выпускных классах.

Заключение и выводы

В заключении хочется отметить, что рефлексия является очень важным элементом любого урока. Несмотря на постоянный дефицит времени на уроке, учащиеся должны иметь возможность провести самоанализ, должны иметь возможность заглянуть внутрь себя.

Рефлексивные умения детей необходимо развивать, а для этого рефлексия должна быть регулярной на уроках.

При выборе методов рефлексии следует учитывать возрастные особенности детей.


Литература

  1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с.
  2. Герберт Спенсер. Синтетическая философия / Герберт Спенсер. - М.: Ника-Центр, Вист-С, 2010
  3. Кунаковская Л.А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А.Кунаковская . - Воронеж, 2003.- 202 с
  4. Матвеева С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования / С.Е. Матвеева // Образование и саморазвитие – 2009. - №2. - С.3-9.
  5. Митина JI. М. Психология труда и профессионального развития учителя / JI. М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
  6. Организация рефлексии на уроке https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-rieflieksii-na-urokie.html
  7. Педагогический энциклопедический словарь http://www.dictionary.fio.ru
  8. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  9. Федеральный базисный учебный план

http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pdf

  1. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - Москва.: Наследие ММК, 2005.

Приложения

Приложение 1.

Критерии для самооценки деятельности учащихся на уроке биологии

Содержание деятельности на уроке

Самооценка

Активность на уроке была невысокой. Содержание учебного материала понято частично. Могу ответить на некоторые вопросы по изучаемой  теме (вопросы после параграфа). Могу привести некоторые примеры по изучаемой теме.

3

Работал(а) на уроке активно, содержание учебного материала понято частично. Могу ответить на некоторые вопросы по изучаемой  теме (вопросы после параграфа). Могу привести некоторые примеры по изучаемой теме.

4

Работал(а) на уроке активно, содержание учебного материала понято полностью. Могу ответить на все вопросы по изучаемой теме (вопросы после параграфа). Могу самостоятельно без помощи учителя привести примеры по изучаемой теме.

5

Приложение 2.

Памятка  «Как грамотно написать вывод в лабораторной работе»

  1. Вывод должен соответствовать цели работы: читаем цель работы и формулируем вывод согласно цели.
  2. Вывод должен быть конкретным: в выводе указываем конкретную информацию.
  3. Вывод должен быть кратким: находим в выводе слова и предложения, без которых он не меняется, и опускаем их. Например, не стоит писать в выводе о том, как интересно было выполнять данную работу или как понравилась, или не понравилась сама работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории

Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников с нарушением зрения

Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о  психофизических особенностяхдетей с нарушением зрения и основных требованиях к организации обучения лиц данной категории в...

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития

Важным условием  активизации познавательной деятельности  является  введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии

Материал содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ

laquo;Есть учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – которые стремятся устранить недостатки воспитанников прямым и, казалось бы, самым надежным путем: выставляют наружу детские слабости в над...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по биологии

Для организации процесса дистанционного обучения по биологии существует множество цифровых ресурсов, которые отвечают требованиям....