Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности. Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста.
статья на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Эссе о проблемах учителя в школе, особенно - молодого специалиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Корпачёв Вячеслав Викторович

Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности.

Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста

      Деятельностные механизмы профессионального развития предполагают прежде всего практико-ориентированную модель профессиональной подготовки, нацеленную на формирование личностно-профессиональных компетенций деятельности — как идеальной, мыслительной, познавательной, так и социально-практической, к числу которых относится и педагогическая деятельность.

      Такого рода деятельностный подход в подготовке педагогических кадров подразумевает приоритет принципа самостоятельного, самодеятельного, опирающегося прежде всего на собственные внутренние психосоциальные резервы развития личности, развития, в котором социальные механизмы играют роль побудительных мотивов  и закрепляющих оснований личностного самосовершенствования и самореализации.

   Проще говоря, стать истинным практикующим и высокопрофессиональным педагогом можно только тогда, когда педагог-аспирант (не в значении аспирант, готовящий кандидатскую диссертацию, а в смысле — тот, кто истинно желает стать педагогом) осознаёт предмет своего желания, чётко представляет степень своей подготовленности к этой профессии и понимает, какие недостатки он должен исправить в себе и какие препятствия он должен преодолеть — препятствия личностного и социально-профессионального планов — для того, чтобы стать настоящим учителем, профессионалом своего дела.  

   Именно в деятельности, в ежедневной практической педагогической деятельности и вырабатываются механизмы профессионального роста и самоопределения. В школу приходит — при всех возможных достоинствах даже предполагаемой идеальной системы высшего педагогического образования — по сути, «сырой» педагог, пока ещё не овладевший тонким и сложным механизмом каждодневного общения с детьми, детьми самого разного уровня развития, воспитания, с самым разнообразным background' ом. И ты, учитель, должен со «всем этим» (а «всё это» - живые люди, самые уязвимые для влияния, в том числе и для дурного влияния - дети) справиться и справляться ежедневно, ежечасно, ежеминутно. То есть для того, чтобы учить, ты должен прежде всего управлять — управлять процессом обучения, управлять субъектами обучения — детьми.

    Нет учения без субъекта научения, а субъекта научения нет без соответствующей мотивации и настроя на обучение, мотивации и настроя, определяющих позицию ребёнка по отношению к учителю и к его предмету и создающих соответствующий тип поведения ученика. Учитель своим поведением, своей деятельностью должен создавать такую мотивацию, направлять стремления детей, управлять их мыслительной деятельностью — а она есть у всех, даже у так называемых педагогически трудных детей. А эта мыслительная деятельность, в свою очередь, направленная в нужное русло конкретной учебной деятельности, обязательно и гарантированно создаст и засеет тем, что нужно, плодотворное поле познавательной активности ребёнка.

     Конечно, по большому счёту, такое искусство управления приходит позже, по мере накопления опыта, как сказано у Толстого - «всё образуется». Но, при прочих равных условиях, несомненно, лучше быть подготовленным к разнообразным, и в том числе непростым педагогическим ситуациям, подготовленным хотя бы на уровне моделирования такой ситуации. И в данном случае огромную роль приобретает именно психолого-педагогическое образование. Именно деятельностная, практическая личностно-ориентированная и более того, детско-ориентированная психология может стать огромным и часто незаменимым помощником начинающего — да и опытного — педагога. Лучше начинать с метода проб и попыток, чем потом, в школьной практике, действовать методом проб и ошибок с детьми в качестве подопытных кроликов.  

    Следовательно, деятельность учителя — это прежде всего своего рода управленческо-развивающая деятельность по сотворению личности. Недаром есть старая мудрая фраза: «Учитель — это второй родитель».  Как смехотворно и недаьновидно поэтому выглядят некоторые современные разговоры о «смерти» педагогики! (см. например, глупую реплику в общем-то неглупого журналиста Михаила Бударагина: http://vz.ru/columns/2014/10/30/713021.html).

    Боже ты мой, да что толку в этом море всем доступной информации, в котором люди — и дети особенно! - тонут как слепые котята. Ими манипулируют и вертят их умами и предпочтениями и мнениями как хотят — те, кто владеет информацией или доступом к ней. Люди не знают то, что им нужно знать, чтобы жить в этом мире конкуренции и потребительства, а мозги их забиты такой чушью, что мерзостно и говорить об этом. И как Сократ в древних Афинах, так и сейчас нужен учитель — тот, кто не даёт знания, а освещает путь к истинному, жизненно важному знанию для человека, помогает ребёнку — становящемуся взрослому человеку — выплыть в этом безбрежном бездонном океане современного глобального — рыночного, конкурентного, часто безжалостного мира.

      Разумеется, педагог должен следовать древней максиме: «Врачу, исцелись сам!». Педагог должен профессионально владеть приёмами и методами рефлексии своей профессиональной позиции и педагогической деятельности, знать и применять методику самоанализа урока, анализировать свои действия в повседневной учебной работе, видеть недостатки в своей профессиональной компетенции и выбирать пути их исправления, коррекции, преодоления.

    Рефлексия предполагает соотнесение  методов и продуктов своей деятельности с методами и результатами деятельности других педагогов — как в школе, где работает педагог, так и шире — в профессиональном педагогическом  сообществе своего округа, города, да и всей страны (благо современные интернет-технологии предоставляют здесь огромные возможности — личные сайты и страницы учителей, форумы, блоги, вебинары, социальные сети работников образования — неплохая сеть: http://nsportal.ru/).

     Главную роль в личностном и профессиональном самопозиционировании учителя играет, конечно, непосредственно педагогический коллектив образовательного учреждения, где трудится педагог. Именно педагоги школы являются тем референтным сообществом, с которым себя — явно или неявно, но всегда и безусловно, как и в любой непосредственной профессиональной среде — сравнивает педагог, на которое он равняется — будь то в позитивном или даже негативном плане (как не-образец для подражания) и от которой он отталкивается в своей самооценке и саморефлексии.

    Высокопрофессиональный, эмпатический, сплочённый, доброжелательный, коммуникабельный педагогический коллектив очень важен при вхождении молодого педагога в профессиональную среду. Он даёт ему чувство уверенности, он его поддержит, подскажет и посоветует, он — тот тыл, который как семья — должен быть — и всё! Дружелюбно и участливо настроенные коллеги — добрая половина успешности педагога в школе. Вторая половина успеха — налаженные отношения, гармоничная коммуникация  с детьми. Но ключевой камень свода арки, который и держит весь свод личностно-профессиональной успешной самореализации педагога (или тот раствор, который цементирует этот свод) — это личные человеческие, нравственные и профессиональные качества учителя.

    Это и есть треугольник состоятельности  и самостояния педагога, его истинной самоактуализации: 1) личные человеческие, именно — душевные и духовные качества; 2) дети, школьники как равноправные партнёры общения и совместной учебной деятельности (партнёрство не умаляет и отвергает, а предполагает отношения научения-учения, обучающего наставничества), 3) профессиональный педагогический коллектив, опора, помощник и наставник педагога, особенно — молодого специалиста.

     Связав неразрывно личностные качества педагога и его деятельность, мы обрисовали контуры желаемого облика учителя, своего рода идеального учителя, каким мы хотели бы его видеть — и каким сами бы хотели стать.    

     

   

 

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация плана профессионального развития как одно из условий подготовки к аттестации

Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.Вот как определяет понятие «сам...

Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста

адаптация и оказание педагогической и психологической поддержки молодого педагога...

Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"

разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ....

Система комплексной безопасности образовательной организации в условиях ведения ФГОС

В последние годы в России уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ). Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары, массовы...

Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)

Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)воспитат...

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

План профессионального становления молодого специалиста

План профессионального становления молодого специалиста...