Главные вкладки

    Статья на тему:
    Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности. Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста.

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Эссе о проблемах учителя в школе, особенно - молодого специалиста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Корпачёв Вячеслав Викторович

    Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности.

    Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста

          Деятельностные механизмы профессионального развития предполагают прежде всего практико-ориентированную модель профессиональной подготовки, нацеленную на формирование личностно-профессиональных компетенций деятельности — как идеальной, мыслительной, познавательной, так и социально-практической, к числу которых относится и педагогическая деятельность.

          Такого рода деятельностный подход в подготовке педагогических кадров подразумевает приоритет принципа самостоятельного, самодеятельного, опирающегося прежде всего на собственные внутренние психосоциальные резервы развития личности, развития, в котором социальные механизмы играют роль побудительных мотивов  и закрепляющих оснований личностного самосовершенствования и самореализации.

       Проще говоря, стать истинным практикующим и высокопрофессиональным педагогом можно только тогда, когда педагог-аспирант (не в значении аспирант, готовящий кандидатскую диссертацию, а в смысле — тот, кто истинно желает стать педагогом) осознаёт предмет своего желания, чётко представляет степень своей подготовленности к этой профессии и понимает, какие недостатки он должен исправить в себе и какие препятствия он должен преодолеть — препятствия личностного и социально-профессионального планов — для того, чтобы стать настоящим учителем, профессионалом своего дела.  

       Именно в деятельности, в ежедневной практической педагогической деятельности и вырабатываются механизмы профессионального роста и самоопределения. В школу приходит — при всех возможных достоинствах даже предполагаемой идеальной системы высшего педагогического образования — по сути, «сырой» педагог, пока ещё не овладевший тонким и сложным механизмом каждодневного общения с детьми, детьми самого разного уровня развития, воспитания, с самым разнообразным background' ом. И ты, учитель, должен со «всем этим» (а «всё это» - живые люди, самые уязвимые для влияния, в том числе и для дурного влияния - дети) справиться и справляться ежедневно, ежечасно, ежеминутно. То есть для того, чтобы учить, ты должен прежде всего управлять — управлять процессом обучения, управлять субъектами обучения — детьми.

        Нет учения без субъекта научения, а субъекта научения нет без соответствующей мотивации и настроя на обучение, мотивации и настроя, определяющих позицию ребёнка по отношению к учителю и к его предмету и создающих соответствующий тип поведения ученика. Учитель своим поведением, своей деятельностью должен создавать такую мотивацию, направлять стремления детей, управлять их мыслительной деятельностью — а она есть у всех, даже у так называемых педагогически трудных детей. А эта мыслительная деятельность, в свою очередь, направленная в нужное русло конкретной учебной деятельности, обязательно и гарантированно создаст и засеет тем, что нужно, плодотворное поле познавательной активности ребёнка.

         Конечно, по большому счёту, такое искусство управления приходит позже, по мере накопления опыта, как сказано у Толстого - «всё образуется». Но, при прочих равных условиях, несомненно, лучше быть подготовленным к разнообразным, и в том числе непростым педагогическим ситуациям, подготовленным хотя бы на уровне моделирования такой ситуации. И в данном случае огромную роль приобретает именно психолого-педагогическое образование. Именно деятельностная, практическая личностно-ориентированная и более того, детско-ориентированная психология может стать огромным и часто незаменимым помощником начинающего — да и опытного — педагога. Лучше начинать с метода проб и попыток, чем потом, в школьной практике, действовать методом проб и ошибок с детьми в качестве подопытных кроликов.  

        Следовательно, деятельность учителя — это прежде всего своего рода управленческо-развивающая деятельность по сотворению личности. Недаром есть старая мудрая фраза: «Учитель — это второй родитель».  Как смехотворно и недаьновидно поэтому выглядят некоторые современные разговоры о «смерти» педагогики! (см. например, глупую реплику в общем-то неглупого журналиста Михаила Бударагина: http://vz.ru/columns/2014/10/30/713021.html).

        Боже ты мой, да что толку в этом море всем доступной информации, в котором люди — и дети особенно! - тонут как слепые котята. Ими манипулируют и вертят их умами и предпочтениями и мнениями как хотят — те, кто владеет информацией или доступом к ней. Люди не знают то, что им нужно знать, чтобы жить в этом мире конкуренции и потребительства, а мозги их забиты такой чушью, что мерзостно и говорить об этом. И как Сократ в древних Афинах, так и сейчас нужен учитель — тот, кто не даёт знания, а освещает путь к истинному, жизненно важному знанию для человека, помогает ребёнку — становящемуся взрослому человеку — выплыть в этом безбрежном бездонном океане современного глобального — рыночного, конкурентного, часто безжалостного мира.

          Разумеется, педагог должен следовать древней максиме: «Врачу, исцелись сам!». Педагог должен профессионально владеть приёмами и методами рефлексии своей профессиональной позиции и педагогической деятельности, знать и применять методику самоанализа урока, анализировать свои действия в повседневной учебной работе, видеть недостатки в своей профессиональной компетенции и выбирать пути их исправления, коррекции, преодоления.

        Рефлексия предполагает соотнесение  методов и продуктов своей деятельности с методами и результатами деятельности других педагогов — как в школе, где работает педагог, так и шире — в профессиональном педагогическом  сообществе своего округа, города, да и всей страны (благо современные интернет-технологии предоставляют здесь огромные возможности — личные сайты и страницы учителей, форумы, блоги, вебинары, социальные сети работников образования — неплохая сеть: http://nsportal.ru/).

         Главную роль в личностном и профессиональном самопозиционировании учителя играет, конечно, непосредственно педагогический коллектив образовательного учреждения, где трудится педагог. Именно педагоги школы являются тем референтным сообществом, с которым себя — явно или неявно, но всегда и безусловно, как и в любой непосредственной профессиональной среде — сравнивает педагог, на которое он равняется — будь то в позитивном или даже негативном плане (как не-образец для подражания) и от которой он отталкивается в своей самооценке и саморефлексии.

        Высокопрофессиональный, эмпатический, сплочённый, доброжелательный, коммуникабельный педагогический коллектив очень важен при вхождении молодого педагога в профессиональную среду. Он даёт ему чувство уверенности, он его поддержит, подскажет и посоветует, он — тот тыл, который как семья — должен быть — и всё! Дружелюбно и участливо настроенные коллеги — добрая половина успешности педагога в школе. Вторая половина успеха — налаженные отношения, гармоничная коммуникация  с детьми. Но ключевой камень свода арки, который и держит весь свод личностно-профессиональной успешной самореализации педагога (или тот раствор, который цементирует этот свод) — это личные человеческие, нравственные и профессиональные качества учителя.

        Это и есть треугольник состоятельности  и самостояния педагога, его истинной самоактуализации: 1) личные человеческие, именно — душевные и духовные качества; 2) дети, школьники как равноправные партнёры общения и совместной учебной деятельности (партнёрство не умаляет и отвергает, а предполагает отношения научения-учения, обучающего наставничества), 3) профессиональный педагогический коллектив, опора, помощник и наставник педагога, особенно — молодого специалиста.

         Связав неразрывно личностные качества педагога и его деятельность, мы обрисовали контуры желаемого облика учителя, своего рода идеального учителя, каким мы хотели бы его видеть — и каким сами бы хотели стать.    

         

       

     

         

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация плана профессионального развития как одно из условий подготовки к аттестации

    Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.Вот как определяет понятие «сам...

    Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"

    разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ....

    Развитие навыков словообразования как метод подготовки к выполнению части «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ и ГИА

    Наши школьные учебники содержат недостаточное количество упражнений для развития лексико-грамматических навыков, которые необходимы при  выполнении части «Лексика и грамматика» в формате ГИА и ЕГ...

    Профессиональная преемственность как условие становления молодого учителя

    В статье рассматривается проблема профессионального становления молодого учителя, ее условия и особенности....

    Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

    Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

    Организация различных видов групповой работы и влияние их на готовность специалистов служб сопровождения к профессиональной деятельности

    В презентации рассматириваются интересные виды групповой работы для повышения квалификации специалистов служб сопровождения замещающих семей....

    «Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»

    Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...