Реализация плана профессионального развития как одно из условий подготовки к аттестации
статья по теме

Баринов Андрей Сергеевич

 

Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ– целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, он составляет индивидуальные планы своего профессионального развития. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, различных докладов и выступлений обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ

“Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,

сколько бы вы ни знали, знанию и образованию

нет ни границ, ни пределов”

Н.А. Рубакин

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски.

Форм методической работы в школе большое множество. К числу положительно зарекомендовавших себя относятся:

  1. предметные методические объединения,
  2. проблемные семинары и практикумы,
  3. школы молодого учителя,
  4. школы передового опыта,
  5. индивидуальная работа с учителями,
  6. проведение открытых и показательных уроков,
  7. научно-педагогические конференции и педагогические чтения,
  8. ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры,
  9. моделирование и анализ педагогических ситуаций,
  10. творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы и др.

Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.

        Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, он составляет индивидуальные планы своего профессионального развития. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, различных докладов и выступлений обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Написание плана профессионального развития – это творческая работа, это прогнозирование своего профессионального роста, развития, это средство, помогающее учителю подняться над повседневностью, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения.

Для чего необходим данный план развития и как его использовать?

Прежде всего, это личный план человека, который необходим ему для тщательного обдумывания и планирования собственных целей, а также способов их достижения и реализации.

Он помогает лучше разобраться в самом себе, своих желаниях и стремлениях. Он позволяет вам отчитываться перед самим собой и контролировать свою работу. Он все время напоминает и не дает забывать вам о вашей мечте!

С другой стороны, план профессионального развития помогает вам во взаимоотношениях со своим непосредственным руководителем в части подготовки отчетов о проделанной работе, при обсуждении проделанной работы с руководителем и постановке целей на следующий период.

Данный план может стать эффективным инструментом личного и профессионального роста и развития, а также базисом и отправной точкой для проведения регулярных оценок и аттестаций сотрудников.

Если представить  мою деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится:

  1. изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
  1. посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
  2. периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
  3. систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  4. повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

На основании выбранной темы разрабатываю план профессионального развития над поставленной перед собой проблемой. В плане указываю:

  1. название темы;
  2. основные цели и задачи;
  3. предполагаемый результат;
  4. этапы работы;
  5. сроки выполнения каждого этапа;
  6. способ демонстрации результата проделанной работы;
  7. форма отчета по проделанной работе.

В индивидуальном плане профессионального развития прописываю  результаты, которые должны быть достигнуты за определенный срок:

  1. повышение качества преподавания предмета (показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  2. разработанные методические пособия, учебники, программы, сценарии, исследования;
  3. разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  4. доклады, выступления;
  5. разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  6. выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  7. разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  8. создание комплектов педагогических разработок;
  9. проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

План проф. развития является основным документом для прохождения педагогом аттестационных процедур. В процессе реализации программы в нее включают информацию:

  1. о наиболее значимых и интересных учебных и внеклассных занятиях, их анализ;
  2. об участии учителя в методической работе и его творческой деятельности в образовательном учреждении и вне его (педагогические чтения, семинары, научно-практические конференции, педагогические советы, временные творческие коллективы и т.д.), а также данные диагностики учащихся;
  3. результаты педагогических исследований.

По каждому из разделов плана в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного. Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:

  1. не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа - пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
  2. не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите прежде всего то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
  3. стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.

Дополнением к индивидуальному плану профессионального развития педагога может служить портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 5 лет. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы). Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это может быть портфолио достижений педагога, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Следует помнить, что представляемый аттестуемым портфолио помогает судить о результативности деятельности педагога.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  1. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  2. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  3. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  4. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !